Пособие по доходам 2013

Многих по сегодняшний день мучает вопрос — Нужно ли делать запись в трудовой книжке индивидуального предпринимателя о его трудовой деятельности.

ВОПРОС: В случае, когда у индивидуального предпринимателя нет наемных работников, следует ли ему вести трудовую книжку на самого себя? Если человек прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и поступает на работу к другому работодателю, нужно ли новому работодателю делать запись в трудовой книжке о его прошлой работе в качестве индивидуального предпринимателя?

В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ работодатель (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. Поэтому, если у индивидуального предпринимателя работают работники по трудовому договору, то он обязан вести на них трудовые книжки, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а так же порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей утверждены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225 «О трудовых книжках».

В статье 66 ТК РФ, а в соответствии с ней и в Постановлении Правительства РФ от 16 апреля 2003г. № 225 «О трудовых книжках» указано, что в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а так же основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение. По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

Как видно из вышеперечисленных норм, все записи в трудовую книжку производятся в отношении определенного работника. Для того, чтобы получить статус работника, необходимо вступить в трудовые отношения с работодателем путем заключения трудового договора. В статье 56 ТК РФ сказано, что трудовой договор является соглашением между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник (ст. 56 ТК РФ). В связи с тем, что индивидуальному предпринимателю законодатель определил статус работодателя, а не работника, то он, соответственно, не может заключить трудовой договор с самим собой (это будет противоречить трудовому кодексу, так как не будет второй стороны в трудовых отношениях), поэтому вести трудовую книжку на самого себя у него нет никаких законных оснований.

Что касается того, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, то это опять имеет отношение только к работнику. Так как индивидуальному предпринимателю законодатель определил свой правовой статус, то в подтверждение своей трудовой деятельности он будет иметь свои документы, установленные законом. На основании ст. 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 года № 349 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей» установлена форма № 61001 «Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя», а так же № 65001 «Свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя».

Что касается трудового стажа ИП, то согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» трудовой стаж — это трудовой стаж — учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получении пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» страховой стаж — это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а так же иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. На основании ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: «. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой».

Таким образом, основным документом, подтверждающим трудовую деятельность и трудовой стаж ИП будет свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве ИП.

В данном случае возникает еще один вопрос: Если человек прекратил деятельность в качестве ИП и поступает на работу к другому работодателю, нужно ли новому работодателю делать запись в трудовой книжке о его прошлой работе в качестве индивидуального предпринимателя?

Здесь существует две точки зрения по поводу — делать ли запись в трудовой книжке индивидуального предпринимателя:

  1. Как было сказано выше, ИП яв.ляется работодателем, а не работником. В трудовом же кодексе РФ ст 66 установлено, что в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а так же основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Поэтому внесение сведений в трудовую книжку , не предусмотренных законом, может расцениваться как нарушение.
  2. Лицо, заключившее трудовой договор с работодателем, становиться работником. Если в трудовой книжке не отразить прежнюю трудовую деятельность лица, то тогда может создаться ситуация, что работодатель принимая бывшего ИП на работу, ухудшает его положение по сравнению с другими работниками, так как не учитывается общий трудовой стаж, который необходим для исчисления, например, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и согласно Федеральному закону от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию». Однако указанный закон не ставит в строгую зависимость исчисление трудового стажа при выплате указанных пособий от указания данного стажа в трудовых книжках. Так, согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются в периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а так же периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В соответствии с данным законом был принят Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.02.2007г. № 91 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам», согласно которому (пункт 11) периоды деятельности ИП, индивидуальной трудовой деятельности , трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды подтверждаются:

а) за период до 1 января 1991 года — документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате платежей на социальное страхование;

б) за период с 1 января 1991 года по 31 декабря 2000года, а так же за период после 1 января 2003 года — документом территориального органа Фонда социального страхования РФ об уплате платежей на социальное страхование.

О фиксировании в трудовой книжке страхового стажа работника — бывшего ИП, подтвержденного указанными документами , в случае его устройства на работу в Постановлении Правительства РФ от 16 апреля 2003г. № 225 «О трудовых книжках», а так же в Постановлении Минтруда РФ от 10 октября 2003г. № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» указаний не содержится. Однако данный страховой стаж может найти свое отражение в личной карточке работника (форма Т-2). Так, согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации (Постановление Госкомстата РФ от 5 января 2004г. № 1) стаж работы (общий, непрерывный, дающий право на надбавку за выслугу лет, дающий право на другие льготы, установленные в организации и др.) рассчитывается на основании записей в трудовой книжке и (или) иных, подтверждающих соответствующий стаж документов.

alianskadrovic.ru

Казенное учреждение является одним из трех типов государственных (муниципальных) учреждений, создаваемых Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями. Правовое положение казенных учреждений и особенности функционирования установлены в ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.

Казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Вопросы налогообложения казенных учреждений являются очень актуальными, при этом основные проблемы возникают при расчетах с бюджетом по НДС и по налогу на прибыль.

Реформирование бюджетной сферы, связанное с вступлением в силу Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ , привело к созданию трех типов государственных (муниципальных) учреждений. В действующей редакции Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) (ст. 120 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) установлено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, и при этом государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
——————————–
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // СЗ РФ. 10.05.2010. N 19. Ст. 2291.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ.

Отметим, что в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ , вступающим в силу с 1 сентября 2014 г., изменяется понятие юридического лица. Так, в новой редакции понятие юридического лица (в части, имеющей отношение к казенным учреждениям) дается следующим образом:
«Статья 48. Понятие юридического лица
1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения».
——————————–
Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Если в действующей до 1 сентября 2014 г. редакции ГК РФ было определено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом , то в новой редакции перечень некоммерческих организаций носит закрытый характер и значительно уточнен.
——————————–
Пункт 3 ст. 50 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ).

С 1 сентября 2014 г. согласно новой редакции юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в одной из относящихся к одиннадцати типам организационно-правовых форм, в их числе (пп. учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения.
При этом в соответствии с новой редакцией п. 4 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
В таблице 1 представлены данные о количестве действующих в Российской Федерации государственных (муниципальных) учреждений.

——————————–
Таблица составлена авторами по данным официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru по состоянию на 11.08.2014 (за исключением Крымского федерального округа).

Казенное учреждение, в соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», также введенной Федеральным законом N 83-ФЗ, является одним из трех типов государственных (муниципальных) учреждений, создаваемых Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями. Правовое положение казенных учреждений и особенности функционирования установлены в ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ). Общероссийским классификатором организационно-правовых форм ОК 028-2012 казенным учреждениям присвоен код 2 09 04. Данные по казенным учреждениям в Российской Федерации представлены в таблице 2.
——————————–
Приказ Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора организационно-правовых форм ОК 028-2012».

Источник: составлено авторами по данным официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (на 11.08.2014) www.bus.gov.ru.

Казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Рассмотрим особенности правового положения казенных учреждений, определенные в ст. 161 БК РФ, касающиеся вопросов налогообложения:
– Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
– Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
– Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ.
– Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.
– Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ.
– Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.
– Казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.
Следует отметить, что изменения в ГК РФ, внесенные вышеуказанным Федеральным законом N 99-ФЗ, не привели к изменениям в Бюджетном кодексе в части казенных учреждений.
Согласно новой редакции ст. 56 ГК РФ юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, а ответственность казенного учреждения по своим обязательствам определяется правилами, приведенными в таблице 3.

Ответственность казенных учреждений в соответствии с ГК РФ

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.
Учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п. п. 4 – 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.
По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения

Государственное учреждение и муниципальное учреждение
1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.
4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества

Кроме финансирования из соответствующего бюджета согласно смете, а также осуществления, в соответствии с учредительными документами, приносящей доход деятельности, казенные учреждения могут быть получателями грантов. В современных условиях гранты, предоставляемые (как правило, в результате конкурсного отбора) для реализации конкретных проектов в области науки, культуры, образования и т.д., получили широкое распространение. В части казенных учреждений законодательство Российской Федерации не ограничивает права юридического лица на участие в конкурсе на получение гранта , и если казенное учреждение будет определено победителем конкурса, финансовое обеспечение для реализации целей, на достижение которых предоставляется грант, должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, установленных ст. 70 БК РФ, и на основании бюджетной сметы с учетом ограничений, предусмотренных ст. 161 БК РФ. Гранты могут быть учреждены Президентом Российской Федерации, российскими или иностранными организациями, гражданами для проведения различных программ, мероприятий, исследований, при этом порядок и условия выделения грантов регламентируются положениями, утвержденными на соответствующем уровне.
——————————–
См. Письмо Минфина России от 30.08.2013 N 02-13-09/35843.

Если казенное учреждение – победитель конкурса на получение гранта находится в ведении главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС), являющегося организатором конкурса, данный главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает доведение соответствующих лимитов бюджетных обязательств до учреждения. Если ГРБС не является организатором конкурса, то соответствующие бюджетные ассигнования должны быть переданы в установленном бюджетным законодательством порядке от ГРБС организатора конкурса тому ГРБС, в ведении которого находится казенное учреждение, для доведения до него соответствующих лимитов бюджетных обязательств. При этом в соответствии с п. 3 ст. 217 БК РФ в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения, увеличивающие бюджетные ассигнования, предусмотренные соответствующим казенным учреждениям – получателям бюджетных средств, в объемах поступивших грантов .
——————————–
Письмо Минфина России от 16.05.2012 N 06-03-07/2.

Казенные учреждения в настоящее время являются плательщиками (а в ряде случаев и/или налоговыми агентами) налогов и сборов, установленных в ст. ст. 13 – 15 НК РФ и подразделяемых на федеральные, региональные и местные, порядок исчисления и уплаты которых регулируется нормами НК РФ.
К федеральным налогам и сборам, уплачиваемым казенными учреждениями, относятся:
– налог на добавленную стоимость;
– акцизы;
– налог на доходы физических лиц (в качестве налогового агента);
– налог на прибыль организаций;
– налог на добычу полезных ископаемых;
– водный налог;
– сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
– государственная пошлина.
К региональным налогам, плательщиками которых являются казенные учреждения, относятся:
– налог на имущество организаций;
– транспортный налог.
К местным налогам, плательщиками которых являются казенные учреждения, относят земельный налог.
Нельзя не отметить и тот факт, что казенные учреждения также являются плательщиками обязательных страховых взносов (эти платежи в настоящее время не являются налоговыми, т.е. их уплата не устанавливается НК РФ):
– на обязательное пенсионное страхование;
– на обязательное медицинское страхование;
– на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
– на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Ранее первые три из перечисленных видов страховых взносов входили в состав единого социального налога (ЕСН), начисление и уплата которого регламентировались нормами гл. 24 НК РФ .
——————————–
Глава 24 НК РФ утратила силу с 1 января 2010 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В настоящее время исчисление и уплата данных страховых взносов казенными учреждениями осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» соответственно.
В российской налоговой системе предусмотрены также специальные налоговые режимы, однако НК РФ прямо устанавливает невозможность применения некоторых из них для казенных учреждений.
Например: в части ЕСХН – пп. 4 п. 6 ст. 346.2; в части УСН – пп. 17 п. 3 ст. 346.12.
Однако в части ЕНВД НК прямо не устанавливает невозможность его применения казенными учреждениями.
К сожалению, налоговая статистика и аналитика, представленная на интернет-сайте налоговых органов, не дает возможности выявить суммы налоговых поступлений от казенных учреждений. Это связано с тем, что форма 1-НОМ рассматривает начисления и поступления налогов и сборов в разрезе основных видов экономической деятельности, а казенные учреждения, с одной стороны, можно отнести к коду 1400 «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение», а с другой стороны, казенные учреждения оказывают услуги и выполняют работы, связанные с разными направлениями деятельности .
——————————–
На сайте www.bus.gov.ru в разделе «Аналитика по учреждениям» можно получить развернутую информацию о видах деятельности учреждений.

При этом казенные учреждения обязаны ежегодно подтверждать основной вид фактически осуществляемой деятельности , в зависимости от которого определяется риск травматизма работников и соответствующее страховое обеспечение, которое регулируется размером тарифа, зависящим от классов профессионального риска по различным видам деятельности.
——————————–
Согласно Постановлению ФАС ВСО от 30.04.2013 N А33-12934/2012 основной вид деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены общие сведения о видах экономической деятельности организации (учреждения).

Казенные учреждения осуществляют ведение бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению , в котором для расчетов по платежам в бюджеты предусмотрен счет 0 303 00 000. На этом счете отражаются суммы налогов, взносов, начисленных учреждением в соответствии с законодательством РФ и подлежащих уплате им в качестве налогоплательщика (плательщика взносов). Также на данном счете учитываются расчеты учреждения по налогам, которые перечисляются им в бюджет в качестве налогового агента (например, НДФЛ).
——————————–
Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (ред. от 24.12.2012).

Согласно п. 103 Инструкции N 162н учет расчетов по платежам в бюджеты ведется на следующих счетах:
0 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;
0 303 02 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;
0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
0 303 06 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
0 303 07 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС»;
0 303 08 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС» (до 2012 г.);
0 303 09 000 «Расчеты по дополнительным страховым взносам на пенсионное страхование»;
0 303 10 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии»;
0 303 11 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии» (до 2014 г.);
0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций»;
0 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».
Казенное учреждение должно утверждать учетную политику как для целей бухгалтерского учета согласно ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», так и для целей налогообложения. Применительно к казенным учреждениям вопросы, подлежащие закреплению в приказе по учетной политике в части налогообложения, рассмотрены С. Валовой .
——————————–
Валова С. Учетная политика для целей налогообложения // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 1. С. 20 – 27.

Наиболее значимыми при рассмотрении вопроса о налогообложении казенных учреждений являются вопросы, связанные с НДС и налогом на прибыль. Отметим, что казенные учреждения, являющиеся работодателями, исполняют обязанности налогового агента в части НДФЛ и здесь никаких специфических особенностей не существует. Особенности обложения налогом на добавленную стоимость установлены в гл. 21 НК РФ. При этом применительно к казенным учреждениям в ст. 143 НК РФ не сказано, что казенные учреждения не являются плательщиками НДС, однако в соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 не признается объектом налогообложения выполнение казенными учреждениями работ (оказание услуг). Согласно позиции Пленума ВАС РФ, высказанной в Постановлении от 30.05.2014 N 33 , государственные и муниципальные учреждения могут являться плательщиками НДС по совершаемым финансово-хозяйственным операциям, если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях в порядке, предусмотренном ст. 125 ГК РФ.
——————————–
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (размещено на сайте ВАС РФ 24.06.2014).

В том случае, когда казенное учреждение получает от контрагента доходы в виде неустойки (штрафа, пени) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по государственному (муниципальному) контракту, эти доходы не включаются в налоговую базу по НДС (они не поименованы в перечне операций, признаваемых объектом обложения НДС, который определен в п. 1 ст. 146 НК РФ).
Казенные учреждения являются плательщиками НДС в случае реализации объектов основных средств. При этом согласно п. 3 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации объекта, в стоимости которого был учтен НДС, определяется как разница между продажной (рыночной) ценой с учетом налога и остаточной стоимостью и к данной налоговой базе применяется расчетная ставка 18/118 в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ.
Плательщиком НДС казенное учреждение будет и в случае выдачи трудовой книжки работнику, который заключает трудовой договор впервые . В случае увольнения сотрудника казенного учреждения и удержания из заработной платы компенсации за стоимость спецодежды М. Алексеева отмечает неоднозначность позиций Минфина России (компенсация подлежит обложению НДС) и судебных органов (компенсация не подлежит обложению НДС) .
——————————–
См. Письмо Минфина России от 16.08.2013 N 03-03-05/33508.
Алексеева М. Вопрос-ответ // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 2. С. 75 – 76.

Если казенное учреждение осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в части НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ, необходимо вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).
В соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 174, п. 3 ст. 80 НК РФ с 1 января 2014 г. казенные учреждения – плательщики НДС обязаны представлять декларации по налогу на добавленную стоимость только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота . При этом казенные учреждения, являющиеся плательщиками НДС, должны вести в соответствии с п. 3 ст. 160 НК РФ в общеустановленном порядке журналы полученных и выставленных счетов-фактур, а также книгу покупок и книгу продаж, правила ведения которых установлены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137. Однако с 1 января 2015 г. казенные учреждения – налогоплательщики не будут обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в соответствии с пп. «а» п. 4 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 20.04.2014 N 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
——————————–
См. Письмо Минфина России от 08.10.2013 N 03-07-15/41875, Информацию ФНС России «О представлении декларации по НДС в электронной форме», Письмо ФНС России от 18.02.2014 N ГД-4-3/2712.

Налогообложение прибыли организаций, в том числе и казенных учреждений, осуществляется в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 247 прибылью признается превышение суммы полученных доходов над величиной произведенных расходов, которые определяются по правилам гл. 25 НК РФ.
В части налога на прибыль перечень доходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций, установлен ст. 251 НК РФ. На основании пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ к таким доходам отнесены доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций. В целях налогообложения прибыли доходы, полученные казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг, от исполнения государственных (муниципальных) функций, а также расходы, связанные с их оказанием (исполнением), не учитываются при определении налоговой базы согласно пп. 33.1 п. 1 ст. 251 и п. 48.11 ст. 270 НК РФ .
——————————–
См. Письма Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040, от 30.01.2013 N 03-03-05/1758, от 30.01.2013 N 03-03-06/4/1760, от 12.08.2013 N 03-03-06/4/32634, от 12.08.2013 N 03-03-06/4/32650, от 20.05.2014 N 03-03-06/4/23877.

Казенным учреждениям предоставлено право осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено в учредительном документе и закреплено в уставе. С 1 января 2012 г. доходы, полученные казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ, абз. 2 п. 4 ст. 298 ГК РФ, ч. 7, 8 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ). При этом казенное учреждение действует не от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а только от своего имени, заключая не государственный (муниципальный) контракт, а гражданско-правовой договор.
Доходы казенных учреждений от приносящей доход деятельности, получаемые казенными учреждениями, включая внереализационные доходы, облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 248 НК РФ). При этом расходы, фактически осуществленные учреждениями в связи с ведением коммерческой деятельности, не учитываются в целях налогообложения прибыли в соответствии с абз. 3 пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1 ст. 252 НК РФ .
——————————–
См. также Письмо Минфина России от 27.05.2013 N 03-03-06/4/18915.

В случае получения казенными учреждениями средств в виде неустойки (штрафа, пени), полученных от поставщиков (исполнителей, подрядчиков) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом, данные средства признаются доходами соответствующего публично-правового образования и не учитываются в составе налогооблагаемых доходов, т.к. РФ и иные публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль на основании ст. 246 НК РФ. Соответственно, такие средства не учитываются у казенного учреждения (государственного (муниципального) заказчика) при формировании базы по налогу на прибыль .
——————————–
См. Письма Минфина России от 28.08.2013 N 03-03-06/4/35325, от 27.02.2013 N 03-03-06/4/5745, от 09.07.2012 N 03-03-06/4/70, от 05.12.2012 N 03-03-06/4/112.

Казенные учреждения могут получать денежные средства или имущество в виде пожертвований. При этом в соответствии со ст. 582 ГК РФ, а также п. 2 ст. 251 НК РФ при получении имущества в виде пожертвований должен быть обеспечен раздельный учет. При соблюдении условий, перечисленных в п. 2 ст. 251 НК РФ, пожертвования не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций , однако при заполнении декларации по налогу на прибыль необходимо заполнить лист 07 .
——————————–
См. Письмо Минфина России от 14.12.2012 N 03-03-06/4/115.
См. разъяснения УФНС России по г. Москве, представленные в Письме от 03.09.2012 N 16-15/082383@.

В соответствии с положениями ст. 41 БК РФ пожертвования от физических и юридических лиц являются доходами соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и если казенное учреждение получило пожертвование от юридического или физического лица в виде денежных средств, то они подлежат перечислению в бюджет, а в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения без внесения изменений в закон (решение) о бюджете. Соответственно, на сумму денежных поступлений могут быть увеличены лимиты бюджетных обязательств, доводимые до казенного учреждения .
——————————–
См. Письмо Минфина России от 17.05.2011 N 02-03-09/2016.

Нередко казенные учреждения списывают объекты основных средств. В целях налогообложения прибыли при списании объектов основных средств стоимость материалов, полученных при демонтаже объектов, признается внереализационным доходом учреждения (п. 13 ст. 250 НК РФ).
При реализации лома черных и цветных металлов обязанности по уплате НДС у казенных учреждений не возникает на основании пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, однако в части налога на прибыль в силу п. 1 ст. 249 НК РФ выручка, полученная от продажи металлолома, в целях налогообложения прибыли признается доходом, полученным от реализации. Однако согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от продажи материальных запасов (в частности, металлолома), учреждение вправе уменьшить на стоимость реализованного, определенную в порядке, установленном абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.
В случае выявления казенным учреждением излишков материально-производственных запасов и прочего имущества в результате инвентаризации доходы в размере рыночной стоимости имущества подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов . Это касается и выявленных в ходе инвентаризации излишков денежных средств в кассе казенного учреждения. При этом доходы, полученные казенным учреждением от выявленных излишков, относятся на статью 180 «Прочие доходы» КОСГУ .
——————————–
См. Письмо Минфина России от 14.02.2012 N 03-03-05/11.
Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н.

Мы не рассматривали полный перечень доходов, получив которые казенные учреждения обязаны уплатить налог на прибыль. В частности, Т.В. Липкина выделяет 13 видов таких доходов .
——————————–
Липкина Т. Налоговый учет казенных учреждений // Налоговый учет для бухгалтера. 2013. N 12. С. 11 – 15.

Государственная пошлина является федеральным сбором. Казенные учреждения освобождаются от уплаты госпошлины только за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в своих наименованиях (пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ). Иных льгот в отношении казенных учреждений НК РФ не предусмотрено.
Транспортный налог является региональным налогом, и согласно ст. 356 НК РФ законодательной власти субъектов РФ предоставлено право предусматривать налоговые льготы и основания для них при установлении транспортного налога . Специальных льгот для казенных учреждений по уплате транспортного налога не установлено. Согласно ч. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения по транспортному налогу, приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ.
——————————–
См. разъяснения Минфина России, представленные в Письме от 21.04.2009 N 03-05-04-01/16.

Казенное учреждение обязано начислять транспортный налог с момента регистрации транспортного средства. В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства или снятия его с учета в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное ТС было зарегистрировано у налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
При этом месяц регистрации ТС, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с учета автотранспорта в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц . Важно учитывать, что если автомобиль находится длительное время на ремонте и не эксплуатируется, то казенное учреждение не освобождается от начисления и уплаты транспортного налога . Однако если транспортное средство числится в угоне и данный факт соответствующим образом задокументирован, на период его розыска казенное учреждение освобождается от уплаты транспортного налога (при представлении в налоговый орган документа, подтверждающего факт кражи (угона) в соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ.
——————————–
См. Письмо Минфина России от 19.08.2013 N 03-05-06-04/33827.
См. Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-05-05-04/01.

Налог на имущество организаций является региональным налогом. Специальных льгот для казенных учреждений по уплате налога на имущество не установлено. Однако имеются льготы в перечне, установленном в ст. 381, которые могут быть применены к казенным учреждениям. Следует учитывать, что 1 января 2013 г. вновь приобретенные транспортные средства, являющиеся движимым имуществом казенного учреждения, в силу пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не признаются объектом обложения налогом на имущество (ранее автотранспорт включался в расчет среднегодовой стоимости имущества и базу для расчета налога на имущество).
Земельный налог является местным налогом и порядок его исчисления и уплаты регулируется нормами гл. 31 «Земельный налог» НК РФ и принятыми в соответствии с ней нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п. 1 ст. 387 НК РФ).
Плательщиками земельного налога признаются учреждения, которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Если у учреждения земельные участки находятся на праве безвозмездного срочного пользования или на праве аренды, то оно, согласно п. 2 ст. 388 НК РФ, не является плательщиком земельного налога.
В данной статье мы не рассматривали налоги и сборы, уплачиваемые казенными учреждениями в связи с осуществлением специфических видов деятельности.
Соглашаясь с мнением Л.С. Смирновой о несправедливости отсутствия возможности у казенных учреждений уменьшать доходы на величину расходов при налогообложении прибыли, считаем целесообразным исключить из перечней плательщиков налогов и сборов казенные учреждения.
——————————–
Смирнова Л.С. Комментарий к Письму Минфина России от 12.08.2013 N 03-03-06/4/32634 [Об уплате налога на прибыль казенными учреждениями при ведении деятельности, не являющейся госуслугой] // Нормативные акты для бухгалтера. 2013. N 18. С. 15.

Это обосновывается тем, что финансирование казенных учреждений осуществляется на основе сметы, все доходы казенных учреждений являются доходами соответствующего бюджета, соответственно, при налогообложении доходов и имущества происходит фактически «перекладывание средств из одного кармана в другой». Так, федеральные казенные учреждения будут уплачивать налоги на имущество и транспортный налог в региональный бюджет, земельный налог в местный бюджет и налог на прибыль в соответствии с установленным распределением. Таким образом, налоговые расходы казенных учреждений формируют налоговые доходы того же бюджета или бюджетов другого уровня. Исключение казенных учреждений из состава налогоплательщиков приведет к тому, что у казенных учреждений не будет обязанности вести налоговый учет и подавать налоговую декларацию. При этом существенно снизится и трудоемкость ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях, а также объем работ по операциям, связанным с санкционированием расходов, лимитами бюджетных обязательств, снизится нагрузка на органы Федерального казначейства и налоговые органы.
Бухгалтерский учет и налогообложение должны быть эффективными, но при этом разумными и экономными. Денежные средства, получаемые бюджетами разных уровней как налоговые доходы от казенных учреждений, на наш взгляд, не покрывают затрат на их учет и администрирование. Однако для этого необходимо провести детальный анализ налоговых доходов, поступающих в бюджеты всех уровней от казенных учреждений.

Ю.П.Никольская
Кандидат экономических наук,
доцент,
профессор
кафедры бухгалтерского учета и аудита
Московского университета МВД России

А.А.Спиридонов
Доцент,
заведующий кафедрой
бухгалтерского учета,
экономического анализа
и оценки собственности
Федерального автономного образовательного
учреждения дополнительного образования
«Государственная академия строительства
и жилищно-коммунального комплекса»

www.finexg.ru

При каких условиях казенные учреждения могут осуществлять деятельность, приносящую доходы? Вправе ли они распоряжаться доходами, полученными от такой деятельности? Как отразить средства, поступающие от плательщиков в рамках приносящей доход деятельности, в бюджетном учете? Учитываются ли доходы, полученные от такой деятельности, при исчислении НДС и налога на прибыль? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

В соответствии с п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если подобное право предусмотрено в его учредительном документе.
Таким образом, возможность осуществления деятельности, приносящей доходы, а также виды этой деятельности обязательно прописываются в уставе казенного учреждения. Осуществление деятельности, не установленной уставом, запрещается.

…3.2. Учреждение имеет право осуществлять следующие виды
деятельности, приносящей доходы:
3.2.1. Проведение архивной практики.
3.2.2. Предоставление пользователю архивными документами
справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, а также
подлинников и (или) копий необходимых ему документов.
3.2.3. Оказание юридическим и физическим лицам услуг:
— по реставрации, подшивке и переплету документов, книг;
— по упорядочению документов;
— по разработке нормативно-методических документов,
регламентирующих организацию документов в делопроизводстве и работе
архивов организаций.
3.2.4. Использование документов Учреждения, а также других архивных
документов в том числе для составления архивных справок тематического,
генеалогического и биографического характера.
3.2.5. Проведение методических консультаций по работе служб
документационного обеспечения архивов организаций.
3.2.6. Временное хранение документов с неистекшими сроками
хранения, передаваемых ликвидируемыми организациями.
3.2.7. Проведение консультации по вопросам поиска документов и
составление запроса заявителя.
3.3. Учреждение имеет право осуществлять приносящую доход
деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради
которых оно создано.
3.4. Тарифы на платные услуги Учреждения утверждаются главой
местного самоуправления…

При указании видов приносящей доход деятельности в уставе следует избегать таких формулировок, как «и иные виды приносящей доход деятельности» или «и иные виды приносящей доход деятельности в соответствии с законодательством РФ».
Как было указано выше, в силу п. 4 ст. 298 ГК РФ и п. 3 ст. 161 БК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность на основании своих учредительных документов. Иными словами, устав учреждения должен содержать исчерпывающий перечень таких видов деятельности.
Деятельность, которая прямо не определена в уставе, будет признана незаконной даже при наличии формулировки, якобы позволяющей учреждению осуществлять прочие виды деятельности.

Доходы, полученные казенным учреждением от деятельности, приносящей доход, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Самостоятельно распоряжаться такими доходами казенное учреждение не вправе. Указанные положения закреплены в п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ.
Напомним, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ). Таким образом, единственным источником финансирования подобных учреждений являются бюджетные средства.
Исходя из вышесказанного в качестве источника финансового обеспечения осуществления деятельности, приносящей доход, казенному учреждению также доводятся соответствующие лимиты бюджетных обязательств (письма Минфина РФ от 14.12.2011 N 02-03-11/5595, от 20.06.2011 N 02-03-06/2736).
При формировании бюджетных ассигнований главные распорядители рассчитывают их с учетом объемов расходов по приносящей доход деятельности, осуществляемой казенными учреждениями.
В отношении исправительных казенных учреждений доходы, полученные от привлечения к труду осужденных, поступают в виде дополнительного источника бюджетного финансирования. Так, согласно п. 7, 8 Порядка N 73н*(1) в сумме средств, поступивших в бюджет от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, ОФК отражает на лицевом счете исправительного учреждения дополнительный источник бюджетного финансирования. При этом использование дополнительного источника бюджетного финансирования осуществляется учреждением, как обычно, в пределах доведенных ему в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

Исходя из того, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения, в том числе деятельности, приносящей доход, осуществляется за счет бюджетных средств, в соответствии с инструкциями N 157н *(2) и N 162н *(3) операции в рамках такой деятельности отражаются в бюджетном учете с указанием в 18-м разряде номеров счетов кода 1 «Бюджетная деятельность».
Доходы, полученные в рамках приносящей доход деятельности, поступают в бюджет минуя лицевой счет казенного учреждения. Стоит отметить, что казенные учреждения осуществляют лишь расходные операции с лицевого счета. Каких-либо поступлений (за исключением восстановлений расходов, возвратов дебиторской задолженности) на указанный счет не производится.
Исходя из этого зачисление в бюджет средств, полученных казенным учреждением от приносящей доход деятельности, осуществляется на основании расчетных документов, оформляемых юридическими или физическими лицами, которым оказывались услуги (выполнялись работы, поставлялись товары). Иными словами, перечисление доходов в бюджет производится непосредственно плательщиками. Казенное учреждение как бы является посредником между бюджетом и плательщиком.

Обратите внимание! В отдельных случаях средства, полученные от приносящей доход деятельности, могут поступать на банковские счета казенных учреждений. Напомним, что такие счета могут быть открыты в следующих случаях:
1) если казенное учреждение находится за пределами территории РФ. В этом случае учреждение вправе открывать счета в учреждениях ЦБ РФ и иных кредитных организациях для осуществления операций со средствами, поступающими ему в том числе от приносящей доход деятельности (Письмо Минфина РФ от 25.04.2014 N 02-01-08/19570);
2) для осуществления валютных операций. Казенные учреждения вправе открывать валютные счета в кредитных организациях для проведения расчетов с нерезидентами в рамках осуществляемой ими приносящей доход деятельности. При этом зачисленные на такие счета средства, полученные от приносящей доход деятельности, после конвертации в валюту РФ должны быть перечислены в бюджет (Письмо Минфина РФ от 13.09.2012 N 02-03-09/3686).

Начисление доходов в бюджетном учете казенные учреждения отражают следующей бухгалтерской записью (п. 78 Инструкции N 162н):
Дебет соответствующих аналитических счетов счета 1 205 00 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам»
Кредит соответствующих аналитических счетов счета 1 401 10 100 «Доходы экономического субъекта»
Применение конкретного аналитического счета зависит от статьи КОСГУ, используемой в отношении вида дохода в соответствии с Указаниями N 65н*(4), к примеру:
— по доходам, полученным от сдачи имущества в аренду, применяется статья 120 «Доходы от собственности» КОСГУ, следовательно, в бюджетном учете операции по начислению такого дохода отразятся проводкой дебет счета 1 205 21 560 / кредит счета 1 401 10 120;
— по доходам, полученным от оказания платных услуг, от реализации готовой продукции (товаров), – статья 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ – проводка дебет счета 1 205 31 560 / кредит счета 1 401 10 130;
— по доходам, полученным от применения мер принудительного взыскания (поступление штрафов, пеней, неустоек), – статья 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ – проводка дебет счета 1 205 41 560 / кредит счета 1 401 10 140.
Поступление доходов в бюджет. В бюджетном учете казенных учреждений операции по зачислению в бюджет доходов отражаются следующими бухгалтерскими записями (п. 78, 104 Инструкции N 162н):

Казенное учреждение, выступающее администратором доходов бюджета

Казенное учреждение, выполняющее отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет:

— при направлении извещения о планируемых к поступлению в бюджет доходов, полученных от плательщиков

— при получении извещения о зачислении доходов в бюджет

Пример 1
Доходы исправительной колонии (казенное учреждение), полученные от реализации спецодежды, изготовленной осужденными, составили 150 000 руб. Учреждение является администратором доходов бюджета.
В бюджетном учете учреждения операции по начислению и поступлению указанных доходов в бюджет в соответствии с Инструкцией N 162н и разъяснениями, приведенными в Письме Минфина РФ от 14.05.2016 N 02-07-10/28325, отразятся следующим образом:

Начислены доходы, полученные от реализации готовой продукции (спецодежды)

Поступили денежные средства, полученные от реализации готовой продукции, в доход бюджета

Стоит отметить, что операции по поступлению доходов, полученных от реализации готовой продукции, полученной от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, отражаются по соответствующим счетам бюджетного учета, включающим в 1-17-й разряды номера счета код дохода федерального бюджета 1 14 11 000 01 0000 440 «Доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду (в части реализации готовой продукции)».

Пример 2
Казенное учреждение сдает помещение в аренду. Стоимость арендной платы по договору составила 30 000 руб. Учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.
В бюджетном учете казенного учреждения начисление и поступление доходов отразятся следующим образом:

Направлено извещение в адрес администратора доходов о перечислении арендатором арендной платы

Особенности поступления доходов наличными денежными средствами. Поскольку средства, полученные казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, не поступают на их лицевой счет, возникает вопрос: как осуществляется зачисление в бюджет доходов, если они поступили в кассу учреждения, и как отразить такие операции в учете?
Особенности взноса в бюджет доходов, полученных от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, рассмотрены в Письме Минфина РФ N 02-03-06/2530, Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.3-366 от 02.06.2011.
Согласно разъяснениям, приведенным в письме, вносятся казенным учреждением поступления, полученные от оказываемых им платных услуг, поступившие в установленных случаях в наличной форме в кассу, по объявлению на взнос наличными (ф. 0402001). В случае сдачи сумки с наличными деньгами инкассаторскими работниками оформляется препроводительная ведомость к сумке (ф. 0402300). При этом оформление названных документов осуществляется с учетом следующих требований:
– в поле «От кого» объявления указываются фамилия и инициалы представителя казенного учреждения, сдающего денежную наличность, в таком же поле препроводительной ведомости – полное или сокращенное наименование казенного учреждения;
— в поле «Получатель» объявления (препроводительной ведомости) – полное или сокращенное наименование органа Федерального казначейства, в скобках полное или сокращенное наименование администратора доходов от приносящей доход деятельности;
— в поле «ИНН» объявления (препроводительной ведомости) – ИНН администратора доходов от ПДД;
— в поле «Источник поступления» казенное учреждение – наименование вида средств – «Средства от приносящей доход деятельности».
Поступления средств, полученных казенным учреждением от оказываемых им платных услуг, на единый счет соответствующего бюджета учитываются как поступления минуя счет 40101.
Отражение операций по взносу в бюджет средств, поступивших в кассу казенного учреждения от оказания им платных услуг, рассмотрим на примере.

Пример 3
Библиотека в соответствии с уставом оказывает платные услуги по ксерокопированию. Плата за услуги вносится в кассу учреждения. За июль 2016 года общая сумма собранных средств составила 2 300 руб. На основании объявления на взнос наличными кассир вносит указанные средства в бюджет. Учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.
В бюджетном учете данные операции отразятся следующим образом:

Поступила в кассу плата за услуги по ксерокопированию

Начислены доходы, полученные от оказания платных услуг

Внесены денежные средства в банк для зачисления на лицевой счет администратора доходов бюджета (направлено извещение в адрес администратора доходов)

* Указанная бухгалтерская запись не предусмотрена Инструкцией N 162н, поэтому ее применение необходимо согласовать с главным распорядителем бюджетных средств.

При исчислении налога на прибыль. При исчислении налога на прибыль в налогооблагаемой базе учитываются доходы, полученные от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, установлены ст. 251 НК РФ. Данный перечень доходов является закрытым.
До 2015 года на основании пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ (в старой редакции) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывались доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций. То есть положения указанной нормы подлежали применению только в тех случаях, когда услуги (работы) и иные функции, оказываемые (выполняемые) казенными учреждениями за плату, относятся к государственным и (или) муниципальным. В остальных случаях средства, получаемые казенными учреждениями за оказанные услуги (работы) и выполнение иных функций, подлежали учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ в пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, с 1 января 2015 года при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ). Таким образом, с указанной даты не облагаются налогом на прибыль все средства, полученные казенными учреждениями от платных услуг (работ), независимо от того, являются данные услуги (работы) государственными (муниципальными) услугами (работами) или нет. Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина РФ от 01.06.2016 N 03-07-11/31666, от 18.02.2015 N 03-03-06/4/7571.
На основании вышеизложенного не облагаются налогом на прибыль, в частности, доходы, полученные казенными учреждениями:
— от сдачи имущества в аренду, в том числе средства, поступающие от арендаторов в возмещение платы за коммунальные услуги, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (письма Минфина РФ от 14.08.2015 N 03-03-05/47288, от 28.04.2015 N 03-03-05/24417);
— от оказания услуг по изготовлению архивных коробов, а также от оказания услуг, связанных с проведением обследований (Письмо Минфина РФ от 20.08.2015 N 03-03-05/48137);
— от оказания (выполнения) прочих платных услуг (работ) (Письмо Минфина РФ от 01.06.2016 N 03-07-11/31666).
Иные доходы, полученные казенным учреждением, подлежат учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке. В частности, на основании письменных разъяснений Минфина подлежат обложению налогом на прибыль следующие доходы:
— в виде сумм страхового возмещения, полученных от страховой организации по договорам ОСАГО; сумм возмещения ущерба, полученного в размере, необходимом для восстановительного ремонта; стоимости материалов, полученных при демонтаже или разборке основных средств, приобретенных за счет средств федерального бюджета; стоимости излишков нефинансовых активов, которые выявлены в результате инвентаризации, обращенных в федеральную собственность (Письмо от 25.03.2016 N 03-03-05/16706);
— от сдачи имущества в металлолом (письма от 07.04.2016 N 03-03-06/3/19798, от 18.02.2016 N 03-03-05/8970);
— от реализации имущества, в том числе реализации деловой и дровяной древесины (Письмо от 18.12.2015 N 03-03-06/4/74504);
— от реализации продукции (товаров), выпускаемых казенными учреждениями ФСИН (изготовленной осужденными лицами, привлеченными к труду в исправительных колониях) (письма от 16.11.2015 N 03-03-10/65972, от 22.05.2015 N 03-03-10/29583, от 21.05.2015 N 03-03-06/4/29151).
При исчислении НДС. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом п. 2 данной статьи определен перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения.
Так, в соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения НДС. В связи с этим работы (услуги), выполняемые (оказываемые) казенными учреждениями, в том числе на платной основе, не облагаются НДС (Письмо Минфина РФ от 01.06.2016 N 03-07-11/31666).
Отдельные операции, освобождаемые от обложения НДС, приведены в ст. 149 НК РФ.
В отношении реализации казенными учреждениями товаров стоит отметить, что такие операции не включены ни в п. 2 ст. 146 НК РФ, ни в ст. 149 НК РФ. Поэтому при реализации казенным учреждением товаров НДС применяется в общеустановленном порядке. Напомним, что согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров признается передача права собственности на товары.
Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина РФ от 25.07.2016 N 03-07-11/43314, от 14.08.2015 N 03-03-05/47288, от 27.03.2015 N 03-03-05/16992.

Итак, казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такая деятельность прямо установлена в его уставе. Доходы, полученные от указанной деятельности, подлежат зачислению в бюджет на основании расчетных документов плательщиков (то есть минуя лицевой счет казенного учреждения). Отражение поступления указанных доходов в бюджетном учете будет зависеть от того, является казенное учреждение администратором доходов бюджета либо выполняет только отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет. Доходы, поступившие в наличной форме, зачисляются в бюджет на основании объявления на взнос наличными. При этом заполнение такого документа имеет свои особенности.
Доходы, полученные от оказания (выполнения) казенными учреждениями платных услуг (работ), не облагаются ни НДС, ни налогом на прибыль. При этом с доходов, полученных от реализации товаров, казенные учреждения должны исчислять указанные налоги в общеустановленном порядке.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Порядок отражения на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в территориальных органах Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, операций по финансовому обеспечению осуществления функций указанных учреждений, источником которого являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности, утв. Приказом Минфина РФ от 21.07.2010 N 73н.

*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.

*(3) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.

*(4) Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.

Л. Ларцева,
эксперт журнала «Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение»

Журнал «Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», N 9, сентябрь 2016 г., с. 13-23.

www.finexg.ru

Еще по теме:

  • Закону рф о гос пенсиях Многих по сегодняшний день мучает вопрос - Нужно ли делать запись в трудовой книжке индивидуального предпринимателя о его трудовой деятельности. ВОПРОС: В случае, когда у индивидуального предпринимателя нет наемных работников, следует ли ему вести трудовую книжку на самого себя? Если человек прекратил деятельность в […]
  • Справка о зарплате для пенсии в украине Многих по сегодняшний день мучает вопрос - Нужно ли делать запись в трудовой книжке индивидуального предпринимателя о его трудовой деятельности. ВОПРОС: В случае, когда у индивидуального предпринимателя нет наемных работников, следует ли ему вести трудовую книжку на самого себя? Если человек прекратил деятельность в […]
  • Как сделать запись в трудовой книжке при увольнении за прогул Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям законодательством РФ предписано обязательное ведение учета стажа и трудовой деятельности в отношении своих сотрудников в специальных документах — трудовых книжках. Российское законодательство также содержит положения, четко регламентирующие порядок ведения этого […]
  • Решение суда считается Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225"О трудовых книжках" 6 февраля 2004 г., 1 марта, 19 мая 2008 г., 25 марта 2013 г. В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления […]
  • Новые правила выдачи трудовой книжки Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225"О трудовых книжках" 6 февраля 2004 г., 1 марта, 19 мая 2008 г., 25 марта 2013 г. В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления […]
  • Приказ наказания работника Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225"О трудовых книжках" 6 февраля 2004 г., 1 марта, 19 мая 2008 г., 25 марта 2013 г. В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления […]
  • Страховка крс «КРК-Страхование» основана в 2003 году и является универсальной страховой компанией. Центральный офис «КРК-Страхование» находится в Москве, в 2013 году открылся филиал «Северо‑Западный» в Петербурге. «КРК-Страхование» — это сплочённый коллектив профессионалов, имеющих широкий круг деловых контактов. Наши преимущества […]
  • Военная пенсия в рф в 2014 году Гражданских федеральных служащих в России менее 40 тысяч человек, а военнослужащих контрактников только в Министерстве обороны около 400 тысяч, а с учетом МВД и других силовых и правоохранительных структур и ведомств около 900 тысяч. Поэтому на практике получается, что Правительство предлагает значительную долю […]