Изменение приказа о сокращении численности

Штатное расписание – это основной документ, который применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с учредительным документом (уставом или положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Этот документ дает руководству право на укомплектование организации и ее структурных подразделений работниками. На основе штатного расписания кадровая служба ведет подбор сотрудников на вакантные должности, формирует резерв на выдвижение, организует повышение квалификации кадров.

В Постановлении Госкомстата России N 1 предусмотрено, что унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, в том числе форма N Т-3 «Штатное расписание», применяются в организациях всех форм собственности.

Штатное расписание утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным лицом, полномочие по утверждению данного документа должно быть закреплено в письменной форме. В таком приказе в отличие от типовой формы приказа по основной деятельности отсутствует констатирующая часть, и приказ может начинаться со слова ПРИКАЗЫВАЮ, так как никаких дополнительных пояснений для введения в действие штатного расписания не требуется.

На основе штатного расписания устанавливаются наименования должностей, специальностей, профессий, которые отражаются в трудовых договорах и иной кадровой документации.

Согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37, составление штатного расписания является обязанностью экономиста по труду, который входит в состав отдела организации и оплаты труда. Поскольку такое подразделение имеется не в каждой организации, разработка штатного расписания чаще всего поручается отделу кадров, либо планово-экономическому отделу, либо группе специалистов, либо бухгалтерии, т.е. руководство предприятия самостоятельно решает вопрос, на кого возлагается эта работа.

На предприятиях с большим должностным и численным составом целесообразно разрабатывать и утверждать штатное расписание каждого структурного подразделения.

Штатное расписание имеет код по ОКУД 0301017, составляется, как правило, в количестве трех экземпляров, срок его хранения по месту разработки и утверждения устанавливается руководством (постоянно или 3 года).

Форма может быть заполнена как ручным способом, так и с помощью машинной техники (печатной, вычислительной и т.п.), однако с обязательным резервным копированием информации на бумажном носителе. При ручном способе заполнения все записи должны быть произведены чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Основная часть штатного расписания имеет вид таблицы.

Наименования структурных подразделений, как правило, указываются в алфавитном порядке, без сокращений, в именительном падеже единственного числа.

Кодирование структурных подразделений необходимо для формирования сводной отчетности. В настоящее время система кодирования подразделений обязательна лишь на государственных предприятиях. В негосударственных организациях она вводится в том случае, если в их состав входит большое количество структурных подразделений, а для управления персоналом используются автоматизированные системы.

В графе 3 таблицы приводятся наименования профессий (должностей), которые могут дифференцироваться по специальностям и квалификации.

Служащие – это социальная группа работников, занятых преимущественно умственным трудом, как правило, осуществляющих руководство, принятие и выработку управленческих решений, подготовку информации. Рабочие – социальная группа работников, занятых преимущественно физическим трудом. Труд этой категории работников, как правило, заключается в создании материальных благ, а также в техническом и производственном обеспечении деятельности организации.

Наименование профессии берется из Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС). Такой порядок определен ст. 57 ТК РФ, которая устанавливает, что «если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации». Квалификационные требования к профессиям как раз и устанавливаются ЕТКС.

Наименования должностей приводятся на основании общеотраслевого Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих. Кроме того, квалификационные требования по наименованиям должностей отдельных отраслей содержатся в различных сборниках.

Большинство сборников ориентировано на бюджетную сферу. Для наименования должностей в коммерческой сфере можно воспользоваться Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

В последнее время в организациях (преимущественно с иностранным капиталом) используются иностранные названия должностей. Большинству из них в трудовом законодательстве Российской Федерации можно найти аналоги; но есть и такие, перечень обязанностей которых выходит за границы уже существующих должностей, например мерчандайзеры, логистики, супервайзеры и т.д.

ТК РФ частично решил эту проблему. Согласно ст. 57 ТК РФ наименование должностей, специальностей, профессий устанавливается в соответствии со штатным расписанием. В штатное расписание можно включить новые наименования должностей, например в случае, если в организации внедряются новые методики структурирования и управления персоналом. Однако при этом желательно выполнить два условия:

1) проверить, не содержится ли в квалификационной карте (характеристике) вводимой должности обязанностей, аналогичных обязанностям по должностям, для которых законодательство предусматривает пенсионные и иные льготы;

2) не увлекаться заимствованными названиями, так как большинство из них относится к профессиональному сленгу (жаргону) и даже в странах – источниках заимствования они применяются только в разговорной речи (например, хэдхантер – специалист по поиску руководителей).

Лучше приводить полные и официально принятые наименования новых должностей, так как запись в трудовой книжке должна быть понятной и новому работодателю, и органам, осуществляющим оформление пенсий.

В штатном расписании наименования профессий (должностей) указываются в составе структурных подразделений. Они приводятся, начиная с высшего звена и заканчивая младшим звеном: руководитель, заместитель руководителя, специалист, технический исполнитель и т.д. В штатном расписании допускается указывать двойные наименования должностей, разделяемых знаком «-«, при этом должностной оклад устанавливается по первой должности в двойном наименовании.

В том случае, если в организации есть работники, не входящие в состав какого-либо структурного подразделения, они оформляются как «прочий персонал».

Наименование указывается полностью, в единственном числе именительного падежа.

Количество штатных единиц (графа 4) указывается в единицах по каждой должности или профессии. Должности, по которым предусматривается содержание неполной штатной единицы, указываются в соответствующих долях (0,2; 0,4 и т.д.).

В графе 5 указываются оклады (тарифные ставки), устанавливаемые за выполнение работ в соответствии с профессиями (должностями), перечисленными в графе 3. Согласно ст. 129 ТК РФ тарифная ставка – это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Размеры окладов (тарифных ставок) в соответствии со ст. 135 ТК РФ устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Тарифная ставка является элементом тарифной системы, т.е. совокупности нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий. При оплате труда на основе тарифной системы размер тарифной ставки (оклада) 1-го разряда единой тарифной сетки не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Тарифная система оплаты труда включает в себя тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты. Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих.

Тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным законом, и являющейся гарантией по оплате труда работников бюджетной сферы. Тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда.

Что же касается надбавок (графы 6 – 8), то они также должны быть предусмотрены системой оплаты труда. Виды и размеры надбавок устанавливаются в соответствии с ТК РФ, коллективными договорами и локальными нормативными актами.

Порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и т.д.) устанавливается следующими органами:

— в организациях, финансируемых из федерального бюджета, – Правительством РФ;

— в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, – органами государственной власти соответствующего субъекта РФ;

— в организациях, финансируемых из местного бюджета, – органами местного самоуправления.

Надбавки могут быть связаны с дополнительной оплатой или стимулированием труда, с достижением каких-либо показателей за определенные периоды времени или с другими факторами.

В графе 9 определяется месячный фонд оплаты труда по каждому работнику. Согласно ст. 129 ТК РФ под заработной платой понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденным Постановлением Госкомстата России N 1, в штатном расписании заработную плату можно указывать не только в рублях, но и с помощью процентов, коэффициентов и т.д.

Графа «Примечание» предназначена для внесения оперативных изменений или отражения особенностей по конкретному наименованию должности. Зачастую данная графа используется для указания фамилии и инициалов отдельных работников, занимающих управленческие должности.

После заполнения всех граф основной части таблицы в строке «Итого» указываются итоговые суммы по графам 4 – 9. По итоговым показателям 3-й и 9-й граф издается приказ (распоряжение) об утверждении штата с конкретным количеством штатных единиц и определенным месячным фондом оплаты труда. Приказ (распоряжение) утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом.

Если при заполнении формы были допущены ошибки, то они могут быть исправлены только по установленным правилам, т.е. с помощью зачеркивания неправильных записей и проставления над ними правильных. При этом исправления должны быть согласованы со всеми лицами, подписавшими документ, и подтверждены их подписями с указанием даты внесения исправлений.

При оформлении штатного расписания следует обратить внимание на то, чтобы в документе были заполнены все реквизиты, предусмотренные унифицированной формой. Только в этом случае оно будет считаться окончательно оформленным и может быть принято к утверждению. В частности, необходимо заполнять такие реквизиты, как наименование организации и код по ОКПО.

Расшифровки подписей также являются реквизитами, обязательными к заполнению. Если в форме остаются незаполненные строки, то они должны быть обязательно прочеркнуты.

Для разработки табличной части штатного расписания могут использоваться и иные формы.

Если условия оплаты труда на предприятии установлены в определенном диапазоне, то в штатном расписании предусматривается «вилка» окладов. Для группы работников, которым установлена сдельная оплата труда, в штатном расписании может быть предусмотрено введение специального раздела или специальной графы. При этом указывается общее число работников такой группы.

На некоторых предприятиях применяется «урезанная» форма штатного расписания, т.е. форма, в которой не отражаются должностные оклады и фонд оплаты труда. В этом случае общее количество должностей по штатному расписанию должно соответствовать расчетной численности по фонду оплаты труда, предусмотренной в смете.

При разработке штатного расписания также указывается итоговая численность работников.

Она может быть как общей – по всем должностям (профессиям), так и по каждому структурному подразделению.

Проект штатного расписания подлежит согласованию с руководителями структурных подразделений, а также иными лицами, относящимися к высшему звену управления предприятием. Он изготавливается по количеству заинтересованных лиц и хранится 3 года после утверждения штатного расписания.

Копии проекта направляются в подразделения, а также заинтересованным лицам. При подготовке проекта штатного расписания необязательно использовать унифицированную форму N Т-3. Более того, если речь идет действительно о согласовании, а не формальной простановке резолюций «не возражаю», «согласен», то лучше всего подготовить такую форму документа, которая позволит внести записи с предложениями, замечаниями и т.д.

Визы согласования проставляются на последнем листе. Если у визирующих нет замечаний, штатное расписание представляется на утверждение. Если же по отдельным положениям есть поправки, то это указывается после основных реквизитов визы (должности визирующего, его подписи, расшифровки подписи (инициалов, фамилии) и даты).

В этом случае замечания к проекту (включая особые мнения и дополнения) оформляются отдельным листом. Они также могут излагаться на оборотной стороне последнего листа проекта.

Замечания руководителей структурных подразделений при согласии с ними должностного лица, ответственного за разработку штатного расписания, учитываются (вносятся в проект). Замечания, с которыми это должностное лицо не согласно или не согласны иные лица, визирующие документ, рассматривает руководитель организации или уполномоченное им лицо при утверждении штатного расписания.

Если в процессе визирования в проект вносятся существенные изменения, то он подлежит повторному визированию. Если же в проект включены уточнения, не меняющие его сути, то повторного визирования при доработке не требуется.

Справки, заключения, отзывы, служебные записки и другие документы, созданные при подготовке проекта и утверждении штатного расписания, хранятся вместе с проектами в течение 3 лет после утверждения штатного расписания. Кроме того, если уставом (положением) организации предусмотрено представление проекта штатного расписания на согласование учредителям организации, то переписка с ними (за исключением протоколов собраний учредителей) подлежит особому хранению.

Утвержденное штатное расписание направляется по одному экземпляру в отдел кадров и в главную бухгалтерию. Один экземпляр хранится в составе управленческой документации организации.

В некоторых организациях штатное расписание вводится в состав коммерческой информации и выпускается всего в двух экземплярах – один для генерального директора, другой для главной бухгалтерии. В структурные подразделения направляются соответствующие извлечения из штатного расписания, а в отдел кадров – часть документа, касающаяся вакантных должностей.

Штатное расписание – документ долговременного действия, однако при необходимости в него могут вноситься изменения и дополнения. Внесение изменений и дополнений производится приказом руководителя предприятия или уполномоченного им лица.

Внести изменения в штатное расписание можно двумя путями:

1) изменить само штатное расписание. Новое штатное расписание за следующим регистрационным номером утверждается приказом по основной деятельности;

2) когда изменения, вносимые в штатное расписание, несущественны, их можно оформить посредством приказа по основной деятельности.

В случае если изменения вносятся в штатное расписание посредством приказа, то заголовок приказа может быть следующим:

В качестве основания для внесения изменений в приказе могут быть указаны следующие причины:

— совершенствование организационной структуры организации;

— проведение мероприятий, направленных на улучшение деятельности отдельных структурных подразделений;

— расширение или сокращение производственной основы организации;

— планово-экономические расчеты отдела по работе с персоналом, устранение дублирования функций и т.д.

Когда в действующее штатное расписание вводятся новые и исключаются старые должности, происходит изменение наименования должностей или создаются новые отделы, то часто эти процессы затрагивают уже работающий персонал и тогда необходимо вносить изменения и корректировки в кадровые документы сотрудников в зависимости от того, какие изменения вводятся.

В этих случаях сотруднику кадровой службы необходимо производить разные процедуры оформления кадровых документов.

Переименование должности происходит тогда, когда у сотрудника, работающего в данный момент времени и выполняющего определенные обязанности, не меняется ничего, что повлекло бы за собой изменение его трудовой функции или обычного распорядка рабочего дня. Статья 74 ТК РФ предусматривает, что по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная организация производства и т.д.), по инициативе работодателя допускается их изменение.

Обязательное условие – в результате таких изменений трудовая функция работника должна остаться неизменной. Кроме того, ч. 2 ст. 74 ТК РФ устанавливает и специальный порядок таких изменений: работник должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.

Таким образом, в случае переименования должности помимо внесения изменений в штатное расписание (путем издания приказа по основной деятельности) необходимо получить письменное согласие работника. Если работник не согласен, следует действовать в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ. После этого вносятся соответствующие корректировки в личную карточку N Т-2 и трудовую книжку.

Изменение должности работника в штатном расписании структурного подразделения осуществляется в случае изменения задач, функций, объема работ, выполняемых подразделением организации. При этом меняются существенные условия трудового договора (в частности, трудовая функция, права и обязанности работника, характеристики условий труда, льгот и компенсаций, режим труда и отдыха, условия оплаты труда). Поэтому работник также предупреждается о предстоящих изменениях в письменной форме не позднее чем за два месяца.

Переименование структурного подразделения. Если наименование структурного подразделения указано в трудовом договоре работника, то изменение наименования (например, вместо «отдел маркетинга» – «отдел маркетинговых исследований») при отсутствии изменения в трудовой функции работника или иных существенных условий труда осуществляется так же, как и изменение в наименовании должности работника, т.е. в соответствии с требованиями трудового законодательства.

Возложение дополнительных обязанностей на работника предусматривает расширение его трудовой функции, определенной трудовым договором. По своему содержанию это аналогично совмещению должностей (профессий).

Изменение базовых (должностных) окладов осуществляется в случае изменения задач, функций, объема работ, выполняемых подразделениями и отдельными сотрудниками организации. Когда в штатном расписании меняются оклады, необходимо внести изменения в трудовой договор, так как обязательными условиями трудового договора являются условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты; в личную карточку N Т-2.

Создание новых подразделений. Основанием для организации (реорганизации) структурного подразделения являются:

— проект структуры и штатной численности подразделения с перечнем категорий сотрудников;

— проекты должностных инструкций по всем категориям персонала вводимого подразделения;

— проект положения об оплате труда сотрудников подразделения.

При определении категории создаваемого подразделения учитывается ряд принципов:

— служба создается, когда круг решаемых задач не может быть выполнен в полном объеме в рамках отдела и при наличии в структуре как минимум двух самостоятельных подразделений, одно из которых должно быть не ниже отдела;

— отдел, как правило, создается в структуре службы и характеризуется наличием двух четко выделенных непересекающихся направлений деятельности;

— должности начальников подразделений вводятся в соответствии со структурой, удовлетворяющей принципам, изложенным выше;

— должности специалистов и рабочего персонала вводятся при возникновении новых целей, задач и функций, которые не могут быть выполнены имеющимся персоналом или при значительном увеличении объема работ по данному рабочему месту.

Введение новой (дополнительной) должности. На имя руководителя организации поступает комплект документов, включающий в себя:

— служебную записку от руководителя подразделения с обоснованием введения в штатное расписание подразделения новой (дополнительной) должности;

— проект должностной инструкции на вновь вводимую должность.

При выборе категории сотрудника (обосновании введения штатной единицы) необходимо руководствоваться следующими принципами:

— должность ведущего специалиста и приравненных к нему работников вводится при наличии двух самостоятельных направлений работы, каждое из которых выполняется специалистом, при наличии объема работ как минимум для двух специалистов;

— должность старшего специалиста и приравненных к нему работников вводится при значительном росте требований к уровню квалификации, предъявляемых к какому-либо рабочему месту на основании деловой оценки или субъективной оценки руководителя подразделения;

— должности специалистов и рабочего персонала вводятся при возникновении новых целей, задач и функций, которые не могут быть выполнены имеющимся персоналом, или при значительном увеличении объема работ по данному рабочему месту.

Ликвидация структурного подразделения оформляется приказом по организации в соответствии с ТК РФ за два месяца до введения в действие этого решения с предупреждением сотрудников этого подразделения об увольнении по сокращению штатов.

Сокращение должности. Такое решение принимается руководством организации при обнаружении несоответствия (дублирования) функций, обязанностей, объема выполняемых работ принятым в организации внутренним регламентам. Решение о сокращении должности, занимаемой сотрудником организации, оформляется приказом по организации в соответствии с трудовым законодательством за два месяца до введения в действие этого решения с предупреждением сотрудника о предстоящем увольнении по сокращению штатов.

Увольнение сотрудников в связи с ликвидацией структурного подразделения, сокращение должности, занимаемой работником, производится кадровым приказом с соответствующей формулировкой.

Рабочая форма штатного расписания, в которую внесены инициалы и фамилии работников, занимающих должности, предусмотренные штатным расписанием, называется замещением должностей или штатной расстановкой. На практике могут использоваться и другие названия данного документа. Штатная расстановка не имеет унифицированной формы, для ее составления за основу может браться табличная часть штатного расписания. Главное отличие штатной расстановки от штатного расписания заключается в том, что это динамичный документ, изменяющийся в зависимости от происходящих (численных и качественных) изменений в личном составе предприятия, организации и не требующий издания приказа о его утверждении.

www.hrm100.ru

Штатное расписание можно назвать основой основ любого предприятия, поэтому внесение изменений в него считается одним из самых важных мероприятий. Особенно, когда речь идёт об изменениях в зарплате персонала.

Хорошо, когда её повышают, но бывает так, что её и урезают. Какие документы требуется поменять в случае изменений зарплат, по каким причинам могут уменьшить оклады сотрудникам и как правильно в этих случаях действовать кадровым работникам?

Штатное расписание состоит из сведений о названиях отделов, должностей, об окладах, надбавках и количестве штатных единиц, поэтому любые изменения в этих данных служат основанием для оформления соответствующего приказа.

Вот некоторые формулировки, которые часто можно увидеть в качестве причины внесения изменений в штатное расписание:

  • материальное стимулирование отдельных сотрудников или подразделений;
  • изменение МРОТ;
  • оптимизация штата;
  • реорганизация предприятия;
  • устранение должностей с дублирующими функциями.

Есть два способа эти самые корректировки внести в штатное расписание:

  • Полностью составить и утвердить штатное расписание в новой редакции, которое будет иметь следующий порядковый номер. Так поступают, если происходят кардинальные преобразования, например, у всех работников меняются зарплаты или организуются новые отделы.
  • Издать приказ «О внесении изменений в штатное расписание» или «О частичном изменении штатного расписания», если вносимые корректировки не охватывают весь персонал, а касаются только отдельных сотрудников.

Многие участники трудового процесса задаются вопросом, а может ли работодатель уменьшить оклад? Законно ли это, и какие у него могут быть на это веские причины?

В данном вопросе работодатель должен опираться на положения ТК РФ, в которых указаны действия сторон в случае изменений условий труда (ст. 74).

Так как зарплату можно считать одним из основных условий труда, изменить её только по своей инициативе руководитель не может, а только по письменному согласию сотрудника.

Порядок действий нанимателя в этом случае должен быть таким:

  • Прежде всего, издаётся приказ о внесении изменений в штатное расписание, дата вступления в силу которого должно отстоять от даты приказа на 2 месяца вперёд.
  • За 2 месяца до того, как работникам будут начисляться уменьшенные оклады, им вручают уведомления с указанием причин, послуживших для снижения их зарплат.
  • Если сотрудники не возражают продолжать работу по сниженной ставке, с ними заключаются дополнительные соглашения к трудовым договорам, которые они должны подписать.
  • Издаётся приказ о внесении изменений в условия оплаты труда.

Урезание заработков негативно влияет на производительность труда, на атмосферу внутри коллектива, на отношение к начальству, поэтому работодателю следует помнить о том, что это крайняя мера, для которой должна быть очень веская причина.

  • сокращение фонда заработной платы в связи со снижением продаж, прибыли, из-за финансового кризиса;
  • мера по урезанию зарплаты может быть предложена руководителем вместо сокращения штата;
  • реорганизация фирмы, смена руководства;
  • передача некоторых функций на аутсорсинг.

Из-за снижения производства некоторые работодатели могут также перевести своих работников, например, на полставки, снизив фонд оплаты труда в два раза. Но и эта процедура должна совершаться только с письменного согласия рабочих.

Увеличение окладов, как и их уменьшение, — это тоже важное обстоятельство, меняющее условия действующего трудового договора, только более приятное и желанное для сотрудников.

Специалисты кадрового дела расходятся во мнении о том, как правильно оформлять эту процедуру: некоторые считают, что уведомлять работников об этом заранее не имеет смысла.

В самом деле, есть ли такой работник, который откажется от прибавки?

Но если посмотреть на ситуацию с точки зрения закона, то увеличение зарплаты — это то же самое изменение условий труда, которое нужно оформить соответствующим образом. Поэтому подготовить уведомления за 2 месяца до вступления в силу нового штатного будет разумно.

Алгоритм оформления документов при изменении окладов будет таков:

  • приказ о внесении изменений в штатное расписание, его утверждение;
  • уведомление для сотрудников;
  • подписание допсоглашений;
  • приказ об увеличении окладов и ознакомление с ним работников;
  • записи в личные карточки ф. Т-2.

А теперь рассмотрим подробнее, как составить приказ на частичное изменение штатного расписания в случае корректировки окладов.

Информация про введение новой должности в штатное расписание — здесь.

Вопросы, касающиеся таких важных организационных моментов, как корректировка окладов, находятся в компетенции генерального директора, начальника, руководителя всего предприятия. Именно он согласует и подписывает распоряжение или приказ на изменение окладов в штатном расписании.

Поскольку за составление штатного расписания обычно отвечает отдел кадров, то его специалист и занимается подготовкой проекта данного приказа.

  • составление проекта;
  • согласование с начальником кадровой службы предприятия;
  • согласование с главным бухгалтером;
  • согласование с начальником юридического отдела;
  • согласование с генеральным директором;
  • оформление приказа на бланке и его подписание;
  • ознакомление упомянутых сотрудников и подготовка для них выписок.

Очень часто на небольших предприятиях встречается такая ситуация: отсутствует кадровик, а ведение штатного расписания возложено приказом на кого-то из бухгалтерии.

А в больших организациях кадрами могут заниматься:

  • отдел кадров;
  • планово-экономический отдел;
  • отдел по управлению персоналом (личным составом, человеческими ресурсами).

Чем крупнее предприятие, тем больше на нём будет кадровая служба.

Приказ или распоряжение о внесении изменений в штатное расписание будет относиться к приказам по основной деятельности предприятия, а значит, будет оформляться так, как это принято в этой организации.

У многих предприятий сейчас имеются фирменные бланки, на которых они указывают собственные реквизиты и печатают справки, приказы, распоряжения с помощью копировально-множительной техники.

Обязательными реквизитами такого приказа должны быть разделы:

  • название – приказ или распоряжение;
  • дата приказа и его регистрационный номер;
  • преамбула – причина, на основании которой необходимо внести штатные корректировки;
  • пункт 1: перечень вносимых корректировок (должности и инициалы работников, с указанием нового оклада);
  • пункт 2: указание даты введения в действие нового штатного расписания;
  • пункт 3: возложение обязанностей по оформлению дополнительных соглашений к трудовому договору;
  • пункт 4: Обязанность бухгалтера начислять указанным сотрудникам заработную плату по новым данным с указанной даты.
  • контроль за исполнением приказа.

Далее на картинках представлены примеры таких приказов. В отдельном случае на увеличение окладов, в другом случае на уменьшение.

Проект приказа разрабатывает сотрудник отдела кадров, который занимается ведением штатного расписания.

Прежде, чем представить окончательный проект на подпись руководству, его визируют:

Только после этого проект подписывает генеральный директор, после чего можно будет уже распечатать оригинал приказа.

Ознакомление сотрудников с любым распорядительным документом является очень важным завершающим этапом оформления приказа. Особенно это касается различных распоряжений, затрагивающих их трудовые интересы. Одним из таких распоряжений можно назвать приказ о внесении изменений штатного расписания из-за изменения зарплаты.

К приказу должен прилагаться лист ознакомления, в котором перечисляются все упомянутые в тексте сотрудники. При ознакомлении с приказом работник ставит свою подпись, дату и получает на руки заверенную выписку.

Штатные расписания, которые организация разрабатывает самостоятельно на свой персонал, должны быть выделены в отдельные дела в числе первых номеров по номенклатуре.

Срок хранения у них постоянный (пока существует предприятие). Соответственно, все изменения в штатном подшиваются в те же дела и так же хранятся. Часто к расписаниям в новой редакции подшивают ещё и выписки приказа, на основании которого были внесены изменения.

Что касается приказов по основной деятельности, то они тоже относятся к документам постоянного хранения. Перед сдачей в архив эти дела хранятся по месту разработки, то есть в отделе кадров предприятия.

Таким образом, любые изменения условий труда, будь то увеличение или уменьшение оклада, изменение названий должностей, отделов влекут за собой корректировки штатного расписания, заключение дополнительных соглашений.

К оформлению этих важных документов стоит относиться серьёзно.

kadriruem.ru

При сокращении работников необходимо правильно оформить все документы, связанные с данной процедурой.

Нарушение порядка, установленного законодателем, приведет к тому, что уволенный сотрудник будет восстановлен на своем месте. К тому же, работодателю необходимо будет оплатить ему время вынужденного прогула.

Суд может вынести свой вердикт в пользу работника, даже если ошибки в оформлении документов носят чисто технический характер.

Приказ о сокращении – это акт, который издается в первую очередь. Именно он служит основанием для проведения всех прочих процедур, связанных с увольнением работников по данной причине.

Сама форма приказа не утверждена на законодательном уровне. Он издается в произвольном виде. Такой приказ должен быть обязательно оформлен письменно.

В процессе сокращения численности или штата издается два приказа:

Причем первый оформляется в самом начале процедуры, а второй – на финальной стадии.

Приказ о сокращении издается для того, чтобы инициировать организационное мероприятие на предприятии. Приказ об увольнении формируется по каждому из работников, попавших под сокращение, индивидуально.

Данные документы включают в себя неодинаковую информацию и порождают различные правовые последствия.

Перед составлением приказа необходимо обратить внимание на отличие понятий – «сокращение численности работников», «сокращение штата».

В первом случае речь идет об уменьшении числа работников по всем или некоторым должностям.

Например, у работодателя трудятся 5 продавцов, а он желает сократить их количество до 3х.

Если исключаются отдельные должности, то происходит сокращение штата и изменение штатного расписания.

Например, на предприятии есть должность водителя и она будет ликвидирована. Следовательно, увольнению подлежат все водители. На практике случаются ситуации, когда эти два вида применяются одновременно.

При составлении приказа необходимо отразить в нем следующую информацию:

  • наименование компании-работодателя;
  • название документа – «Приказ»;
  • дата издания;
  • преамбула, в которой отражается суть документа;
  • мотивы и причины, которые повлекли за собой сокращение;
  • сведения о должностях, которые подлежат сокращению либо указание на то, каких именно работников следует сократить (их количество);
  • если будут внесены изменения в штатное расписание, то делается соответствующее распоряжение и проставляются реквизиты данного акта;
  • лица, ответственные за проведение необходимых мероприятий, в том числе уведомление сотрудников, подбор вакансий и пр.;
  • подпись руководителя.

Приказ должен быть издан в письменном виде. Это обязательное требование законодателя.

В данный документ могут быть включены следующие разделы:

  • преамбула;
  • распоряжение;
  • контроль за исполнением;
  • подписи.

Напоминаем о том, что приказ может быть оформлен в произвольном виде, так как единая форма не утверждена в нормативно-правовых актах.

Как уволить декретницу при сокращении штата? Узнайте тут.

  • указать необходимые реквизиты. в том числе наименование предприятия, название документа, его регистрационный норме и дату издания, место составления акта;
  • у приказа должен быть заголовок, которые отвечает на вопрос: «О чем?» — в данном случае о сокращении численности и штата работников;
  • текст состоит из двух частей – констатирующей и распорядительной. В первой части дается обоснование распорядительным действиям, а во второй – конкретные поручения (начинается со слов «Приказываю»);
  • в распорядительной части прописываются определённые действия и лицо, которое должно их совершить в утвержденный срок. Например, уведомить работников надлежащим образом о сокращении;
  • в последнем пункте отмечается лицо, на которое должно проконтролировать исполнение приказа.

В 2017 году не было каких-либо изменений, которые затронули бы форму и содержание данного документа.

Образец приказа о сокращении штата содержит данные о наименовании должностей и количестве штатных единиц, которые подлежат увольнению.

Пример приказа о проведении организационно-штатных мероприятий по сокращению штата

В соответствии со ст. 180 ТК РФ работодатель обязан уведомить работников о сокращении численности или штата персонально под роспись не менее чем за 2 месяца до увольнения.

Несоблюдение данного требования приведет к признанию того, что прекращение трудовых отношений случилось незаконно. В этом уведомлении каждому сокращаемому работнику обязательно надо предложить подходящую вакансию на предприятии, если таковая имеется.

Данный документ составляется в 2 экземплярах, один – для работника, второй – с его подписью о получении уведомления остается в делах компании.

В законодательстве нет указания на конкретные формы и способы исполнения обязанности по уведомлению работника. Именно поэтому сотруднику, который отказывается подписывать документ, можно направить его по почте или курьерской доставкой.

Обязательно такая корреспонденция должна иметь уведомление о вручении. Если сотрудник распишется в нем, то процедура будет выполнена по закону.

Еще один вариант – оформить акт об отказе от росписи. При этом данный документ подписывают свидетели (не менее 2х).

Если процедура сокращения предусматривает внесение изменений в штатное расписание, то оно также проводится при соблюдении определённых правил. Данные действия также оформляются приказом.

  • должности, которые подлежат сокращению и количество их единиц;
  • дату вступления в силу изменений.

Данный приказ может быть объединён с документом о сокращении. В такой ситуации он прописывается одним из пунктов.

Приказ о сокращении относится к документам по основной деятельности компании. Данные акты необходимо хранить в организации постоянно, вплоть до ее ликвидации.

Где именно будет находиться этот приказ, решает руководитель фирмы.

Обычно их собирают работники кадровой службы или иные сотрудники, которые ответственные за исполнение.

Образец заполнения выписки из штатного расписания вы найдете тут.

Какие мероприятия включает в себя охрана труда? Узнайте здесь.

Если обстоятельства изменились и работодатель передумал проводить сокращение, то можно ли отменить приказ? Законодатель положительно отвечает на данный вопрос.

При этом должна быть соблюдена определённая процедура:

  • издание приказа об отмене приказа о сокращении (указываются его основные реквизиты – дата, номер, а также причина принятия данного решения);
  • все сотрудники, которые должны были быть сокращены, знакомятся с приказом под роспись.

Сам приказ об отмене формируется в произвольном виде, потому что унифицированная форма не разработана на законодательном уровне.

Издание приказа об отмене приказа о сокращении необходимо во всех случаях, когда работодатель передумал проводить увольнение по данному основанию. Исключений из этого правила в законе не предусмотрено.

Следует понимать, что работники после отмены приказа о сокращении смогут расторгнуть трудовой договор только по собственному желанию или по соглашению сторон.

Но в такой ситуации им не будет представлено выходное пособие и прочие выплаты, которые положены при сокращении.

В приказе об отмене указываются основания для его вынесения, а также номер приказа о сокращении, действие которого будет прекращено.

В этом акте содержится распоряжение об отмене ранее изданного документа, порядок уведомления работников.

Так же, как и приказ о сокращении, данный документ хранится в делах компании вплоть до момента ее ликвидации.

Место хранения определяет руководитель. Обычно приказы, связанные с работниками, собирает кадровая служба.

kadriruem.ru

В современных условиях финансовой нестабильности у многих организаций по тем или иным обстоятельствам возникает вынужденная необходимость оптимизации затрат, в результате чего одним из решений часто становится сокращение численности или штата работников. Ошибки в регламентированной законодательством РФ процедуре сокращения могут привести к весьма негативным последствиям для работодателей, например, к трудовым спорам с работниками и дополнительным финансовым затратам организации. Проанализируем наиболее спорные вопросы.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя как основание прекращения трудовых отношений — достаточно проблемная процедура, вызывающая разногласия с работниками. А сокращение численности или штата работников — к тому же еще и очень сложная в плане соблюдения всех формальных требований законодательства, исключающих нарушения прав работников.

Изначально, на первом этапе реализации процедуры проведения мероприятий по сокращению, необходимо понять, в чем различие между сокращением численности и штата работников. Это важно для документального оформления и обоснования необходимости сокращения.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. В нормах законодательства используются как понятие «сокращение численности», так и понятие «сокращение штата», имеющие разное значение. К сожалению, законодатель не предусмотрел необходимости дать официальное определение этим понятиям, что привело к появлению двух разных точек зрения в толковании данных терминов. А так как неправильное понимание смыслового содержания формулировки основания увольнения влечет допущение ошибок при оформлении процедуры, полагаем, что следует разобраться в данной проблеме.

Точки зрения специалистов в этом вопросе разделились. Первая такова: при сокращении численности работников происходит уменьшение на определенное количество штатных единиц по одной из должностей (профессии, специальности), а при сокращении штата исключается сама должность .

Вторая гласит: при сокращении численности работников уменьшается общее количество работников, а при сокращении штата — уменьшается количество штатных единиц по должности или ликвидируется сама должность .

Для подтверждения правильности того или иного мнения попробуем обратиться к судебной практике. Очевидно, что мнения судов в этой ситуации также разнятся.

Судебная практика. «Увольнение работника по сокращению численности подразумевает уменьшение количества единиц по соответствующей специальности (должности, профессии), при сокращении численности сначала сокращаются вакантные единицы по данной специальности, а затем, если в этом имеется необходимость, и занятые работниками. В свою очередь, увольнение работника по сокращению штата предполагает ликвидацию занимаемой им должности» (кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18.05.2011 по делу N 33-3229/2011).

«Под сокращением штатного расписания подразумевается исключение из него должности. В этом заключается отличие от сокращения численности работников, при котором должность остается, а вот количество штатных единиц по ней уменьшается» (решение Ужурского районного суда Красноярского края от 28.04.2011 по делу N 2-136/2011).

Судебная практика. «В соответствии с действующим законодательством высвобождение работников по сокращению штата подразумевает исключение из штатного расписания должностей, рабочих единиц по конкретным специальностям, профессиям. При этом фонд заработной платы и общая численность работников могут не уменьшаться» (решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 26.05.2011 по делу N 2-823/2011).

«Суд отмечает, что сокращение численности — это уменьшение численного состава работников определенных должностей, а сокращение штата — это исключение из штатного расписания отдельных штатных единиц…» (решение Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 20.06.2011 по делу N 2-1688/11).

«Сокращение численности заключается в уменьшении количественного состава работников определенных должностей (специальностей) в организации без коррекции штатного расписания. Сокращение штата представляет собой исключение из штатного расписания отдельных штатных единиц» (решение Виноградовского районного суда Архангельской области от 25.07.2011 по делу N 2-219/2011).

«Под сокращением численности следует понимать уменьшение численного состава работников определенных должностей, а под сокращением штата — исключение из штатного расписания отдельных штатных единиц» (решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай по делу N 2-1910/2010).

В данном случае достаточно сложно утверждать о правильности какого-либо мнения, поэтому попробуем обратиться к толковому словарю. Значение слова «численность» таково: численность — это количество, численный состав чего-либо (согласно словарю Т.Ф. Ефремовой); численность — численный состав (согласно словарю С.И. Ожегова); численность — количественный размер, численный состав (согласно словарю Д.Н. Ушакова). Значение слова «штат»: постоянный состав сотрудников какого-либо учреждения (согласно словарям Т.Ф. Ефремовой и Д.Н. Ушакова); положение о числе сотрудников и должностей учреждения, их функциях и окладах, постоянный состав сотрудников учреждения (согласно словарю С.И. Ожегова).

Из всего этого можно сделать вывод о том, что штат работников является постоянной величиной, регламентированной штатным расписанием на определенный промежуток времени до момента введения в действие нового штатного расписания. Отметим, что унифицированная форма N Т-3 «Штатное расписание» (которая была утверждена постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 и была обязательной до 2013 года) предусматривает не только перечень должностей (специальностей, профессий с указанием квалификации), но и количество штатных единиц по каждой из них.

Кроме того, штатное расписание подразумевает штат в определенном количестве единиц, утверждаемый приказом руководителя (унифицированная форма N Т-3 предусматривает соответствующую строку). Обратите внимание: не должностей.

Таким образом, штат работников организации измеряется в штатных единицах, а не в должностях.

С другой стороны, численный состав организации может быть меньше или превышать количество штатных единиц, предусмотренных штатным расписанием, т.к. должности могут быть вакантными или на одной штатной единице могут числиться несколько человек.

В структуре организации предусмотрены четыре бухгалтера, в соответствии с чем в штатном расписании существует должность бухгалтера в количестве четырех штатных единиц. Фактически работниками заняты только три штатных единицы этой должности, а четвертая временно вакантна. Таким образом, списочная численность бухгалтеров меньше штатной численности.

Вакантных штатных единиц нет, а на одной из единиц оформлены два человека (т.к. одна сотрудница находится в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, а на ее место по срочному трудовому договору принята новая). В этом случае списочное количество работников на должности бухгалтера превышает штатное количество.

Поэтому, очевидно, имеет смысл разделять такие понятия, как штатная численность и списочная численность, что дает основание склоняться к точке зрения, согласно которой сокращение численности работников — это уменьшение общего числа работников организации, а сокращение штата работников — это уменьшение штатных единиц по определенной должности или ликвидация самой должности.

Примером, приведенным в п. 5.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек (утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69), при внесении в трудовую книжку записи об увольнении по сокращению предписывается вносить запись с разграничением этих понятий (при сокращении штата работников — «Уволен по сокращению штата работников организации, пункт 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации»).

Однако применяя норму п. 14 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225) о том, что записи в трудовую книжку о причинах прекращения трудового договора вносятся в точном соответствии с формулировками ТК РФ или иного федерального закона, работодатели эти понятия часто не разграничивают в силу опасений допустить ошибку, тем более что вопросов у контролирующих органов и судов при использовании общей формулировки основания увольнения по сокращению, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, не возникает.

По общему правилу работодатель вправе самостоятельно определять структуру, штат и численность организации при условии обязательного подтверждения изменений новым штатным расписанием или приказом о внесении изменений в действующее штатное расписание, а также расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации. Естественно, при условии соблюдения закрепленного ТК РФ порядка увольнения и гарантий. Обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Согласно ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Судебная практика. По иску работника к индивидуальному предпринимателю судом сделан вывод о незаконности увольнения и несоблюдении его процедуры, т.к. факт сокращения штата или численности работников посредством принятия соответствующих приказов или штатным расписанием ответчиком не доказан.

Суд посчитал, что расторжение трудового договора с истцом по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ противоречит требованиям закона, поэтому работника следует восстановить в прежней профессии — помощника рамщика на пилораме индивидуального предпринимателя.

Решением Виноградовского районного суда Архангельской области по делу N 2-219/2011 истец восстановлен на работе у индивидуального предпринимателя; с последнего в пользу истца взыскана средняя заработная плата за дни вынужденного прогула, сумма возмещения морального вреда, связанные с рассмотрением дела издержки.

Также существует мнение, согласно которому при разрешении споров об увольнении по сокращению численности или штата суд не вправе включаться в обсуждение вопроса обоснованности принятия решения. Работодателю необходимо только доказать факт сокращения штата (путем сравнительного анализа штатного расписания до процедуры сокращения и после ее завершения или же численности работников), а не обоснованность управленческого решения, т.к. суд не в праве вникать в причины такого сокращения.

Судя по всему, данная позиция исходит из абз. 2 п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление Пленума N 2). В нем сказано, что работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность, принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановку, увольнение персонала).

Однако такая точка зрения опровергается судебной практикой.

Судебная практика. В надзорной жалобе работник указал, что при рассмотрении дела нижестоящим судом были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. По мнению работника, суд не проверил в полном объеме, имелось ли реальное сокращение штата и, в частности, сокращение должности юрисконсульта.

Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что факт сокращения штата работников ответчика и изменение штатного расписания подтверждены материалами дела, поэтому суд не вправе входить в обсуждение целесообразности сокращения штата и перераспределения обязанностей между работниками, а истица не доказала, что она была уволена в связи с преследованием ее работодателем как неугодного работника. Поскольку процедура увольнения была соблюдена, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Рассмотрев материалы дела, Верховный Суд РФ пришел к выводу об ошибочном доводе суда, согласно которому суд не должен проверять обоснованность принятого работодателем решения о сокращении штата работников, и направил дело вместе с надзорной жалобой и определением для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции (определение Верховного Суда РФ от 03.12.2007 N 19-В07-34).

Позиция Верховного Суда РФ основана на нормах действующей редакции ТК РФ о том, что работодатель лишен права в одностороннем порядке менять определенные сторонами условия трудового договора.

Работодатель обязан представить доказательства со ссылками на влияние на производственный процесс экономических, технических, организационных и иных факторов при рассмотрении дел по искам работников, уволенных по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, т.к. сокращение штата работников — это не что иное, как одностороннее изменение работодателем условий трудового договора в самой острой его форме, нарушающей конституционное право работника на труд, и поэтому оно должно быть обосновано работодателем.

Сомнения в отношении решения работодателя о сокращении штата работников, принятого произвольно, не в интересах производства, а с целью избавиться от неугодного работника, подлежит проверке в суде как имеющее существенное правовое значение.

В первую очередь необходимо обозначить категории лиц, предусмотренные ст. 261 ТК РФ, которых нельзя уволить по инициативе работодателя. Это:

— одинокие матери, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка — ребенка в возрасте до четырнадцати лет;

— другие лица, воспитывающие указанных детей без матери.

Кроме того, ч. 6 ст. 81 ТК РФ не допускает увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске. Поэтому, заранее зная о возможности отсутствия работников, замещающих исключаемые из штатного расписания штатные единицы или должности, в день сокращения по предусмотренным основаниям, дату сокращения рекомендуется пересмотреть. Имейте в виду, что основание увольнения по сокращению должно подтверждаться изменением штатного расписания или новым штатным расписанием на определенную дату, поэтому и преимущественное право оставления на работе должно определяться между работниками, чьи должностные единицы сокращаются одновременно, а не в разное время.

Следует обратить внимание на тот факт, что преимущественное право на оставление на работе применимо только к работникам, замещающим штатные единицы одной должности, которые сокращаются. Если речь идет о выведении из штатного расписания всех единиц по одной должности, то вопрос о преимущественном праве не ставится.

В процессе оптимизации численности из штатного расписания полностью выводится должность юрисконсульта (без категории), на трех штатных единицах которой оформлены два работника. В этом случае вакантная единица исключается в первую очередь, а преимущественное право между двумя работниками определять смысла нет, т.к. должность исключается из штатного расписания полностью.

А вот если бы при наличии в штатном расписании трех должностей юрисконсульта необходимо было вывести две, то, исключив сначала вакантную единицу, пришлось бы выяснять, кто из двух работников имеет более высокую производительность труда и квалификацию, т.к. в соответствии с ч. 1 ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

Если бы помимо должности юрисконсульта в этом же отделе организации ставился вопрос об исключении из штатного расписания должности специалиста по претензионной работе, то необходимости выяснять преимущественное право между сотрудниками, замещающими разные должности, однозначно не возникло бы.

Таким образом, определение преимущественного права для оставления в прежней должности и на прежних условиях возможно между работниками, замещающими одинаковые должности с одинаковыми должностными обязанностями, в ситуации, когда сокращаются не все штатные единицы одной должности, а одна или несколько из них.

Как правило, работодатели, избегая лишнего объема бумажной работы, составляют одну общую должностную инструкцию на всех сотрудников с одноименной должностью, которая в большинстве случаев просто подготовлена по какому-либо общему шаблону и не отражает реальных функциональных обязанностей этой категории сотрудников.

Однако на практике часто возникают ситуации, когда сотрудники, замещающие одинаковые должности, имеют разные функциональные обязанности. Поэтому с юридической точки зрения рекомендуется составлять должностные инструкции по одной и той же должности в разрезе реальных функциональных обязанностей. Такая мера в случае возникновения споров с работниками при сокращении позволит работодателю легко обосновать свой выбор в пользу того или иного сотрудника, т.к. определять преимущественное право в отношении их не будет необходимости.

В ходе организационных изменений отпала необходимость в выполнении определенного участка работ сотрудниками отдела экономики. В отделе экономики шесть штатных единиц экономистов, у всех работников, замещающих эту должность, одинаковая квалификационная категория, но разные функциональные обязанности. При этом могут иметь место следующие ситуации:

— работодатель предусмотрел разделение функциональных обязанностей и подготовил для каждого экономиста отдельную должностную инструкцию с теми обязанностями, которые эти работники действительно выполняют. В результате при проведении процедуры сокращения, обоснованной отсутствием необходимости в выполнении определенной работы, работодатель безболезненно исключает из штатного расписания ту должностную единицу, которую замещает работник, выполняющий этот самый функционал;

— работодатель имеет одну должностную инструкцию на должность экономиста, согласно которой все работники, замещающие эту должность, имеют одинаковый перечень должностных обязанностей. В данном случае доказать факт выполнения каким-либо отдельным работником конкретных обязанностей уже не представляется возможным. Поэтому работодатель вынужден определять кандидатуры для сокращения путем выявления преимущественного права. При этом не факт, что менее квалифицированным или имеющим меньшую производительность труда окажется именно тот работник, который реально отвечал за теперь уже ненужный участок работы.

К сожалению, что конкретно подразумевается под словосочетанием «более высокая производительность труда и квалификация», ТК РФ не объясняет. Но, как показывает сложившаяся практика, в том числе и судебная, в качестве доказательства более высокой квалификации (обратите внимание: оценивается только та квалификация, которая необходима работнику для выполнения должностных обязанностей на данной должности) большое значение придается уровню профессионального образования, опыту работы, знаниям специфики производственного процесса, повышению работником своей квалификации, кроме того, немаловажную роль играют личные и деловые качества работника.

Подтверждающими документами при этом могут быть документы о профессиональном образовании; свидетельства, удостоверения и сертификаты повышения квалификации; протоколы и приказы по результатам аттестационной оценки; трудовая книжка; письменные рекомендации, характеристики, докладные записки руководителя и т.д.

В качестве доказательства более высокой производительности труда выступают результативность работы, отсутствие брака, замечаний к работе, выполнение большего объема работы или сокращение сроков выполнения работы, перевыполнение норм выработки, наличие поощрений и наград.

Работодатель имеет право самостоятельно определять критерии оценки и производить оценку сотрудников при условии документального подтверждения принятых решений (в некоторых случаях в качестве косвенных доказательств судом во внимание принимаются также показания свидетелей). Правильность применения указанных критериев при определении преимущественного права по заявлению работника может быть проверена в судебном порядке. Поэтому часто работники, уволенные по сокращению штата, обращаются за защитой своих прав в суд, где ссылаются на преимущественное право оставления на работе. В связи с чем к данному вопросу нужно отнестись со всей серьезностью, чтобы избежать ошибок, которые могут привести к восстановлению работника в прежней должности. Стоит обратить внимание еще на один момент: хотя штатным расписанием должности и предусматриваются в совокупности с категорией или разрядом, однако работники, их замещающие, соответственно, имеют разные уровни квалификации. Так, сотрудник, занимающий должность, скажем, каменщика 6 разряда, имеет преимущество перед каменщиком 4 разряда. И, безусловно, при сокращении штата необходимо в первую очередь исключать должности без категорий или разрядов, а также с разрядами и категориями, которые ниже остальных.

Здесь работодатели часто допускают ошибки, принимая решение об исключении из штатного расписания должностей без привязки к работникам, которые их замещают. Следствием подобной ошибки является заполненная форма штатного расписания, где графа «Должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория) квалификации», как видим, подразумевает указание квалификации. Поэтому название должностей (специальностей, профессий) выглядит примерно так: «Водитель автомобиля 2 класса». Не удивительно, что воспринимается такое название как единое целое.

В организации планируется сократить три штатные единицы профессии слесарь по ремонту автомобилей, причем общая штатная численность слесарей по ремонту автомобилей в автотранспортном цехе составляет шесть человек, из них две единицы — слесарь по ремонту автомобилей 6 разряда; три единицы — слесарь по ремонту автомобилей 5 разряда и одна единица — слесарь по ремонту автомобилей 4 разряда.

Работодатель исключает из штатного расписания 3 единицы профессии слесаря по ремонту автомобилей 5 разряда, расценивая эти позиции как отдельную профессию и считая, что определения преимущественного права здесь не требуется. Но обратите внимание: профессия слесаря по ремонту автомобилей 4 разряда при этом остается в штатном расписании, хотя наличие разных квалификационных разрядов является прямым подтверждением уровня квалификации работников. В этом случае если кто-то из сокращенных работников 5 разряда обратится в суд, то работодателю придется обосновать свое решение.

Если причина вывода из штатного расписания — в отсутствии необходимости выполнения перечня работы именно слесарями по ремонту автомобилей 5 разряда, то подтвердить этот факт работодатель может, предоставив суду рабочие инструкции сотрудников с разбивкой по разрядам. Иначе налицо нарушение требований ч. 1 ст. 179 ТК РФ.

Чтобы при проверке контролирующих органов или в суде работодатель мог легко обосновать факт соблюдения требований, предусмотренных ст. 179 ТК РФ, рекомендуется приказом организации создавать комиссию по определению преимущественного права на оставление на работе (Пример 6). В ее состав обычно включаются сотрудник подразделения по персоналу, сотрудник юридического подразделения, руководитель подразделения, в котором производится сокращение, представитель первичной профсоюзной организации.

Пример 6. Приказ о создании комиссии по определению преимущественного права на оставление работников на работе в связи с сокращением численности или штата

info-personal.ru

Еще по теме:

  • Право пользоваться адвокатом Согласно конституционному положению каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ч.1 ст. 48 Конституции Российской Федерации). Таким образом при ответе на вопрос кто имеет право воспользоваться профессиональными услугами адвоката ответ достаточно прост - каждый. Проще говоря, право […]
  • Трудовой договор пенсия НОРМАТИВНАЯ БАЗА 1. Конституция Российской Федерации. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. 3. Трудовой кодекс Российской Федерации. 1.1. РАБОТНИК принимается на работ у в ______________________________________, подразделение на должность __________________________________________________________________ с […]
  • Слова правила дорожного движения Презентация к викторине «Правила дорожного движения» для школьников начальной школы состоит из 17 слайдов. В игровой форме ученики смогут повторить то, что они выучили о дорожных знаках и правилах поведения на дорогах. Вам достаточно скачать бесплатно презентацию на тему ПДД и викторина в нач. школе в 1, 2, 3 или 4 […]
  • Какое наказания если не вписан в страховку Конечный результат может отличаться в зависимости от наличия ДТП во всей страховой истории. 1 год 2 года 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет и более М класс 0 класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс 12 класс 13 класс Скидка на ОСАГО больше, чем […]
  • Ук рсфср ст 117 ч 3 117. Истязание 1. Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в 111 и 112 настоящего Кодекса, — наказывается лишением свободы на срок до трех лет. 2. То же деяние, совершенное: а) в отношении […]
  • Иск по инн информация актуальна на 01.06.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> ООО "ИСК" зарегистрирована 29 декабря 2010 г. регистратором Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Иваново. Руководитель организации: директор Зубынин Андрей Вячеславович. Юридический адрес ООО "ИСК" - […]
  • Новые правила оплаты гостиниц Постановление Правительства РФ от 9 октября 2015 г. N 1085"Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации" В соответствии со статьей 39.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Правила […]
  • Заполнение путевых листов приказ минтранса Вопрос: Обязаны ли организации заполнять маршрут в путевом листе подробно: 1) ад­рес; 2) наименование организации? Или наименование организации писать не обяза­тельно? Или можно указать наименование, а адрес не обязательно? Если водитель ездит от гаража до офиса, нужно ли прописывать адреса, или можно обойтись […]