Закон 400-фз о страховых пенсиях 2018

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ
«О страховых пенсиях»

29 июня, 29 декабря 2015 г., 23 мая, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 июля 2017 г., 7 марта 2018 г.

Согласно Федеральному закону от 22 ноября 2016 г. N 385-ФЗ гражданам, постоянно проживающим на территории РФ и являющимся по состоянию на 31 декабря 2016 г. получателями пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом, в январе 2017 г. осуществляется единовременная денежная выплата в размере 5 тысяч рублей

С 1 января 2015 г. вводится новый порядок исчисления пенсий — т. н. новая пенсионная формула. Главная ее цель — обеспечить финансовую сбалансированность пенсионной системы и повысить солидарную ответственность государства, работодателей и самих работников за уровень пенсионного обеспечения.

Суть новой пенсионной формулы сводится к следующему. Возраст выхода на пенсию остается прежним: для мужчин — 60 лет; для женщин — 55 лет. Минимальный страховой стаж (стаж уплаты страховых взносов) для приобретения права на пенсию возрастет с 5 до 15 лет. Он будет увеличиваться ежегодно на 1 год начиная с 2015 г. В страховой стаж будут засчитывать те же «нестраховые периоды», что и ранее. При этом учитываемый в стаже период ухода за детьми до достижения ими 1,5 лет составит в общей сложности 6 лет (прежде — 3 года).

Размер пенсии зависит от суммы набранных за страховой стаж индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) и стоимости 1 пенсионного коэффициента в году назначения пенсии. ИПК за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов и их нормативного размера (исчисляется из максимальной годовой зарплатной базы, облагаемой взносами). Стоимость 1 пенсионного коэффициента станет ежегодно определяться федеральным законом о бюджете ПФР.

Сохраняется право на досрочную пенсию работникам вредных, опасных производств и иным категориям граждан, но при условии наличия определенной суммы ИПК.

Таким образом, размер будущей пенсии будет напрямую зависеть от зарплаты. Чем она выше и легальнее, тем больше будет пенсия.

Чтобы стимулировать граждан выходить на пенсию в более позднем возрасте, предусмотрены повышающие коэффициенты. Причем чем позже человек обратится за пенсией, тем больше она будет.

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в размере 3 935 руб. в месяц. Она также будет повышаться в случае более позднего выхода на пенсию. Для некоторых категорий граждан (лица старше 80 лет, инвалиды I группы и др.) предусмотрена повышенная величина фиксированной выплаты.

Новая пенсионная формула сохраняет перерасчет пенсий работающим пенсионерам.

Порядок расчета страховых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца в целом аналогичен прежнему с учетом введения индивидуального пенсионного коэффициента взамен расчетного пенсионного капитала.

Пенсионеров, получающих трудовые пенсии, с 1 января 2015 г. переведут на новый порядок расчета пенсии. При этом размер страховой пенсии, определенной по новым правилам, не может быть для них ниже получаемой ранее.

Планируется, что новая пенсионная формула позволит довести средний размер страховой пенсии по старости к 2030 г. до уровня 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера. При условии уплаты страховых взносов не менее 35 лет и при средней зарплате пенсия составит до 40% заработка.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением частей 14 и 15 статьи 17, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в «Российской газете» от 31 декабря 2013 г. N 296 (текст Федерального закона), в «Российской газете» от 15 января 2014 г. N 6 (Приложения 1-4 к Федеральном закону), в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6965 (приведен с учетом поправки, опубликованной в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 января 2014 г. N 2 (часть II))

Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2017 г. N 36-П пункт 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он служит основанием для отказа в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца его детям, самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором РФ) поступившим в иностранные образовательные организации и обучающимся в них по очной форме обучения по образовательным программам, которые могут быть отнесены к категории основных, на период до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 20 ноября 2015 г.

Действие частей 14 и 15 статьи 17 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2020 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 мая 2016 г.

Действие частей 20 — 22 статьи 15, частей 6 и 7 статьи 16, частей 14 и 15 статьи 17 и части 10 статьи 18 настоящего Федерального закона было приостановлено до 1 января 2017 г.

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

base.garant.ru

В соответствии со статьей 36 Новый закон О Страховых пенсиях вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17, вступающих в силу с 1 января 2016 г. Обсуждение закона .

1. Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

2. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

3. В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

www.assessor.ru

В соответствии со статьей 36 Новый закон О Страховых пенсиях вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17, вступающих в силу с 1 января 2016 г. Обсуждение закона .

1. Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы — мужчинам и женщинам;

2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

3) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;

4) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

6) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

7) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

8) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 лет и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

9) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

10) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

11) лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий — горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет;

12) мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 лет и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;

13) мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья — мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации;

14) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

15) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

16) лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста;

17) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

18) мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;

21) лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 — 30 лет и достигшим возраста 50 — 55 лет либо независимо от возраста.

2. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

4. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

5. В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 — 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

6. Периоды работы, предусмотренные пунктами 1 — 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 — 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 — 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

www.assessor.ru

Всем работникам, трудящимся по трудовому договору (контракту) законодательством РФ предоставлено право на длительный отдых, называемый — отпуск.

  • ежегодными;
  • дополнительными;
  • по беременности и родам;
  • учебные;
  • без сохранения средней заработной платы.

В 2018 году минимальная величина ежегодного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней. Определенным категориям работников (учителя, врачи, полицейские и прочее) предоставляются удлиненные отпуска.

Так же законом об отпусках предусмотрены дополнительные отпуска по ТК:

  • за работу с ВУС – 7 дней;
  • ненормированный график – 3 дня;
  • за особый характер – определяется Постановлениями Правительства РФ.

Новый закон об отпусках в 2018 году коснулся гражданских и государственных служащих, поправки внесены Федеральным Законом «О внесении изменений в ст. 45 и 46 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ. Теперь отпуск этих работников уменьшен до 30 дней, вне зависимости от должности. Ранее было — 35 дней.

Изменился и расчет дополнительных дней к отпуску за выслугу лет:

Дополнительный отпуск за ненормированность служащих – минимум 3 дня, а максимум определяется лично работодателем.

Работник получает право на ежегодный отпуск по истечении, проработанных шести месяцев, с даты официального трудоустройства.

Не всем работодателям и работникам известно, что можно идти в ежегодный оплачиваемый отпуск, отработав полгода, а не год (Письмо Роструда от 24 декабря 2007 г. N 5277-6-1).

Возможно, и предоставление отпуска до истечения этого времени.

  • женщины, перед или после отпуска по беременности и родам;
  • родители, усыновившие ребенка в возрасте до трех месяцев;
  • работники, которым нет 18 лет.

Благодаря закону об отпусках в РФ 2018 г. работники отправляются в отпуск по графику отпусков, утвержденного руководителем учреждения при согласовании с председателем первичной профсоюзной организации. (График утверждается за 2 недели до начала календарного года).

За не соблюдение графика работодатель рискует накликать на себя административный штраф в размере 50 0000руб. в пользу государства. График составляется на основании личных заявлений работников.

Не смотря на график в отпуск можно идти в любое время:

  1. несовершеннолетним;
  2. женщинам перед или после отпуска по беременности и родам;
  3. женщинам сразу после окончания отпуска по уходу за ребенком;
  4. другим категориям, установленным законодательством.

Конечно, переносы отпуска по инициативе работника возможны, но только с его личного заявления («семейные обстоятельства» не могут служить основаниями для переноса). Работодателю возможно вызвать работника из отпуска, но только при желании последнего.

Существуют работников, которых вызвать из отпуска запрещено.

  • несовершеннолетние;
  • находящиеся, в так называемом, декретном отпуске;
  • находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
  • чья профессиональная деятельность связана с опасным и (или) вредным условиями труда.

Отпуск каждому работнику предоставляется ежегодно. Запрещено не предоставлять отпуск несколько лет подряд. Возможно предоставление отпуска максимум за два года сразу, общим количеством.

Законом разрешается разделить отпуск на несколько частей, но одна из его частей не должна быть меньше 14 дней.

В трудовом законодательстве прописаны категории работников, претендующих на, так называемый, отпуск без содержания.

Так же в законе прописан и срок, на который работнику можно пойти в такой отпуск.

  • до 35 календарных дней в году – предоставляется участникам ВОВ;
  • до 14 календарных дней – пенсионерам по старости и родителям и женам (мужьям) погибших, или получивших заболевание, при исполнении своего боевого долга;
  • до 60 календарных дней – инвалидам всех групп;
  • до 5 календарных дней — при регистрации брака, рождении детей, смерти родственников.

Список не является исчерпывающим, он может быть увеличен в соответствии с иными НПА государства и коллективным договором учреждения.

Таким же правом обладают работники, сочетающие работу и обучение. Для вступительных испытаний, предварительных слушаний, промежуточной и итоговой аттестации. Обязательное условие для реализации такого права – наличие у образовательного учреждения государственной аккредитации.

Отпуск без сохранения заработной платы оформляется приказом руководителя. Отпуск может быть прекращен по инициативе работника. Стороны так же вправе договориться об отработке отпуска, которая производится в нерабочее время.

Денежное возмещение за неиспользованный отпуск применяется при увольнении. Трудовой кодекс дает право на компенсацию части отпуска, превышающую минимальный размер отпуска.

При суммировании отпусков или перенесении отпуска на другой рабочий год компенсацией могут быть заменены части отпуска, превышающие 28 календарных дней. Замена части отпуска не является обязанностью сторон трудового договора, а только обязанностью, поэтому работодатель вправе и отказать.

При прекращении трудовых отношений с работодателем работник получает компенсацию за не отгулянный отпуск, по сумме он равен отпускному пособию. Можно и не брать компенсацию, но тогда придется вначале отгулять отпуск.

Единовременная выплата при уходе работника в отпуск достаточно популярное стимулирование работников. Единовременные выплаты могут быть поощрительные и социальные. Первые – это и есть стимулирование к отпуску, а вторые – направлены на решение каких либо проблем работников.

Поощрительные выплаты в размере до 4000 рублей не облагаются налогом, но на них начисляются страховые взносы. Свыше 4000 рублей налогом облагается та сумма, превышающая 4000 рублей.

Единовременная выплата к отпуску должна быть прописана в локальных актах учреждения. Но отсутствие этого положения не несет в себе невозможности на оказание такой помощи. При наличии бюджетных средств выплата имеет право на существование. По общему правилу, получить такую помощь можно, отработав в организации не менее полугода.

Размер выплат определяется так же локальными актами учреждения и трудовым договором с конкретным работником. Как правило, размер выплаты для бюджетных организаций составляет от 1 до 3 окладов. А для государственных и муниципальных служащих – 2 оклада.

Материальную помощь и компенсацию можно получить, подав соответствующее заявления руководителю.

Последний может в свою очередь отказать в случаях:

  • если такое положение не прописано в локальных актах;
  • если после отпуска работник собирается уволиться;
  • если работник не отработал полгода;
  • если работнице предоставляется отпуск по беременности и родам.

В прочих случаях, работодатель нарушает нормы трудового права.

В бюджетных учреждениях, право на такие выплаты предусмотрено, Но в учреждениях, финансируемых из местного бюджета, размер зависит от доходности этого бюджета.

Руководство ОАО «РЖД» в 2018 г. вынесло распоряжение, основываясь на которое, работники, уходящие в ежегодный отпуск, могут получить материальную помощь.

Право на эту помощь возникает у работников, отработавших в дирекции на протяжении 11 месяцев. Размер помощи, зависит от зарплаты работника, в процентном соотношении. Конкретный размер устанавливается локальными актами филиалов компании.

В случае разделения отпуска на доли, материальная помощь выплачивается в одну из долей отпуска, по заявлению работника.

Если в отношении работника действует дисциплинарное наказание, размер помощи может быть уменьшен, но с согласия председателя первичной профсоюзной организации.

Фактически положения о декретном отпуске не изменились. Но новый закон об отпусках в 2018 году установил верхние пределы выплат.

Сроки предоставления отпуска по беременности и родам:

  • 140 дней при обычных условиях (по 70 до и после родов);
  • 156 дней при осложнениях;
  • 194 дня, если рождены 2 и более детей.

Выплаты декретных считают из расчета — доход за два последних года делится на количество фактически отработанных дней, и умножается на количество предоставляемых дней отпуска.

Максимальные выплаты декретных выплат:

  • 248 144 рубля за сто сорок дней;
  • 276 526 рублей за 156 дней;
  • 343 884 рубля за 194 дня.

Декретное пособие матери – индивидуального предпринимателя зависит выплаченных сумм в фонд социального страхования. А студентки очницы – от стипендии.

В настоящее время в Госдуме находятся законопроекты о компенсации работодателем затрат своих работников на отдых на курортах РФ и о замене частей отпуска государственных и гражданских служащих, денежной компенсацией. Но пока это только проекты и станут ли они законом не известно. Поэтому говорить о них пока не имеет смысла.

На сегодняшний момент особых изменений трудовое законодательство для большего числа работающих, в части отпусков, не претерпело. Работник может спокойно идти в отпуск в текущем году.

К сожалению, работодатели очень часто нарушают трудовое законодательство, особенно в части предоставления и оплаты отпуска. Если права работника нарушаются – необходимо обратиться в отдел по труду.

Дабы не создать себе проблем в будущем, сторонам необходимо соблюдать гражданское и трудовое законодательство страны.

zakonmaster.ru

Ну а теперь к главному! В картах на рабочее место первым делом обратите внимание на строку 030, именно в этой табличке указаны классы условий труда по каждому фактору, то есть видно какие факторы были оценены, и итоговый класс условий труда. Уже глядя на итог этой таблицы можно с уверенностью сказать, какие будут результаты. Строка 040 содержит важную информацию о компенсациях: нужна ли повышенная оплата труда, дополнительный отпуск и т.д. Здесь указаны гарантии и компенсации как фактические, которые были до проведения СОУТ, так и положенные по результатам СОУТ (в зависимости от итогового класса условий труда они должно соответствовать статьям 92, 117, 142 ТК РФ). Эту информацию и нужно донести до руководства.

Результаты СОУТ также прослеживается в сводной ведомости, все наглядно и в одной таблице: по каждому рабочему месту выведены классы по оцениваемым факторам и итоговый класс, а также соответствующие этому классу гарантии и компенсации. Просмотрев все карты и проверив каждую букву в ведомостях, можно начать подписывать материалы СОУТ комиссией и, поставив окончательные дату и подпись на отчете председателем комиссии (в данном случае имеется в виду дата и подпись на титульном листе), можно начинать отсчет времени для ознакомления работников в картах под роспись. Согласно статье 15 федерального закона №426-ФЗ – на это Вам дают 30 календарных дней со дня подписания отчета (сюда не включаются периоды больничного, отпуска и т.д., то есть то время отсутствия, которое может быть подтверждено соответствующими документами/справками).

Стоит уделить время дополнительным тарифам страховых взносов, которые должен начислять работодатель также с даты утверждения отчета по результатам СОУТ. Но здесь есть оговорка – эти дополнительные тарифы страховых взносов касаются не всех рабочих мест, а только тех, что указаны в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Например, за допустимый и оптимальный класс условий труда, то есть итоговый класс 2.0 и 1.0 на рабочем месте, дополнительный тариф страхового взноса равен 0,0 процента, при вредном классе 3.1 – 2,0 процента, при 3.2 – 4,0 процента, при 3.3 – 6,0 процента, при 3.4 – 7,0 процента, при опасном классе – 8,0 процента (согласно статье 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ с изм. от 23.05.2015).

Итак, что же дальше? Дальше нам поможет ТК РФ, а именно, статья 74. Если класс условий труда изменился, и это повлекло за собой изменения условий труда и коснулось гарантий и компенсаций, то нужно менять условия трудового договора, уведомив предварительно об этом работника. На эту кропотливую работу отведено не более двух месяцев. Результаты специальной оценки условий труда требуют аккуратного и внимательного подхода и для них важен каждый календарный день, не торопитесь и делайте все в срок!

ОБОСНОВАНИЕ: В обязанности работодателя, в частности, входит проведение специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) (ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, привлекаемой работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда, которая утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (ч. 1, 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).

При этом в Законе № 426-ФЗ прямо сказано, что не проводится специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона №426-ФЗ). Из этого следует, что в отношении рабочих мест всех иных категорий работников специальная оценка должна проводиться. Таким образом, рабочие места курьеров, промоутеров также подлежат специальной оценке.

Рабочее место – это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 ТК РФ). Так как работа курьеров, промоутеров не связана с определенным стационарным рабочим местом, их рабочие места можно отнести к рабочим местам с территориально меняющимися рабочими зонами. Рабочей зоной в этом случае считается оснащенная необходимыми средствами производства часть рабочего места, в которой один работник или несколько работников выполняют схожие работы или технологические операции (ч. 4 ст. 16 Закона №426-ФЗ).

Специальная оценка таких рабочих мест проводится экспертом организации, проводящей специальную оценку, следующим образом (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). Сначала определяются типичные технологические операции с одинаковыми вредными и (или) опасными производственными факторами. Затем определяется время выполнения каждой технологической операции и оценивается воздействие на работников вредных факторов. Для определения времени выполнения каждой технологической операции эксперт анализирует локальные нормативные акты, опрашивает работников и их непосредственных руководителей, а также проводит хронометрирование (измерение времени, затраченного работником на выполнение отдельных трудовых операций) (ч. 4 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). По итогам проведения специальной оценки эксперт устанавливает класс (подкласс) условий труда на этих рабочих местах (ч. 2 ст. 3, ч. 8 ст. 12 Закона № 426-ФЗ).

Не стоит приравнивать единицу автотранспорта к рабочему месту, все-таки оценивается рабочее место водителя автомобиля, а не самого автомобиля. Тем более если транспортный участок состоит, например, из пяти машин, а водителей всего двое, то Вы только переплатите. Приравняв автомобиль к рабочему месту и оформив отдельную карту на водителя автомобиля только одной машины, получится следующий результат: в карте водителя ВАЗ 2121 управление составляет 10% времени рабочей смены, а остальные 90% — режим ожидания также как и в карте водителя Рено, в картах водителей Газель-Next и Hyundai управление по 20% составляет, режим ожидания – по 80%, а вот водитель автомобиля КИА занят всего на 5%, и 95% времени находится в режиме ожидания. При этом работник, знакомясь с результатами СОУТ в пяти картах, будет в недоумении, поскольку в них буквально будет видно, что работник практически не работает. А по факту он управляет всеми видами автотранспорта через день да каждый день, в среднем находясь за рулем больше 50% времени рабочей смены.
При оценке условий труда «используется» среднестатистический рабочий день, характеризующий все виды деятельности работника, то есть в среднем за год управление на ВАЗ – 5%, на Рено – 5%, КИА – 5%, на газелях по 20% и 25 % за одну смену, хотя может быть и так, что сегодня за рулем одной Газели целый день, завтра только отвезет директора на Киа и т.д. И только при раскладке по времени с использованием всех видов транспорта будет видно, что в среднем за день непосредственно за рулем водитель проводит до 60% времени, а не те 5% времени за рулем КИА. Опять же класс условий труда во многом определяется и временем воздействия факторов, принципиальное значение имеет, скажем, время воздействия на 50% или на 15%. Чем меньше время воздействия вредного фактора, тем ближе его оценка к допустимым условиям труда. Если карты поделить по автомобилям, принимая их как рабочие места, то результаты проведения СОУТ становятся не показательны. Здесь нужно рассматривать автотранспортные средства как рабочие зоны и при этом учитывать «привязку» к оборудованию или, другими словами, закрепление. В Вашем случае закрепление отсутствует, тогда для рабочего места водителя автомобиля рабочими зонами можно считать единицы управляемых транспортных средств. Нужно только просчитать время управления каждой единицей автотранспорта в среднем. Если для всех водителей окажется раскладка по времени одинаковой, то рабочие места водителей можно будет считать аналогичными с оформлением одной карты. Если же Иванов больше времени проводит за рулем ВАЗ, а Петров – за рулем Газель, то эти рабочие места должны быть оформлены разными картами как отдельные рабочие места.

На практике выходит, что подобные места не объединяют в аналогичные, а рассматривают как отдельные рабочие места. Даже в пределах одно кабинета рядом стоящие рабочие столы бухгалтеров порой нельзя считать аналогичными. Так странно иногда наблюдать, как установленные потолочные «армстронги» освещают пространство между столами, фикусы у стен, а рядышком ютится в остатке света стол с компьютером, а норматив работы за компьютером выше, чем работа с документацией. И получается, что у бухгалтера Маши, у которой армстронг висит над столом, 400 Лк имеется (т.е. освещение в норме), а у бухгалтера Елены – в лучшем случае 125 Лк, и получается, что это разные рабочие места с разным классом условий труда. Возвращаясь к филиалам: при оформлении протоколов также необходимо указывать «места нахождения и места осуществления деятельности работодателя» следуя Приложению N 1 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 г. N 33н Методика проведения специальной оценки условий труда. То есть уже идет привязка к фактическому адресу, а если в штатное заглянуть, то в нем, вероятно, окажутся различные структурные подразделения (те самые филиалы), в состав которых входят рабочие места, значит, уж точно объединить не получится. Придется прокатиться с экспертами по всем адресам и провести измерения во всех кабинетах.

Если мы откроем федеральный закон N 426-ФЗ (от 28.12.2013 г) статью 17 о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, то третьим пунктом здесь записано «замена производственного оборудования». Даже если будет произведена замена легкового автомобиля на другой легковой автомобиль, фактически считается, что Вы заменили оборудование. Марка (модель, год выпуска и модификация) автомобиля другая, значит, и шум, и вибрация могут отличаться от замеров в предыдущем автомобиле. Даже вид топлива может использоваться в новом транспортном средстве другой, а это влияет на состав воздуха рабочей зоны, значит, есть основание для проведения внеплановой специальной оценки. Только проведение измерений может показать, что уровни физических (вибрация локальная, шум, инфразвук и т.д.) и химических показателей (воздух рабочей зоны: оксиды азота, угарный газ и т.д.) будут в норме в кабине автомобиля при управлении. А фраза «все легковые одинаковые» (как правило, замеры в легковых автомобилях действительно находятся в пределах нормы у иномарок и отечественных машин, но это с точки зрения проведения СОУТ; с точки зрения производственного контроля могут быть расхождения, нормативы здесь ниже) — это всего лишь статистика, а не официальный документ за подписью и печатью. Опять же, случится несчастный случай на новом автомобиле, ГИТ откроет карту СОУТ и увидит в ней оценку старого автомобиля, это будет большой «минус» для Вас.

В нашей организации есть сотрудник, который на полставки работает на нескольких должностях естественно в своем кабинете за своим рабочим столом, считать ли данное РМ как одно?

Можем ли мы самостоятельно провести специальную оценку условий труда?

Нет, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» спецоценка условий труда проводит вместе с аттестующей организацией, внесённой в реестр аккредитованных организаций проводящих специальную оценку условий труда, реестр можно найти на сайте Министерства Труда.

Cложно ли делать специальную оценку условий труда?

Совершенно просто! Необходимо обратится к нам по телефонам +7(812) 242-55-25 или +7(812) 926-21-01 и оформить договор! Всё остальное мы сделаем за Вас!

  • Штатное расписание
  • Реквизиты организации
  • Заявка на проведение СОУТ

Возможно ли при проведении специальной оценки условий труда использовать результаты, полученные в рамках осуществления производственного контроля?

В настоящее время на территории Российской Федерации до вступления в силу соответствующих технических регламентов действуют санитарные правила СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 № 18 (далее – СП 1.1.1058-01).
В соответствии с СП 1.1.1058-01 на работодателя возлагается, в том числе и контроль за проведением лабораторных испытаний производственных факторов на рабочих местах (шум, вибрация, температура, влажность и т. д.).
Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также проводить производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Таким образом, работодатель обязан проводить производственный контроль в соответствии с СП 1.1.1058-01 и представлять информацию о результатах производственного контроля учреждениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по их запросам.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» определено, что в качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов могут быть использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения специальной оценки условий труда.
Решение о возможности использования указанных результатов при проведении специальной оценки условий труда принимается комиссией по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Таким образом, если у Вас в организации был произведен производственный контроль в соответствии с СП 1.1.1058-01 в установленном законом порядке не ранее чем за шесть месяцев до проведения специальной оценки условий труда, то при проведении специальной оценки условий труда по решению комиссии по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, могут быть использованы полученные результаты.

Вправе ли работодатель отменить компенсации, установленные работникам по результатам аттестации рабочих мест?

При этом результаты проведенной до 31 декабря 2013 г. АРМ могут использоваться для установления работникам гарантий и компенсаций также в течение 5 лет со дня завершения АРМ. Таким образом, все компенсации сохраняются в полном объеме по старым нормам до проведения специальной оценки условий труда (далее СОУТ).

И решение работодателя о том, что те компенсационные выплаты, которые были установлены работникам по результатам аттестации рабочих мест, необходимо отменить с 1 января 2014 г. в связи с вступлением в силу Закона № 421-ФЗ, будут неправомочны. Если работодатель хочет пересмотреть ранее установленные доплаты за вредность, он может согласно ч. 4 >ст. 27 Закона № 426-ФЗ провести СОУТ до истечения срока действия имеющихся результатов АРМ, и, возможно, на данных рабочих местах будут установлены такие условия труда, которые позволят работодателю прекратить предоставлять работнику ранее обязательные компенсации. При этом СОУТ необходимо проводить по всем вредным и опасным производственным факторам, выявленным на этих рабочих местах.

Согласно ч. 5. ст. 9 ФЗ № 426-ФЗ комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) до начала выполнения работ утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ.

Таким образом, новая комиссия будет утверждать новые перечни рабочих мест.

Какой перечень будет утверждать комиссия, зависит от решения работодателя.

Работодатель имеет право не проводить СОУТ на тех рабочих местах, на которых еще действует оценка условий труда по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда (в течение 5 лет с момента ее завершения).

В этом случае перечень будет содержать только еще не аттестованные рабочие места.

Работодатель имеет право провести СОУТ на всех имеющихся рабочих местах. В этом случае перечень будет содержать все рабочие места.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» не проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) на рабочих местах, на которых работники исключительно заняты на ПЭВМ, не предусмотрено.

Соответственно, необходимо провести СОУТ на данных рабочих местах.

Не проведение СОУТ будет нарушением трудового законодательства.

Какова ответственность работодателя за не проведение специальной оценки условий труда?

наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 5 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Также согласно ст. 143 Уголовного кодекса Российской Федерации нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека:

наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.

то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Вправе ли работодатель предоставить дополнительный отпуск (7 дней) вальцовщику, токарю, фрезеровщику, резчику металла при наличии вредного производственного фактора на рабочих местах?

Необходимо отметить, вредные условия труда, а не наличие вредного производственного фактора или определенная профессия являются основанием для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Причем факт установления вредных условий труда должен быть подтвержден документально.

До 1 января 2014 г. это осуществлялось проведением аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ). Минимальная величина ЕДОО (7 дней) была установлена постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870, причем ЕДОО предоставлялся работникам, чьи рабочие места были аттестованы по 3-му и 4-му классу условий труда в соответствии с п. 4.2 Р 2.2.2006-05. Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий, утв. Роспотребнадзором 29 июля 2005 г.

С 1 января 2014 г. – проведением специальной оценки условий труда (далее – СОУТ). Минимальная величина ЕДОО (7 дней) установлена ст. 117 ТК РФ, причем ЕДОО предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

Продолжительность ЕДОО конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Но согласно той же ст. 116 ТК РФ работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Результаты проведения АРМ (или СОУТ) влияют на размер дополнительных тарифов в ПФ РФ.

Если в организации есть работники, имеющие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а АРМ (или СОУТ) данных рабочих мест не проведена, то надо было платить страховые взносы, начиная с 01.01.2013 года, по соответствующим дополнительным тарифам, приведенным ниже.
Согласно ч.1 ст. 58.3. Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» с 1 января 2013 г. в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» уплачиваются следующие дополнительные тарифы страховых взносов:

biot.su

Еще по теме:

  • Пенсии трудовые в 2013 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ"О страховых пенсиях" 29 июня, 29 декабря 2015 г., 23 мая, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 июля 2017 г., 7 марта 2018 г. Согласно Федеральному закону от 22 ноября 2016 г. N 385-ФЗ гражданам, постоянно проживающим на территории РФ и являющимся по состоянию на 31 декабря […]
  • Закон и ответственность цель Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ"О страховых пенсиях" 29 июня, 29 декабря 2015 г., 23 мая, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 июля 2017 г., 7 марта 2018 г. Согласно Федеральному закону от 22 ноября 2016 г. N 385-ФЗ гражданам, постоянно проживающим на территории РФ и являющимся по состоянию на 31 декабря […]
  • Страховой стаж с 2013 года Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ"О страховых пенсиях" 29 июня, 29 декабря 2015 г., 23 мая, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 июля 2017 г., 7 марта 2018 г. Согласно Федеральному закону от 22 ноября 2016 г. N 385-ФЗ гражданам, постоянно проживающим на территории РФ и являющимся по состоянию на 31 декабря […]
  • Закон для женщин с детьми Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ"О страховых пенсиях" 29 июня, 29 декабря 2015 г., 23 мая, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 июля 2017 г., 7 марта 2018 г. Согласно Федеральному закону от 22 ноября 2016 г. N 385-ФЗ гражданам, постоянно проживающим на территории РФ и являющимся по состоянию на 31 декабря […]
  • Базовый размер пенсии по старости в 2018 году Пенсионное обеспечение в РФ заключается в компенсации гражданам потерянного заработка в результате наступления инвалидности, потери кормильца или при наступлении старости. Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ № 400 от 28 дек. 2013 года “О страховых…” (далее – ФЗ № 400), пенсия по старости, в общем случае, назначается лицам, […]
  • Минимальная пенсия в 2018 году в чувашии Пенсионное обеспечение в РФ заключается в компенсации гражданам потерянного заработка в результате наступления инвалидности, потери кормильца или при наступлении старости. Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ № 400 от 28 дек. 2013 года “О страховых…” (далее – ФЗ № 400), пенсия по старости, в общем случае, назначается лицам, […]
  • Минимальная пенсия по чувашии Пенсионное обеспечение в РФ заключается в компенсации гражданам потерянного заработка в результате наступления инвалидности, потери кормильца или при наступлении старости. Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ № 400 от 28 дек. 2013 года “О страховых…” (далее – ФЗ № 400), пенсия по старости, в общем случае, назначается лицам, […]
  • Исполнение решения российского суда на территории иностранного государства Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325"Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" 31 декабря 2003 г., 3 ноября 2006 г., 27 июля 2007 г., 15 июля 2008 г., 19 августа, 22 октября 2009 г., 19 октября 2011 г., 30 мая, 14 сентября, 7, 29 декабря 2012 г., 28 декабря […]