Приказ минюста 187

Приказ Минюста РФ от 19 сентября 2011 г. N 315 «Об утверждении перечней должностей, замещаемых лицами рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе, и соответствующих этим должностям специальных званий» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Приказ Минюста РФ от 19 сентября 2011 г. N 315
«Об утверждении перечней должностей, замещаемых лицами рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе, и соответствующих этим должностям специальных званий»

5 июня 2013 г., 4 июля, 5 сентября 2014 г., 5 августа, 28 декабря 2016 г.

См. Перечень должностей высшего начальствующего состава в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и соответствующих этим должностям специальных званий, утвержденный Указом Президента РФ от 31 октября 2009 г. N 1229

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 70, Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52, ст. 5086, Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 27, ст. 2620; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; 2007, N 10, ст. 1151, N 49, ст. 6072; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6235; 2009, N 30, ст. 3739; 2010, N 30, ст. 3987, ст. 3988, ст. 3990), Федеральным законом от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 14, ст. 1650; 2000, N 32, ст. 3341; 2001, N 52 (ч. 1), ст. 4924; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 52 (ч. 1), ст. 6453), Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535, N 52 (ч. 3), ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284, N 19, ст. 2070, N 23, ст. 2452, N 38, ст. 3975, N 39, ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530, N 20, ст. 2390; 2008, N 10 (ч. 2), ст. 909, N 29 (ч. 1), ст. 3473, N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368, N 19, ст. 2300; 2011, N 21, ст. 2927, ст. 2930, N 29, ст. 4420) и распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2011 г. N 894-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3222) приказываю:

Приказом Минюста России от 5 июня 2013 г. N 85 в пункт 1 внесены изменения

перечень должностей, замещаемых лицами старшего начальствующего состава в центральном аппарате Федеральной службы исполнения наказаний, и соответствующих этим должностям специальных званий (приложение N 1);

перечень должностей, замещаемых лицами среднего и старшего начальствующего состава в учреждениях, непосредственно подчиненных Федеральной службе исполнения наказаний, и соответствующих этим должностям специальных званий (приложение N 2);

перечень должностей, замещаемых лицами среднего и старшего начальствующего состава в образовательных и научно-исследовательских учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, и соответствующих этим должностям специальных званий (приложение N 3);

перечень должностей, замещаемых лицами среднего и старшего начальствующего состава в следственных изоляторах центрального подчинения Федеральной службы исполнения наказаний, и соответствующих этим должностям специальных званий (приложение N 4);

перечень должностей, замещаемых лицами среднего и старшего начальствующего состава в территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний, и соответствующих этим должностям специальных званий (приложение N 5);

перечень должностей, замещаемых лицами среднего и старшего начальствующего состава в подразделениях, непосредственно подчиненных территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний, и соответствующих этим должностям специальных званий (приложение N 6);

перечень должностей, замещаемых лицами среднего и старшего начальствующего состава в исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, и соответствующих этим должностям специальных званий (приложение N 7);

перечень должностей, замещаемых лицами среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительных инспекциях, и соответствующих этим должностям специальных званий (приложение N 8);

перечень должностей, замещаемых лицами рядового состава и младшего начальствующего состава в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и соответствующих этим должностям специальных званий (приложение N 9);

перечень должностей, замещаемых лицами среднего и старшего начальствующего состава в исправительных центрах, и соответствующих этим должностям специальных званий (приложение N 10).

2. Установить, что наименования должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава и соответствующие этим должностям специальные звания в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее — учреждения) должны соответствовать наименованиям должностей и соответствующих этим должностям специальных званий, включенных в утвержденные перечни.

Приказом Минюста России от 28 декабря 2016 г. N 320 в пункт 3 внесены изменения

3. Допускается двойное наименование должности начальствующего состава в случае, если:

заместитель начальника структурного подразделения центрального аппарата Федеральной службы исполнения наказаний является руководителем подразделения в структурном подразделении центрального аппарата Федеральной службы исполнения наказаний;

заместитель начальника учреждения является начальником структурного подразделения этого учреждения;

заместитель начальника структурного подразделения учреждения является руководителем подразделения в структурном подразделении этого учреждения.

При этом специальное звание устанавливается по первой части должности начальствующего состава.

Приказом Минюста России от 5 июня 2013 г. N 85 в пункт 4 внесены изменения

4. Федеральной службе исполнения наказаний (Г.А. Корниенко) привести правовые акты ФСИН России в соответствие с настоящим приказом.

Приказом Минюста России от 5 августа 2016 г. N 180 пункт 5 изложен в новой редакции

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Д. Алханова.

Утверждены перечни должностей, замещаемых лицами рядового, а также младшего, среднего и старшего начальствующих составов в системе ФСИН России, и соответствующих этим должностям спецзваний.

Для центрального аппарата установлено соответствие по старшему составу, для учреждений и органов УИС — по рядовому и младшему составам, для прочих лиц — по среднему и старшему составам.

К указанным лицам относятся учреждения, непосредственно подчиненные Службе; следственные изоляторы центрального подчинения ФСИН России; уголовно-исполнительные инспекции; образовательные и научно-исследовательские учреждения; территориальные органы; подразделения, непосредственно подчиненные последним; исправительные, лечебно-профилактические учреждения и следственные изоляторы УИС.

Если замначальника учреждения является начальником структурного подразделения последнего либо замначальника структурного подразделения учреждения является руководителем подразделения в последнем, то допускается двойное наименование должности начальствующего состава.

Приказ Минюста РФ от 19 сентября 2011 г. N 315 «Об утверждении перечней должностей, замещаемых лицами рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе, и соответствующих этим должностям специальных званий»

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 30 сентября 2011 г. N 219

Приказом Минюста России от 17 апреля 2018 г. N 70 настоящий приказ признан утратившим силу с 7 мая 2018 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Министерства юстиции РФ от 28 декабря 2016 г. N 320

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Министерства юстиции РФ от 5 сентября 2014 г. N 187

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

base.garant.ru

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ТК РФ) при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, кроме того, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Аналогичные нормы закреплены в пункте 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610), а в отношении государственных гражданских служащих — в статье 53 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту — Федеральный закон № 79-ФЗ).

На время обучения слушатели могут обеспечиваться общежитием с оплатой расходов за счет направляющей стороны.

При применении норм действующего законодательства необходимо учитывать, что действующее законодательство не предусматривает возможность замены суточных работникам выплатой стипендии в размере минимального размера оплаты труда в зависимости от срока пребывания иногороднего слушателя на обучении с отрывом от работы, на что указано в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. № ГКПИ 2002-405. До 2005 года положения о выплате взамен суточных стипендии в указанном размере были закреплены в постановлении Минтруда России от 29 июня 1994 г. № 51, которое в настоящее время признано утратившим силу.

Обязанности работодателя по организации
и проведению повышения квалификации работников

В соответствии с требованиями статьи 196 ТК РФ на работодателя возлагаются обязанности по организации и проведению профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, обучения их вторым профессиям.

Указанные формы обучения (подготовки, переподготовки) могут организовываться на производственной базе самой организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования. Условия и порядок обучения (подготовки, переподготовки) определяются коллективным договором организации, соглашениями, а также заключенными с работниками индивидуальными договорами.

Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, а также перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Необходимо учитывать, что к повышению квалификации относится любое обучение, направленное на совершенствование и развитие знаний, умений и навыков какого-либо конкретного типа деятельности. Потребность в повышении квалификации определяется постоянным изменением стоящих перед работниками задач и условий труда, связанных как с совершенствованием средств производства, так и с должностным ростом. Такое определение дано в Типовом положении о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР, Госкомобразования СССР и Секретариата ВЦСПС от 15 июня 1988 г. № 369, 92-14-147, 20/18-22.

В свою очередь, под переподготовкой понимается получение нового специального образования в целях оперативного обеспечения кадрами новейших направлений научно-технического и социального прогресса, а также перемещение кадров из устаревших сфер деятельности в современные.

Возможными формами (видами) обучения работников и специалистов являются:

  • систематическое самостоятельное обучение работника (самообразование);
  • обучение на семинарах и иных подобных образовательных курсах;
  • краткосрочное обучение в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
  • длительное периодическое обучение в образовательных учреждениях;
  • стажировка на передовых предприятиях, в ведущих научных организациях и учебных заведениях;
  • обучение в целевой аспирантуре, докторантуре;
  • переподготовка — получение новой специальности.

Для повышения квалификации работники могут быть направлены также и в учебные заведения иностранных государств, что не лишает работника права на оплату среднего заработка за время обучения, а также возмещение расходов по проезду, проживанию и т.п.

В случаях, особо предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности.

Обязательно повышение квалификации, в частности, предусмотрено для следующих категорий лиц:

1) государственных гражданских служащих– по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (Федеральный закон № 79-ФЗ).

Основанием для направления гражданского служащего на повышение квалификации (профессиональную переподготовку или стажировку) также являются:

  • назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;
  • включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;
  • результаты аттестации гражданского служащего, проводимой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».

Необходимо учитывать, что в ряде случаев направление гражданского служащего на повышение квалификации позволяет продлить имевшие с ним служебные отношения, — в соответствии со статьей 31 Федерального закона № 79-ФЗ государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены при ликвидации (реорганизации) государственного органа, сокращении должностей гражданской службы, при направлении гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

Отказ гражданского служащего от предложенной профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы, влечет за собой расторжение заключенного с ним служебного договора по подпункту 6 пункта 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ.

Повышение квалификации гражданских служащих осуществляется в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от гражданской службы;

2) судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации — в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также приказом Минюста России от 15 июня 2004 г. № 112 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации».

Повышение квалификации экспертов осуществляется в следующих формах:

  • индивидуально;
  • на стажировках;
  • на семинарах, школах, конференциях;
  • на курсах повышения квалификации;

3) аудиторов — в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в редакции изменений и дополнений) в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходят обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом.

Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации утверждено приказом Минфина России от 12 сентября 2002 г. № 93н (применяется в редакции изменений от 23 марта 2005 г.);

4) работников юридических лиц, имеющих намерение начать или выполняющих соответствующие работы и услуги в сфере проектирования и строительства по видам деятельности, подлежащим лицензированию Госстроем России, — осуществляют повышение квалификации не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности (постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 г. № 174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства», приказ Госстроя России от 24 мая 2002 г. № 88 «Об организации деятельности по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и профессиональной аттестации кадров»);

5) работников образовательных учреждений, а также научно-педагогических работников (статья 29 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции изменений и дополнений), статья 21 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании»).

Ряд категорий сотрудников в соответствии с действующим законодательством пользуется правом на первоочередное направление для повышения квалификации. К ним, в частности, относятся супруги военнослужащих (пункт 6 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Прохождение повышения квалификации во всех случаях подтверждается документом государственного образца. Формы указанных документов утверждены постановлением Госкомвуза России от 27 декабря 1995 г. № 13:

  • удостоверение о краткосрочном повышении квалификации — выдается лицам, прошедшим обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации — выдается лицам, прошедшим обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
  • диплом о профессиональной переподготовке — выдается лицам, прошедшим обучение по программе в объеме свыше 500 часов.

Размер указанных документов составляет 21 Ч 15 см. Инструкция о порядке заполнения приведенных документов утверждена приказом Госкомвуза России от 19 апреля 1996 г. № 708.

Следует учитывать, что действующее законодательство не гарантирует работнику после прохождения обучения (повышения квалификации) предоставления новой работы в соответствии с полученной квалификацией и образованием.

Исчисление сумм среднего заработка
за время прохождения повышения квалификации

Исчисление сумм среднего заработка за время прохождения работниками повышения квалификации осуществляется в соответствии со статьей 139 ТК РФ, а также Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. № 213.

В общем случае для расчета средней заработной платы принимается расчетный период в 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, на который приходится первый день обучения работника в рамках повышения квалификации. Если обучение осуществляется с разрывом периода, при каждом возобновлении обучения должен определяться новый расчетный период. При этом время обучения из расчетного периода исключается.

Коллективным договором организации может быть предусмотрена возможность применения расчетного периода, отличного от 12 календарных месяцев. В таких случаях расчет среднего заработка должен осуществляться исходя из периода, установленного коллективным договором.

Для осуществления расчетов по оплате труда должен осуществляться расчет среднедневного или среднечасового заработка работника. Среднечасовой заработок определяется в отношении лиц, которым установлен суммированный учет рабочего времени.

Средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Сумма причитающегося работнику среднего заработка определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней, приходящихся на период обучения работникам в рамках повышения квалификации. Количество подлежащих оплате дней определяется согласно заключенным договорам на обучение, документам об обучении сотрудника, а также иным документам, связанным с направлением работника на обучение.

За период повышения квалификации работник имеет право на получение заработной платы в размере 100 процентов его среднего заработка, и при этом указанный размер оплаты труда не может быть снижен рабтодателем.

Предположим, что работник организации в период с 10 октября по 14 ноября 2005 г. был направлен на повышение квалификации в «профильное» учебное заведение.

В расчетном периоде, в качестве которого принимается период времени с 1 октября 2004 года по 31 сентября 2005 года, работник отработал 178 дней, за которые начислено учитываемой при расчете среднего заработка заработной платы в размере 69 420 руб. Остальные рабочие дни в расчетном периоде работник не работал по причине болезни, в связи с использованием оплачиваемых отпусков.

График работы сотрудника — пятидневная рабочая неделя.

Расчет среднего заработка за время повышения квалификации должен быть произведен в следующем порядке:

1) среднедневной заработок работника — 390 руб. (69 420 руб. / 178 дней);

2) сумма среднего заработка — 9 750 руб. (390 руб. Ч 25 дней, где 25 дней — количество рабочих дней по графику пятидневной рабочей недели, приходящихся на период с 10 октября по 14 ноября 2005 г.).

Так как работникам за время повышения квалификации вне пределов места жительства оплачиваются командировочные расходы, то при их направлении на обучение рекомендуется выдавать на руки командировочные удостоверения по форме № Т-10, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». В таком случае количество приходящихся на время обучения дней может быть определено также и по отметкам в удостоверении о прибытии на обучение и убытии к месту работы.

В любом случае, фактическое время обучения может быть установлено посредством запроса в учебное заведение.

Если по итогам обучения будут выявлены факты самовольного использования работником рабочих дней вне рамок повышения квалификации, они могут быть квалифицированы как прогул со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В случае, когда работник повышает свою квалификацию с частичным отрывом от производства, оплате в размере среднего заработка подлежат те часы рабочего времени, которые по согласованию с работодателем предоставлены ему для обучения в рамках повышения квалификации. При этом на соответствующих должностных лиц распоряжением работодателя возлагаются обязанности по надлежащей организации учета рабочего времени такой категории работников.

Возмещение расходов работникам,
направленным для повышения квалификации в другую местность

В том случае, если работник направляется для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, ему в соответствии со статьей 187 ТК РФ производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Возмещение расходов осуществляется с учетом положений статьи 168 ТК РФ, а также постановления Совмина СССР от 18 марта 1988 г. № 351 «О служебных командировках в пределах СССР» и Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» (далее по тексту — Инструкция по служебным командировкам). Государственным гражданским служащим расходы возмещаются в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих».

Возмещению в пользу направленных для повышения квалификации работников подлежат следующие расходы:

  • по проезду;
  • по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
  • иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

При определении размеров возмещаемых расходов должны быть учтены положения следующих нормативных правовых актов:

  • бюджетными учреждениями — постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета», Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. № 813 и приказа Минфина России от 2 августа 2004 г. № 64н «Об установлении размеров выплаты суточных и предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран»;
  • организациями, производящими уплату налога на прибыль и применяющими специальные налоговые режимы, — постановления Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 г. № 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» (в редакции изменений и дополнений).

Суточные возмещаются работникам за все календарные дни, приходящиеся на период обучения, включая время на дорогу к месту обучения и обратно.

При обучении работника в такой местности, откуда он имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные в соответствии с пунктом 15 Инструкции по служебным командировкам выплачиваться не должны. Если работник при этом по окончании рабочего дня по своему желанию остается в месте командировки, то при предоставлении документов о найме жилого помещения, ему могут быть возмещены только расходы по найму жилого помещения — суточные и в этом случае не выплачиваются.

Вопрос о том, может или нет работник ежедневно возвращаться из места прохождения обучения к месту постоянного жительства, решается в каждом конкретном случае руководителем организации или иным уполномоченным на то должностным лицом организации, в котором работает командированный с учетом дальности расстояния, условий транспортного сообщения, режима обучения, а также необходимости создания работнику условий для отдыха.

Расходы по найму жилого помещения возмещаются работнику на основании предъявляемых им подтверждающих документов (счетов гостиниц и т.п.) со дня прибытия его в населенный пункт, в котором он будет проходить обучение, и по день убытия из него.

В пределах установленных норм возмещения расходов работникам подлежат возмещению также расходы по оплате дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах.

Дополнительно к установленным нормам возмещения, работнику должны быть возмещены расходы по бронированию мест в гостиницах, но не свыше 50 процентов от возмещаемой ему стоимости места за сутки, а также расходы по найму жилого помещения за время вынужденной остановки в пути, подтвержденной соответствующими документами.

Если командированный работник не предъявляет для оплаты документы, подтверждающие наем им жилых помещений, а сам он бесплатным жилым помещением не обеспечивался, в качестве компенсации расходов ему выплачивается сумма в оговоренном размере (в настоящее время — не менее 12 рублей за сутки).

К возмещаемым работникам расходам по проезду к месту обучения и обратно, относятся расходы по проезду воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (за исключением такси), включая страховые платежи по обязательному личному страхованию пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и их предварительной продаже, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями.

Работнику возмещаются также расходы по проезду транспортом общего назначения (кроме такси) к станции, пристани, порту, если они находятся за чертой населенного пункта, а также расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями, которые возмещаются по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами.

При утрате работником оправдательных документов, подтверждающих проезд к месту обучения и обратно, руководитель организации вправе принять решение о возмещении расходов по проезду исходя из минимальной стоимости:

  • железнодорожным транспортом — в плацкартном вагоне пассажирского поезда;
  • водным транспортом — в каюте Х группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте III категории речного судна всех линий сообщения;
  • автомобильным транспортом — в автобусе общего типа.

Вместе с этим, факт приобретения работником проездных билетов с указанием его стоимости в настоящее время может быть подтвержден выдаваемой органами транспорта справкой.

www.zplata.ru

Увольнение работника по собственному желанию одно из самых распространенных оснований увольнения. У него свои правила, порядки и особенности в зависимости от ситуации и оснований для увольнения по собственному желанию.

ПИСЬМЕННОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОБ УВОЛЬНЕНИИ ЗА ДВЕ НЕДЕЛИ

В соответствии с ч. 1 ст. 38 КЗоТ работник имеет право расторгнуть по собственному желанию трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, предупредив об этом работодателя письменно за две недели (см. также письма Минсоцполитики от 27.04.2012 г. № 69/06/186-12, от 29.08.2012 г. № 311/13/116-12, от 29.05.2007 г. № 134/06/187-07, п. 4 письма Минтруда от 15.10.2007 г. № 250/06/186-07).

При этом исходя из сложившейся судебной практики, ч. 1 ст. 38 КЗоТ законодательно закреплено за работником право на расторжение трудового договора, заключенного на неопределенный срок, с обязанностью двухнедельного предупреждения, а не с правом работника на двухнедельную отработку (см. определение ВСУ от 04.11.2015 г. по делу № 6-26976св15).

Прекращение работы без предупреждения или до истечения срока предупреждения (до истечения двух недель) является нарушением трудовой дисциплины. Работник, самовольно оставивший работу, может быть уволен в таком случае по п. 4 ст. 40 КЗоТ, то есть за прогул без уважительных причин.
Работодатель не вправе уволить работника до истечения двухнедельного срока после подачи работником заявления, если работник об этом не просит. В противном случае суд может восстановить работника на работе.
В то же время, если в заявлении об увольнении по собственному желанию работник просит уволить его с определенной даты и работодатель не возражает (то есть стороны трудового договора согласны — пришли к соглашению), то работник может быть уволен и в день подачи заявления, поскольку никаких ограничений по этому поводу трудовое законодательство не содержит (см. также разъяснение Минсоцполитики в газете «Праця і зарплата» № 13 (929), апрель 2015 г. , стр. 20).

Если работник по истечении срока предупреждения об увольнении не оставил работы и не требует расторжения трудового договора, работодатель не вправе уволить его по поданному ранее заявлению по собственному желанию, кроме случаев, когда на его место приглашен другой работник, которому в соответствии с законодательством не может быть отказано в приеме на работу, например, принятому по переводу с другого предприятия.

При этом, как указано в п. 4 письма Минтруда от 15.10.2007 г. № 250/06/186-07, действующее законодательство о труде не содержит исключений относительно продления срока письменного предупреждения работодателя работником об увольнении по собственному желанию в зависимости от профессии (должности) такого работника.

В день окончания срока предупреждения работодателя работником, то есть 2 недель, работодатель обязан уволить работника, если он до этого не отозвал свое заявление. При этом никакая задолженность перед предприятием не может быть основанием для увольнения и задержки расчета с работником. Незаконным также является и требование работодателя о поиске себе замены, причем это касается и материально ответственных работников. Поскольку в течение срока предупреждения о предстоящем увольнении работодатель обязан обеспечить передачу материальных ценностей увольняющимся работником другому лицу или специально созданной комиссии (см. п. 1 письма Минтруда от 20.03.2008 г. № 81/06/186-08).

Следует также обратить внимание, что действующим законодательством не запрещено увольнение работника по собственному желанию во время болезни, то есть в период временной нетрудоспособности. Такая ситуация возможна, если работник подал заявление об увольнении по собственному желанию, предупредив об этом работодателя за две недели, однако в течение этого периода заболел и продолжает болеть в день увольнения, то есть в последний день работы (см. также письмо Минсоцполитики от 27.04.2012 г. № 70/06/186-12, разъяснение Гоструда в газете «Праця і зарплата» № 40 (908), октябрь 2014 г. , стр. 5, № 14 (930), апрель 2015 г. , стр. 12, № 42 (958) ноябрь 2015 г., стр. 12).

Напомним, что согласно ч. 3 ст. 40 КЗоТ увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности (кроме увольнения по п. 5 ст. 40 КЗоТ), а также в период пребывания работника в отпуске, не допускается. Однако поскольку это правило распространяется на увольнение работников по инициативе работодателя, то в случае увольнения по собственному желанию таких ограничений нет.

Не распространяется данное ограничение и на увольнение работников по окончании срочного трудового договора (контракта) (см. также письмо Минсоцполитики от 13.08.2014 г. № 88/0/15-14/06).
При этом работнику должны быть оплачены все листки временной нетрудоспособности, выданные по страховому случаю, который наступил в период работы.

УВАЖИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ УВОЛЬНЕНИЯ БЕЗ ОТРАБОТКИ ДВУХ НЕДЕЛЬ

В случае если заявление работника об увольнении с работы по собственному желанию обусловлено невозможностью продолжать работу по одной из нижеследующих причин, то работодатель должен расторгнуть трудовой договор в срок, о котором просит работник в своем заявлении. К таким уважительным причинам, согласно ч. 1 ст. 38 КЗоТ, относятся:
– переезд на новое место жительства, который может быть подтвержден соответствующим документом, например, паспортом с отметкой о выписке (снятии с регистрации) и листком выбытия;
– перевод мужа или жены на работу в другую местность (подтверждается справкой о переводе с места работы);
– поступление в учебное заведение (подтверждается справкой учебного заведения);
– невозможность проживания в данной местности, подтвержденной медицинским заключением;
– беременность (подтверждается медицинским заключением);
– уход за ребенком до достижения им 14-летнего возраста или ребенком-инвалидом. Согласно законодательству этот факт не требует какого-либо подтверждения, так как сведения о детях у работодателя есть, а если нет, то они должны быть предоставлены работником. Работодатель не вправе требовать документы, подтверждающие необходимость ухода за ребенком;
– уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением или инвалидом 1-й группы (подтверждается медицинским заключением, а что касается инвалида 1-й группы, то необходима справка о его проживании вместе с работником или если они проживают не вместе, то имеет ли он возможность с учетом места проживания осуществлять уход за инвалидом);
– выход на пенсию (проверяется факт назначения пенсии, представления документа о назначении пенсии или достижения работником пенсионного возраста);
– прием на работу по конкурсу (подтверждается соответствующим документом о зачислении на работу по конкурсу);
– другие уважительные причины.

При этом также следует обратить внимание, что действующее законодательство не содержит запрета на увольнение беременных женщин (а также женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет) по собственному желанию на основании ч. 1 ст. 38 КЗоТ, такое увольнение не является нарушением работодателем ст. 184 КЗоТ (см. определение ВСУ от 04.11.2015 г. по делу № 6-26976св15). Поскольку запрет на увольнение беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, установленный ст. 184КЗоТ, распространяется только на увольнение указанной категории работников по инициативе работодателя, а не на увольнение работника по собственному желанию.

В случае увольнения работника по собственному желанию при наличии уважительной причины об этом указывается как в заявлении об увольнении, так и в приказе. Например, такое увольнение может быть оформлено со следующей формулировкой: «Уволить Проценко Нину Михайловну по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, ст. 38 КЗоТ» (см. также письмо Минсоцполитики от 29.08.2012 г. № 311/13/116-12, разъяснение Минсоцполитики в газете «Праця і зарплата» № 33 (949), сентябрь 2015 г. , стр. 21).

Работник, предупредивший работодателя о расторжении трудового договора, вправе до истечения срока предупреждения отозвать свое заявление и увольнение в таком случае не производится, кроме случаев, когда на его место приглашен другой работник, которому в соответствии с законодательством не может быть отказано в заключении трудового договора.

При этом необходимо отметить, что законодательство не устанавливает обязательной письменной формы отзыва заявления работника об увольнении, поэтому отзыв может быть и устным.

Однако исходя из сложившейся судебной практики необходимо не только наличие письменного заявления об отзыве заявления об увольнении по собственному желанию, поданного в течение двухнедельного срока, но и письменные доказательства о факте и дате вручения такого заявления работодателю (см. определение ВСУ от 04.11.2015 г. по делу № 6-26976св15).

УВОЛЬНЕНИЕ РАБОТНИКА В СЛУЧАЕ НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РАБОТОДАТЕЛЕМ

Согласно ч. 3 ст. 38 КЗоТ работник вправе в определенный им срок расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, если работодатель нарушает законодательство о труде, условия коллективного или трудового договора. В этом случае основанием для увольнения является ч. 3 ст. 38 КЗоТ, о чем должно быть указано в заявлении работника.

При увольнении работника по такому основанию работодателю следует выплатить выходное пособие согласно ст. 44 КЗоТ в размере не менее трехмесячного среднего заработка (см. также письма Минтруда от 23.10.2007 г. № 256/06/187-07, от 27.04.2012 г. № 69/06/186-12).

Согласно ст. 3 Закона Украины от 15.11.96 г. № 504/96-ВР «Об отпусках» по желанию работника в случае его увольнения ему может быть предоставлен неиспользованный отпуск, то есть работник одновременно с заявлением об увольнении по собственному желанию может подать заявление о предоставлении ему отпуска или его части и днем увольнения в этом случае будет являться последний день отпуска.

В то же время просьба работника об увольнении последним днем отпуска может быть также изложена и в одном заявлении, например, со следующей формулировкой: «Прошу уволить меня с занимаемой должности по собственному желанию последним днем отпуска и предоставить неиспользованный ежегодный отпуск с 15 декабря 2015 года».

Подробнее этот вопрос рассмотрен в теме Право на отпуск в случае увольнения — см. в теме Общие вопросы предоставления отпусков.

ВОЗМЕЩЕНИЕ СТОИМОСТИ ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКА ПРИ УВОЛЬНЕНИИ

В случае увольнения работника — т.н. «молодого специалиста», который проходил обучение за счет средств предприятия, учреждения, организации и не отработал положенного срока после окончания обучения, у работодателя возникает вопрос о возмещении расходов на обучение такого работника.

Нормами Закона Украины от 01.07.2014 г. № 1556-VII «О высшем образовании» порядок возмещения таких расходов не предусмотрен.

Согласно п. 6 и 14 Порядка трудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которых осуществлялась по государственному заказу, утвержденного постановлением КМУ от 22.08.96 г. № 992, выпускник, который обучался по государственному заказу, обязан отработать у заказчика не менее трех лет, а в случае увольнения по собственному желанию такой выпускник обязан возместить в госбюджет стоимость обучения и компенсировать заказчику все расходы. При этом нормы указанного порядкараспространяются только на лиц, которые обучались по специальностям медицинского профиля (см. также письмо Минюста от 12.08.2015 г. № ПІ-К-2626).

На сегодняшний день вопрос о возможности обязать работников, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации за средства предприятия, отработать после такого обучения в течение соответствующего срока на предприятии, а в случае увольнения по собственному желанию до истечения срока отработки возместить расходы работодателю на его обучение законодательно не урегулирован.

На практике в данном случае работодатель заключает с работником соответствующий договор о направлении его на профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации за средства предприятия, в соответствии с которым на работника может возлагаться обязанность отработать после окончания обучения в течение согласованного сторонами срока, который должен быть сопоставим с обязанностями, взятыми на себя работодателем по оплате обучения. При отказе работника отработать у работодателя в течение согласованного с ним срока или увольнении с работы до истечения этого срока на него возлагается обязанность возместить расходы работодателю, связанные с оплатой его обучения (см. также письмо Минтруда от 12.03.2009 г. № 2691/0/14-09/06).

УВОЛЬНЕНИЕ РАБОТНИКА, РАБОТАВШЕГО ПО СРОЧНОМУ ТРУДОВОМУ ДОГОВОРУ

Правило, установленное ст. 38 КЗоТ об увольнении по собственному желанию, касается расторжения бессрочного трудового договора (то есть трудового договора, заключенного на неопределенный срок), а при рассмотрении вопросов, связанных с расторжением срочного трудового договора, следует руководствоваться ст. 39 КЗоТ.

Срочный трудовой договор, то есть договор, в соответствии со ст. 39 КЗоТ заключенный на определенный срок, установленный по соглашению сторон или на время выполнения определенной работы, подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случае:
– его болезни или инвалидности, препятствующих выполнению работы по договору;
– нарушения работодателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора;
– увольнения работника по собственному желанию, обусловленному невозможностью продолжать работу при наличии уважительных причин, согласно ст. 38 КЗоТ.

Вместе с тем, если по истечении срока срочного договора трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не требует их прекращения, действие такого договора считается продленным на неопределенный срок (ст. 39 КЗоТ). Трудовые договоры, которые были перезаключены один или несколько раз, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 23 КЗоТ, то есть когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера и условий работы или интересов работника, считаются заключенными на неопределенный срок (бессрочные договора).

Однако трудовые договоры в форме трудового контракта, которые перезаключались несколько раз на новый срок, не могут считаться заключенными на неопределенный срок, поскольку их применение подпадает под нормы ч. 2 ст. 23 КЗоТ (см. также письмо Минсоцполитики от 13.08.2014 г. № 88/0/15-14/06).

ОСОБЕННОСТИ УВОЛЬНЕНИЯ ДИРЕКТОРА ПРЕДПРИЯТИЯ

Поскольку у руководителя предприятия особый статус по сравнению с другими работниками, то и порядок его увольнения несколько иной.

Согласно ч. 4 ст. 65 ХКУ с директором предприятия заключается письменный трудовой договор в форме контракта, порядок и особенности заключения и расторжения которого подробно рассмотрены в теме Трудовой контракт.

Однако на практике не все директора предприятий работают по срочному трудовому договору, т.е. трудовому контракту. В некоторых случаях с ними заключается трудовой договор на неопределенный срок.
Основанием для заключения такого договора (или контракта) в любом из указанных случаев является заявление работника и решение общего собрания участников ООО (общего собрания акционеров, решение учредителя, решение владельца частного предприятия и др.), оформленное протоколом (или решением).

Порядок увольнения директора также зависит от условий заключенного контракта. При этом он, как и любой другой работник имеет право на увольнение по собственному желанию на основании поданного заявления своему работодателю, то есть органу, который принимал решение о приеме его на работу — собранию участников ООО (собранию акционеров, владельцу частного предприятия и др.).

В ситуации, когда директор предприятия принял решение об увольнении по собственному желанию, но фактически заявление об увольнении подать некому в связи с невозможностью установить место нахождения учредителей/учредителя, Минтруда разъясняет, что в этом случае директор может реализовать свое право на увольнение по собственному желанию на основании ст. 38 КЗоТ путем издания приказа о признании себя уволенным по собственному желанию. В преамбуле такого приказа должно быть указано об установлении факта отсутствия работодателя (учредителей/учредителя) по известному ему месту нахождения (проживания), подтвержденного доказательствами, в частности, документами предоставленными правоохранительными органами, что, в свою очередь, исключает возможность его увольнения в порядке, определенном действующим законодательством и уставом предприятия (см. письмо Минтруда от 12.01.2011 г. № 15/06/186-11).

Поскольку рекомендация Минсоцполитики об издании приказа директором предприятия о своем увольнении, изложенная в указанном письме, была небесспорна, то в последствии Минтруда рекомендовал в случае отсутствия учредителей решать вопрос об увольнении директора по собственному желанию в судебном порядке (см. письмо Минсоцполитики от 01.08.2013 г. № 147/06/186-13).

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ УВОЛЬНЕНИЯ РАБОТНИКА

Фактом предупреждения работодателя о предстоящем увольнении по собственному желанию является письменное заявление работника.

При этом действующим законодательством не предусмотрен ни порядок подачи такого заявления, ни его форма.

Как правило, заявление оформляется в произвольной форме, а порядок подачи заявления на предприятии регулируется правилами внутреннего трудового распорядка — см. темуОрганизация работы кадровой службы (службы управления персоналом) на предприятии и основы кадрового делопроизводства, в которых также можно предусмотреть какому должностному лицу предприятия подается такое заявление (непосредственно директору, или секретарю, или начальнику отдела кадров, или непосредственному руководителю структурного подразделения, в котором работает такой работник и др.), кто его регистрирует и т.д.

В заявлении должно быть указано основание увольнения — «по собственному желанию, согласно ст. 38 КЗоТ» и дата его составления.

При подаче письменного заявления об увольнении работнику необходимо зарегистрировать его в соответствующем журнале (специальном, если таковой предусмотрен правилами внутреннего трудового распорядка предприятия, или, например, в журнале регистрации входящей корреспонденции). На копии заявления, которая остается у работника, работодатель или ответственный работник предприятия, которому поручена регистрация таких документов, должен проставить отметку о получении заявления с указанием даты получения и подписи.

Если работодатель или уполномоченное им лицо отказывается принять и зарегистрировать такое заявление работника, то, как рекомендует Гоструда, в этом случае работнику необходимо направить такое заявление почтой с уведомлением о вручении либо ценным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении (что более предпочтительнее с целью доказательства в возможном судебном процессе) (см. разъяснение Гоструда в газете «Праця і зарплата» № 1 (869), январь 2014 г., стр. 17). В этом случае дата регистрации заявления (или дата на почтовом штемпеле при направления заявления почтой) является датой, с которой начинается отсчет двухнедельного срока предупреждения об увольнении по собственному желанию (см. разъяснение Гоструда в газете «Праця і зарплата» № 40 (908), октябрь 2014 г., стр. 5).

Днем увольнения считается последний день работы, то есть последний рабочий день работника (абз. 2 п. 2.27 Инструкции № 58).

Частью 5 ст. 254 ГКУ определено, что если последний день срока приходится на выходной, праздничный или иной нерабочий день, определенный в соответствии с законом (в данном случае — день увольнения), то днем окончания срока является первый следующий за ним рабочий день (см. газету «Праця і зарплата» № 6 (730) от 9 февраля 2014 года, стр. 18).

Если работник не отозвал заявление об увольнении и в день увольнения болеет (является временно нетрудоспособным), то работодатель не имеет права самостоятельно принимать решение о переносе даты увольнения работника на день окончания периода временной нетрудоспособности и обязан в день увольнения издать приказ об увольнении работника по собственному желанию на основании ранее поданного заявления, произвести с ним расчет и внести соответствующую запись в трудовую книжку. При этом листок нетрудоспособности должен быть оплачен не до дня увольнения, а за весь период временной нетрудоспособности или до установления МСЭК инвалидности независимо от даты прекращения трудовых правоотношений. Также подлежат оплате все последующие листки нетрудоспособности, выданные по одному страховому случаю, который произошел во время работы (см. разъяснение Гоструда в газете «Праця і зарплата» № 40 (908) октябрь 2014 года, стр. 5).

Работодатель, согласно п. 4.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Минтруда от 29.07.93 г. № 58, в день увольнения обязан выдать работнику оформленную трудовую книжку. Подробнее этот вопрос рассмотрен в теме Внесение записей в трудовую книжку при увольнении см. в теме Ведение трудовых книжек.

Кроме того, по требованию работника работодатель обязан в день увольнения выдать ему копию приказа об увольнении с работы (ст. 47, 116 и 117 КЗоТ).

Также работодатель по требованию работника обязан выдать ему справку о том, что он работал на данном предприятии с указанием специальности, квалификации, должности, времени работы и размера заработной платы (ст. 49 КЗоТ).

ВЫПЛАТЫ РАБОТНИКУ В СЛУЧАЕ УВОЛЬНЕНИЯ

Согласно ст. 116 КЗоТ при увольнении работника работодатель обязан произвести с ним расчет в этот же день, то есть в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то выплата причитающихся сумм должна быть осуществлена не позднее следующего дня после того, как уволенный потребовал расчет.

Работодатель, помимо вышеуказанного, перед выплатой работнику положенных при увольнении сумм обязан письменно уведомить его об их начисленном размере. Поскольку упоминание о конкретной форме производимого расчета в законе отсутствует, он предоставляется в произвольной форме.

При возникновении спора о размере причитающихся сумм работодатель в указанный срок обязан выплатить неоспариваемую их часть (ст. 47 и 116 КЗоТ).

Оспариваемый же размер заработка работодатель должен выплатить только в том случае, если спор разрешен в пользу работника. Если он разрешен только частично, то размер возмещения за время задержки определяется органом, вынесшим решение по существу спора.

В случае невыплаты работодателем причитающихся сумм в вышеуказанные сроки и при отсутствии спора об их размере предприятие обязано выплатить работнику дополнительно средний заработок за весь период задержки, включая день фактического расчета (см. также п. 4 письма Минтруда от 15.10.2007 г. № 250/06/186-07).

При увольнении работника вследствие нарушения работодателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора (ч. 3 ст. 38 и 39 КЗоТ) работнику должно быть выплачено выходное пособие в порядке и размерах, предусмотренных ст. 44 КЗоТ.

Поскольку, как правило, в случае увольнения работника по собственному желанию выплачивается также компенсация за неиспользованные дни отпуска, то рекомендуется в приказе об увольнении указать количество неиспользованных дней отпуска и сумму причитающейся компенсации к выплате. Такая формулировка приказа будет являться основанием для их начисления работнику (см. разъяснение Минсоцполитики в газете «Праця і зарплата» № 13 (929) апрель 2015 года, стр. 20).

Как правило, при рассмотрении трудовых споров в суде о восстановлении на работе, изменении формулировки увольнения, в том числе на основании ст. 38 КЗоТ, рассматриваются и вопросы взыскания среднего заработка за вынужденный прогул, выплаты выходного пособия и др. Подробнее см. судебную практику Верховного Суда Украины по следующим спорам:
— от 20.11.2013 г. № 6-114цс13;
— от 22.05.2013 г. № 6-34цс13;
— от 19.11.2008 г. № 6-16551св08;
— от 10.10.2012 г. № 6-113цс12;
— от 14.11.2012 г. № 6-126цс12;
— от 31.10.2012 г. № 6-124цс12;
— от 31.10.2012 г. № 6-120цс12;
— от 26.12.2011 г. № 6-77цс11 и др.

ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ В СЛУЧАЕ УВОЛЬНЕНИЯ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ

В случае увольнения работника по собственному желанию и невозможности найти работу такой работник имеет право встать на учет в службу занятости и получать пособие по безработице в порядке, предусмотренном:
– Законом Украины от 05.07.2012 г. № 5067-VI «О занятости населения»;
– Законом Украины от 02.03.2000 г. № 1533-III «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы»;
– Порядком регистрации, перерегистрации безработных и ведении учета лиц, ищущих работу, утвержденным постановлением КМУ от 20.03.2013 г. № 198;
– Порядком предоставления пособия по безработице, в том числе единовременной его выплаты для организации безработным предпринимательской деятельности, утвержденным приказом Минсоцполитики от 15.06.2015 г. № 613 (далее — Порядок № 613) и др.

Пособие по безработице назначается с восьмого дня после регистрации безработного, а его размер зависит от страхового стажа и заработной платы (дохода).

Общая продолжительность выплаты пособия по безработице застрахованным лицам не может превышать 360 календарных дней (лицам предпенсионного возраста — 720 календарных дней) в течение двух лет со дня его назначения (п. 2 раздела II Порядка № 613).

При этом получение пособия по безработице зависит также от оснований (формулировки) увольнения.
Так, согласно п. 1 раздела IV Порядка № 613 в случае увольнения по собственному желанию на основании ч. 3 ст. 38 КЗоТ выплата пособия по безработице начинается с первого дня после окончания месяца, за который работник получил выходное пособие в связи с увольнением вследствие нарушения работодателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора.

Продолжительность выплаты пособия по безработице сокращается на срок 90 календарных дней в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин (или по соглашению сторон — п. 1 ст. 36 КЗоТ) — п. 3 раздела IV Порядка № 613.

tak-audit.com.ua

Еще по теме:

  • Приказ на предприятии по пожарной безопасности Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 января 2008 г. N 10938 МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ОБУЧЕНИЕ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание […]
  • 645 приказ по пожарной безопасности Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645"Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N […]
  • Приказ 645 мчс россии с изменениями 2018 года Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645"Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N […]
  • Приказ на проведение эвакуации Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645"Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N […]
  • Возможное увеличение налогов В соответствии со статьями 165 и 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2007, № 18, ст. 2117; № 45, ст. 5424; 2010, № 19, ст. 2291; 2013, № 19, ст. 2331; № 52, ст. 6983; 2014, № 43, ст. 5795; 2016, № 27, ст. 4278), статьями 21 и 23 […]
  • Законом о бухгалтерском учете от 21 ноября 1996 года 129-фз Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ"О бухгалтерском учете" 28 июня, 2, 23 июля, 2 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 4 ноября 2014 г., 23 мая 2016 г., 18 июля, 31 декабря 2017 г. См. Сравнительный анализ настоящего Федерального закона и Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ О вопросах организации […]
  • Фз о гражданстве рф 62-фз Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ"О гражданстве Российской Федерации" 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 г., 1, 4 декабря 2007 г., 1 октября, 30 декабря 2008 г., 28 июня 2009 г., 12 ноября 2012 г., 2 июля, 2 ноября 2013 г., 20 апреля, 4, 23 июня, 14 октября, 31 декабря 2014 г., 1 […]
  • Со ст 12 закона Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ"О бухгалтерском учете" 28 июня, 2, 23 июля, 2 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 4 ноября 2014 г., 23 мая 2016 г., 18 июля, 31 декабря 2017 г. См. Сравнительный анализ настоящего Федерального закона и Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ О вопросах организации […]