П 51 правил осаго

Ранее организация всегда учитывала расходы на полисы ОСАГО на счете 97 «Расходы будущих периодов». Однако в учетной политике организации конкретно в отношении данного вида расходов не указано, что они подлежат учету равномерно и отражаются предварительно на счете 97. Полис ОСАГО со сроком действия с 26.11.2015 по 25.11.2016 поступил в организацию в марте 2016 года. Так как отчетность за I квартал 2016 года еще не сформирована, у организации есть возможность отразить расходы по ОСАГО январем 2016 года. Страховой полис ОСАГО необходимо относить на счет 97 или можно разово списать в затраты? Вправе ли организация отразить сумму страховой премии в расходах в I квартале 2016 года?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Страховые взносы по ОСАГО могут учитываться в составе расходов по обычным видам деятельности организации единовременно или равномерно в течение срока страхования. Соответствующий порядок закрепляется учетной политикой организации.
В рассматриваемой ситуации организация вправе отразить сумму страховой премии в I квартале 2016 года (например проводкой за январь) единовременно в текущих расходах либо предварительно в расходах будущих периодов с последующим равномерным списание в текущие расходы.

Обоснование вывода:
Расходы на ОСАГО осуществляются организациями в силу требований Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Расходы на страхование представляют собой плату за страхование в виде страховой премии, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования (п. 1 ст. 954 ГК РФ). Расходы могут быть осуществлены страхователем как единовременно, так и в рассрочку.
Договоры страхования обычно заключаются на срок не менее года. Договор страхования может быть оформлен в виде страхового полиса (п. 2 ст. 940 ГК РФ).
Договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса (п. 1 ст. 957 ГК РФ).

Бухгалтерский учет расходов на ОСАГО

Согласно п.п. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) расходы по обязательному страхованию (сумма подлежащей уплате страховщику страховой премии) являются затратами организации, включаемыми в состав расходов по обычным видам деятельности.
В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Одновременно в п. 19 ПБУ 10/99 указано, что когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, они признаются в отчете о финансовых результатах путем их обоснованного распределения между отчетными периодами.
Пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, предусмотрено, что затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
Специалисты Минфина России в письме от 12.01.2012 N 07-02-06/5 разъяснили, что в случае если какие-либо затраты соответствуют условиям признания определенного актива, установленным нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (ПБУ), то они отражаются в бухгалтерском балансе в составе этого актива и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости этого актива. В ином случае такие затраты отражаются в бухгалтерском балансе как расходы будущих периодов и подлежат списанию путем их обоснованного распределения между отчетными периодами в порядке, установленном организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) для обобщения информации о затратах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов». Перечень расходов, которые могут быть отражены на этом счете, является открытым.
Таким образом, в том случае, если страховой взнос по ОСАГО оплачивался разовым платежом, а договор страхования заключен сроком на один год (период действия страхового полиса), то расходы по страхованию организация вправе признавать в бухгалтерском учете равномерно (ежемесячно, пропорционально количеству календарных дней в соответствующем периоде) в течение срока действия договора страхования. При этом сумма страхового взноса по полису ОСАГО предварительно учитывается на счете 97 «Расходы будущих периодов».
Вместе с тем отметим, что нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат прямого требования о переносе затрат на страхование в расходы нескольких отчетных периодов. Поэтому полагаем, что организация может отказаться от использования счета 97 «Расходы будущих периодов» и единовременно списывать данные расходы.
Согласно п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/2008) при формировании учетной политики по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.
Иными словами, организация имеет право определить в своей учетной политике порядок признания в бухгалтерском учете расходов на ОСАГО (равномерно (с применением счета 97) или единовременно).
Обращаем внимание, что на основании п. 9 ПБУ 1/2008 способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики) (абзац 3 п. 5 ПБУ 1/2008).

К сведению:
В документе, обозначенном как Толкование Р112 «Об участии организации в договорах страхования в качестве страхователя» (издан Национальным негосударственным регулятором бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр», далее — Толкование Р112), выражена позиция членов профессионального бухгалтерского сообщества в отношении учета затрат на страхование.
В частности, в п. 7 Толкования Р112 отмечается, что участие в договорах страхования не приводит к возникновению в бухгалтерском учете организации-страхователя расходов будущих периодов.
По мнению авторов документа, оплата страхователем страхования на периоды, следующие после момента осуществления оплаты, учитывается как предоплата услуг (авансы по услугам). Эта предоплата признается расходом организации по мере потребления страховых услуг, т.е. по мере истекания периода страхования. Указанная предоплата отражается на счете учета расчетов со страховщиками. До истечения оплаченного страхового срока соответствующие суммы отражаются в бухгалтерском балансе в зависимости от их существенности по самостоятельной статье или включаются в агрегированную статью раздела «Оборотные активы» (при оплате на срок более года — «Внеоборотные активы»). В зависимости от существенности и степени агрегации статья может именоваться, например, «предоплата страхования», «предоплата услуг», «авансы выданные», «прочие оборотные (внеоборотные) активы» (п. 8 Толкования Р112)*(1).
При этом заметим, что другие специалисты считают учет страховой премии на счете 76 некорректным, так как по факту у страховой компании отсутствует дебиторская задолженность перед страхователем*(2).

Отражение расходов прошлого отчетного периода в текущем отчетном периоде

В рассматриваемой ситуации страховой полис ОСАГО, период действия которого приходится на период 26.11.2015-25.11.2016, поступил в бухгалтерию организации в 2016 году после сдачи отчетности за 2015 год.
В соответствии с п.п. 2 и 4 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (далее — ПБУ 22/2010) неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации является ошибкой, подлежащей обязательному исправлению в бухгалтерском учете.
Ошибка может быть обусловлена, в частности:
— неправильным применением законодательства РФ о бухгалтерском учете и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
— неправильным применением учетной политики организации;
— неточностями в вычислениях;
— неправильной классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности;
— неправильным использованием информации, имеющейся на дату подписания бухгалтерской отчетности;
— недобросовестными действиями должностных лиц организации.
В то же время в п. 2 ПБУ 22/2010 отмечается, что не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности.
Исходя из этого, по нашему мнению, неотражение Вашей организацией в 2015 году суммы страховой премии по полису ОСАГО не является ошибкой, и, соответственно, в данном случае положения ПБУ 22/2010 не применяются.
Если оплата за полис ОСАГО была произведена в IV квартале 2015 года, то полагаем, что на основании выписки банка организация в этом периоде сформировала проводку:
Дебет 60 (76) Кредит 51
— уплачена страховая премия по договору ОСАГО.
Поскольку в Вашем случае страховой полис поступил в бухгалтерию в марте 2016 года (информация, содержащаяся в нем, стала доступна организации), считаем, что организация вправе отразить сумму страховой премии в I квартале 2016 года (например проводкой за январь).
При этом если организация приняла решение в 2016 году продолжать отражать расходы на ОСАГО с использованием счета 97, то, на наш взгляд, данные расходы могут быть учтены в 2016 году равномерно (например равными суммами с января по ноябрь). При этом будут сформированы бухгалтерские записи:
в январе 2016 года
Дебет 97 Кредит 60 (76)
— сумма страховой премии учтена в составе расходов будущих периодов;
В январе-ноябре 2016 года
Дебет 20 (26, 44) Кредит 97
— списана ежемесячная доля расхода.
Если же организация примет решение с 2016 года при отражении расходов на ОСАГО не использовать счет 97, то данные расходы можно учесть единовременно январем 2016 года, отразив следующим образом:
Дебет 20 (26, 44) Кредит 60 (76)
— страховая премия по полису ОСАГО признана расходом.
Повторим, порядок признания в расходах затрат организации на страхование необходимо закрепить в учетной политике либо изменениях к ней.
Согласно п. 10 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики организации может производиться, в частности, в случаях разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения (п.п. 8, 11, 12 ПБУ 1/2008).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет расходов на имущественное страхование;
— Энциклопедия решений. Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование в целях налогообложения прибыли.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите также материал: Учитываем изменения правил бухучета в полугодовой отчетности (интервью с И.Р. Сухаревым, к.э.н., начальником отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России) («В курсе правового дела», N 13, июль 2011 г.).
*(2) Смотрите материал: Счета 97 не существует? (Р. Самилло, «Актуальная бухгалтерия», N 11, ноябрь 2011 г.).

www.garant.ru

Машину купили, машину продали, сколько таких договорных отношений происходит по стране каждый день. Эта статистика для обываетля не более интересна, чем изучение броуновского движения в определенном объеме чего-либо. На самом деле, есть тонкая грань, где общая не интересная статистика становится частным и важным делом для каждого из нас. Именно здесь и образуется частный интерес, который превыше всего, но лишь для каждого из нас в отдельности.
Так и случае, когда продавец и покупатель машины должны договориться о множестве аспектов, для достижения общей цели – заключения договора купли продажи. Здесь и осмотр ТС и проверка документов и оценка материальной выгоды и затрат. К таким затратам и выгодам можно отнести и страховку ОСАГО, ведь это обязательный документ, который должен быть с собой у водителя при управлении ТС. Порой торг доходит то того, что продавец или покупатель уже договариваются и о том, кому достанется страховка. Новому владельцу или предыдущий собственник решит ее оставить себе, для получения компенсации от досрочного расторжения договора ОСАГО.
В нашей статье мы рассмотрим все возможные случаи поведения, когда ОСАГО либо расторгается со страховой компанией, для получения компенсации прежним собственником, либо передается новому собственнику, после переоформления, для дальнейшего управления ТС по ней.

Такой вариант наиболее вероятен и предпочтителен. Все дело в том, что это логично! Фактически страховка (ОСАГО) была документом предыдущего собственника, а значит он должен распоряжаться этим документом по своему усмотрению. Передача документа без смены собственника, то есть без переоформления ОСАГО, ни к чему хорошему не приведет.
В случае если прежний собственник автомобиля оставляем ОСАГО себе, то он может получить компенсацию, за неиспользованный период страховки. Этот период будет исчисляться с момента написания заявления о расторжении договора «страховки», то есть с даты, когда вы придете и напишите заявление в страховую компанию (п. 34, VI «Досрочное прекращение действие договора обязательного страхования»)

. датой досрочного прекращения действия договора обязательного страхования считается дата получения страховщиком письменного заявления страхователя о досрочном прекращении действия договора обязательного страхования

Скажем о том, что право бывшего владельца машины получить компенсацию на неиспользованный период действия ОСАГО, оговорено в том же документе. О возможности досрочного расторжения говорится в «Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в абзаце VI «Досрочное прекращение действие договора обязательного страхования» пункт 33.1 (б):

В итоге, прежний собственник может получить часть средств, потраченных на приобретение «страховки». Более подробно о процедуре возврата денежных средств мы писали в статье «Возврат денег за неиспользованные месяцы ОСАГО при продаже автомобиля». Там же вы сможете найти информацию о процедуре, порядке оформления документов и о том, какой процент средств будет компенсирован бывшему собственнику автомобиля.
Существует и другой вариант развития событий, когда страховка передается новому собственнику. В этом случае требуется ее переоформление, об этом далее.

Этот вариант дальнейшего использования ОСАГО уже с новым собственником не всегда возможен. Страховые компании предпочитают работать по принципу новый собственник — новый договор. В принципе, в этом что-то есть. Фактически они предпочитают вариант, который мы разобрали в предыдущем абзаце. Однако, если уж у вас сложились так обстоятельства, то можете попробовать обратится в страховую компанию с просьбой внести изменения в страховку. По факту это будет не прекращение действия страховки, а внесение изменений в нее прежним страхователем.
Итак, если после покупки ТС, то есть после смены собственника, продавец и покупатель договорились о передаче полиса ОСАГО новому собственнику, то необходимо его переоформление, так как в документе ОСАГО имеется графа «Собственник». Именно в неё и необходимо внести изменения. Если этого сделано не будет, то первые 10 дней водителю ничего не грозит, так как этот срок можно ездить совсем без страховки, о чем можно узнать из статьи «Сколько дней можно ездить без ОСАГО, после покупки машины». Но в дальнейшем, водитель с неправильно оформленной страховкой будет оштрафован. Об этом в статье «Штраф за езду без ОСАГО».

В этом случае страхователь, то есть прежний собственник, должен прийти в страховую компанию и переоформить, переписать данную строку «Собственник», при этом вписав в группу лиц допущенных к управлению еще и нового собственника. Вносить изменения в страховку допускается согласно пункта 22 «Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», абзаца IV «Срок действия, порядок заключения и изменения договора обязательного страхования».

В период действия договора обязательного страхования страхователь обязан незамедлительно сообщать в письменной форме страховщику об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования.

Если страховая компания пойдет на изменение данных в существующем договоре страхования, то на основании пункта 23 «Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», абзаца IV «Срок действия, порядок заключения и изменения договора обязательного страхования», со страхователя могут потребовать уплаты дополнительной страховой премии, согласно возросшей степени риска, исходя из предусмотренных коэффициентов.
Получится так, что страховка будет оформлена от лица предыдущего собственника — страхователя, но по ней может управлять и новый собственник — водитель. Минусом такого оформления является привлечение прежнего собственника к оформлению документов, которые ему не нужны. Возможно потребуется доплата по страховке. А также договор ОСАГО будет заключен фактически с прежним собственником, то есть при выплате страховой премии именно прежний собственник должен будет представлять интересы участвующей стороны при возникновении страхового случая. Скажем он или его представители должны быть уведомлены о ДТП. Компенсацию же в случае выплаты (страховой выплата) будет получать пострадавший по страховке виновника.

Как видите это тоже для кого-то важные замечания, а значит от такого вариант все же лучше отказаться в пользу предыдущего случая.

Вопрос: Можно ли взять страховку бывшего собственника ТС и ездить по ней, если срок ее действия еще не вышел?
Ответ: Нет, так как страховка не будет считаться действительной из-за некорректных сведений в ней. Была смена собственника, что в страховке не отражено.

Вопрос: Можно ли сходить с страховую компанию и вписать нового хозяина в страховку?
Ответ: Да, так можно сделать.

Вопрос: Можно ли просто передать страховку без ограничений новому хозяину?
Ответ: Нет, так как в собственниках будет прописан прежний собственник.

www.autosecret.net

Впервые оформляла Осаго онлайн, до этого обращалась в офис и там все делали сотрудники. Но ехать далековато да и время не всегда есть выделить несколько часов для оформления. Решила попробовать онлайн в Тинькоффе. Получилось с первой попытке, вниматель.

Покупала здесь полис страхования ОСАГО. До этого пользовалась услугами другой страховой, но цены в Тинькофф оказались ниже. К тому же я клиент банка, пользуюсь кредитной карточкой, поэтому при оформлении получила приятную скидку. Заполняла заявку на са.

Оформила полис Осаго онлайн. На сайте все проходит достаточно быстро и понятно. Особенно если интернет не тормозит и ничего не виснет. У меня получилось оформить с первого раза. Очень довольна таким сервисом. Теперь буду только так и получать свою стра.

Страховал свой Форд, точнее пытался сделать это в другой страховой и там насчитали мне какой-то космос. Зашел на сайт Ингострах там сразу есть калькулятор, ввел все данные и сразу понял сколько придется заплатить. Связался с консультантом, оформили все.

Сын переоформил машину на меня и для меня. Потребовалась страховка. Решила сделать ОСАГО онлайн, хотя и ходили слухи, что ни у кого не получается, все что-то виснет и тому подобное. Конечно, не сразу разобралась, что к чему, но довольно быстро самостоя.

Все большее количество водителей не считают нужным иметь знак «Шипы». Владелец авто с наклейкой и те, кто видят этот знак, уверены, что он не способен увеличить безопасность на дорогах.

Евгений Уфимцев — директор союза автостраховщиков заявил, что автомобилистов, не имеющих ОСАГО, будут штрафовать.

Банк России активно работает над запуском маркетплейса. В ближайшее время совершить покупку электронного полиса е-ОСАГО будет намного проще.

Обезопасить себя на дорогах с помощью полиса ОСАГО

Каждый день мы подвергаемся различной опасности и стараемся быть как можно осторожнее, чтобы проблемы обходили нас стороной. Однако самому большому риску мы подвергаемся на проезжей части. Если пешеходу чаще всего достаточно внимательно смотреть по сторонам и не нарушать правил перехода, то водителям намного сложнее. Именно поэтому страхование машин является одним из самых востребованных видов страхования, ведь машина подвергается многим рискам, ее могут угнать, повредить с целью хулиганства, а так же водитель может попасть в ДТП. Подобные неприятности можно решить с помощью оформления ОСАГО. И наша компания может в этом помочь.

ОСАГО- это полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев машин и другого транспорта. На сегодняшний день наличие полиса ОСАГО является обязательным условием для вождения. Преимущества огромны. В случае причинения вреда человеку на дороге, аварии или при повреждении автомобиля, ОСАГО возместит ущерб, нанесенный вами третьему лицу. Оформить полис на машину не просто обязательно, но и предусмотрительно. К тому же, в нашей компании можно сделать ОСАГО на машину онлайн.

Чтобы оформить договор автострахования владелец машины должен предоставить в страховую компанию такую документацию :

  • если страхователь- физическое лицо, нужно предоставить паспорт или любое другое удостоверение личности
  • документ о регистрации машины, о которой говорится в заявлении страхователя. Это может быть паспорт ТС, свидетельство о регистрации ТС или тех.паспорт)
  • талон технического осмотра
  • удостоверение водителя (его копия) и документ, который подтверждает право водителя на управление ТС. В случае, если машиной будут управлять несколько человек, все они должны предоставить соответствующие документы.
  • при наличии ранее оформленного полиса страхования, предоставить его.

Отметим, что заказав, полис в нашей компании через онлайн сервис, Вам понадобится лишь информация из данных документов для расчета стоимости страховки. Оригиналы нам предоставлять не нужно.

При заказе полиса ОСАГО Вы абсолютно лишаетесь забот по возмещению ущерба в случае ДТП, ведь все повреждения, которые получил второй пострадавший, компенсируются. К тому же, без страхового полиса невозможно поставить машину на учет в ГИБДД.

Чаще всего договор обязательного страхования оформляется на год. В случае если вы приехали из-за границы, где так же зарегистрирован ваш автомобиль, вы можете приобрести полис ОСАГО на срок временного использования, что, безусловно, дает вам гарантию безопасности на дорогах в незнакомой стране.

ОСАГО онлайн на нашем сайте — это удобно и быстро. Покупая полис онлайн, вы можете воспользоваться удобным калькулятором в автоматическом режиме, с помощью которого вы узнаете стоимость полиса.

Рассчитать стоимость ОСАГО можно в автоматическом режиме с помощью удобного калькулятора

Рассчитать цену полиса ОСАГО очень легко. Ее определяют стаж водителя, марка и мощность машины, а также регион, где вы пользуетесь автомобилем. Мы дорожим временем наших клиентов, поэтому облегчили расчет стоимости онлайн. На нашем сайте предусмотрен удобный онлайн- калькулятор, с помощью которого можно легко и быстро узнать цену полиса. Для этого нужно выбрать несколько параметров вашей машины, количество водителей, которые будут включены в полис, сделать пару «кликов» и стоимость уже у вас на экране.

Покупая у нас полис автострахования, вы страхуете не только свою машину, но и себя. Если с вами произошло ДТП и вы в нем виноваты, то компания страховщик, с которой мы сотрудничаем защитит вас от возможных неприятностей, расплатившись с принесенным вами ущербом. Потерпевшему нужно только обратиться в нашу компанию, и тогда мы оплатим ему ремонт машины.
Мы дорожим временем наших заказчиков, поэтому оформление ОСАГО онлайн занимает всего несколько минут. Гарантированное качество обслуживания и индивидуальность в подходе к каждому нашему клиенту. Мы заботимся о наших клиентах и заинтересованы в уменьшении ДТП. Также мы всегда ответим на любые возникшие у вас вопросы, проконсультируем и поможем в оформлении полиса автострахования ОСАГО.

С помощью нашей компании вы можете сделать страховку ОСАГО быстро, качественно, потратив минимум усилий.

xn--80ag5acm.xn--80asehdb

Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263
«Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

28 августа, 18 декабря 2006 г., 21 июня 2007 г., 29 февраля, 30 сентября 2008 г., 8 августа 2009 г., 6 октября, 30 декабря 2011 г., 1 декабря 2012 г., 26 августа 2013 г.

Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1007 настоящее постановление признано утратившим силу

См. Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П

Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 мая 2005 г. N 6-П статья 5 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в части, допускающей произвольное определение Правительством Российской Федерации условий договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, признана не соответствующей Конституции РФ

Признание статьи 5 названного Федерального закона в указанной части противоречащей Конституции РФ не предполагает утрату юридической силы принятыми в соответствии с данной статьей нормативными правовыми актами Правительства РФ и заключенными в соответствии с ними договорами обязательного страхования, что не освобождает Правительство РФ от необходимости устранить — с учетом названного Постановления — положения таких актов, расходящиеся с содержанием и целями настоящего Федерального закона, а также с принципами повышенной защиты прав потерпевшего на основе упрощенных процедур получения страховых сумм, недопустимости ухудшения положения потерпевшего и снижения установленных названным Федеральным законом гарантий права потерпевшего на возмещение причиненного ему вреда при использовании транспортного средства иными лицами

В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2003 г.

Постановлением Правительства РФ от 29 февраля 2008 г. N 131 в Правила внесены изменения

Правила
обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263)

28 августа, 18 декабря 2006 г., 21 июня 2007 г., 29 февраля, 30 сентября 2008 г., 8 августа 2009 г., 6 октября, 30 декабря 2011 г., 1 декабря 2012 г., 26 августа 2013 г.

См. Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П

С 1 сентября 2013 г. полномочия по утверждению правил ОСАГО принадлежат Банку России. До принятия Банком России соответствующего нормативного акта продолжают применяться настоящие Правила

Об отказе в признании недействующими отдельных положений настоящих Правил см. Решение Верховного Суда РФ от 20 ноября 2003 г. N ГКПИ03-917

1. Настоящие Правила определяют типовые условия, в соответствии с которыми заключается договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее именуется — договор обязательного страхования).

Постановлением Правительства РФ от 29 февраля 2008 г. N 131 пункт 2 настоящих Правил изложен в новой редакции

2. При осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее именуется — обязательное страхование) страховщик обязуется за обусловленную договором обязательного страхования плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного настоящими Правилами события (страхового случая) осуществить страховую выплату потерпевшему (третьему лицу) в целях возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

3. Обязательному страхованию в соответствии с настоящими Правилами не подлежит риск гражданской ответственности владельцев транспортных средств:

а) максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 км/ч;

б) на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;

в) которые находятся в распоряжении Вооруженных Сил Российской Федерации, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации;

Постановлением Правительства РФ от 29 февраля 2008 г. N 131 подпункт «г» изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2009 г.

г) зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

Постановлением Правительства РФ от 29 февраля 2008 г. N 131 пункт 3 настоящих Правил дополнен подпунктом «д»

д) в части, касающейся принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 739 в пункт 4 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

4. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

«транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Транспортным средством также является прицеп (полуприцеп и прицеп-роспуск), не оборудованный двигателем и предназначенный для движения в составе с механическим транспортным средством. Транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в соответствии с законодательством Российской Федерации;

«использование транспортного средства» — эксплуатация транспортного средства, связанная с его участием в движении в пределах дорог (дорожном движении), кроме железных дорог, а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (дворы, жилые массивы, стоянки транспортных средств, заправочные станции и другие территории). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства;

«ограниченное использование транспортных средств, находящихся в собственности или во владении граждан» — управление транспортными средствами, находящимися в собственности или во владении граждан, только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортных средств в течение 3 и более месяцев в календарном году;

«ограниченное использование транспортных средств, находящихся в собственности или во владении юридических лиц» — сезонное использование транспортных средств, находящихся в собственности или во владении юридических лиц (снегоуборочные, сельскохозяйственные, поливочные и другие специальные транспортные средства), в течение 6 и более месяцев в календарном году;

«владелец транспортного средства» — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче ему транспортного средства и др.). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством при исполнении своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;

«водитель» — лицо, которое управляет транспортным средством (использует транспортное средство) на праве владения, пользования, распоряжения, риск ответственности которого застрахован по договору обязательного страхования. Это лицо в том числе осуществляет управление транспортным средством на основании трудового договора (контракта) или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с договором обязательного страхования. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо;

«потерпевший» — лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства — участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»);

«место жительства (место нахождения) потерпевшего» — определенное в соответствии с гражданским законодательством место жительства гражданина (место нахождения юридического лица), признаваемого потерпевшим;

«страхователь» — лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования;

«страховщик» — страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и настоящими Правилами в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

«представитель страховщика» — обособленное подразделение страховщика (филиал) в субъекте Российской Федерации, выполняющее в предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации пределах полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и их осуществлению, или другой страховщик, выполняющий указанные полномочия за счет заключившего договор обязательного страхования страховщика на основании договора со страховщиком;

«профессиональное объединение страховщиков» — некоммерческая организация, действующая в установленном порядке в целях обеспечения взаимодействия страховщиков и разработки правил профессиональной деятельности;

«страховой полис обязательного страхования» — документ установленного образца, удостоверяющий осуществление обязательного страхования;

«страховые тарифы» — ценовые ставки, установленные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов;

«страховая сумма» — определенная Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» денежная сумма в валюте Российской Федерации, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный вред;

«страховая премия» — денежная сумма в валюте Российской Федерации, которую страхователь обязан уплатить страховщику в соответствии с договором обязательного страхования;

«страховая выплата» — денежная сумма, которую в соответствии с договором обязательного страхования страховщик обязан выплатить потерпевшим в счет возмещения вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при наступлении страхового случая. При причинении вреда имуществу страховщик с согласия потерпевшего вправе заменить страховую выплату компенсацией ущерба в натуральной форме, организовать ремонт или замену пострадавшего имущества в пределах страховой суммы;

«акт о страховом случае» — документ, составляемый страховщиком после подачи потерпевшим заявления о страховой выплате, фиксирующий причины и обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, являющегося страховым случаем, его последствия, характер и размер понесенного ущерба, размер подлежащей выплате страховой суммы и подтверждающий решение страховщика об осуществлении страховой выплаты или прямого возмещения убытков;

«компенсационные выплаты» — платежи, которые осуществляются в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в случае, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена;

«независимая экспертиза» — экспертиза, проводимая в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков в связи с повреждением имущества. При повреждении транспортного средства в целях выяснения обстоятельств наступления страхового случая, установления повреждения транспортного средства, технологии, методов и стоимости ремонта проводится независимая техническая экспертиза транспортного средства в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации;

«прямое возмещение убытков» — возмещение вреда имуществу потерпевшего страховщиком, заключившим с потерпевшим — владельцем транспортного средства договор обязательного страхования.

II. Объект обязательного страхования, страховой случай

5. Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

6. Дорожно-транспортным происшествием является событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Положения настоящих Правил, регламентирующие поведение участников дорожно-транспортного происшествия, применяются также в случаях причинения вреда потерпевшим при использовании транспортного средства на прилегающих к дорогам территориях.

Постановлением Правительства РФ от 29 февраля 2008 г. N 131 пункт 7 настоящих Правил изложен в новой редакции

7. Страховым случаем признается наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

8. В соответствии с настоящими Правилами не возмещается вред, причиненный вследствие:

б) воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;

в) военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий;

г) гражданской войны, народных волнений или забастовок.

Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2006 г. N 525 настоящие Правила дополнены пунктом 8.1, вступающим в силу с 1 октября 2006 г.

8.1. Вред, причиненный имуществу, принадлежащему лицу, ответственному за причиненный вред, не возмещается.

9. Не относится к страховым случаям наступление гражданской ответственности владельцев транспортных средств вследствие:

а) причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;

б) причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;

в) причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;

д) причинения вреда в результате воздействия перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;

е) причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;

ж) возникновения обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;

Постановлением Правительства РФ от 29 февраля 2008 г. N 131 в подпункт «з» пункта 9 настоящих Правил внесены изменения

з) причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому в них грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;

и) причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;

л) повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного культа, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;

Постановлением Правительства РФ от 29 февраля 2008 г. N 131 в подпункт «м» пункта 9 настоящих Правил внесены изменения

м) возникновения обязанности владельца транспортного средства возместить вред в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае если более высокий размер ответственности установлен федеральным законом или договором);

Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. N 1237 пункт 9 дополнен подпунктом «н», вступающим в силу с 1 января 2013 г.

н) причинения вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.

III. Страховая сумма, страховая премия и порядок ее уплаты

Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 739 в пункт 10 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

10. Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, — не более 160 тыс. рублей;

в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, — не более 160 тыс. рублей;

в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, — не более 120 тыс. рублей.

Страховая премия определяется в соответствии со страховыми тарифами, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изменение страховых тарифов в течение срока действия договора обязательного страхования не влечет за собой изменения страховой премии, оплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1245 в пункт 11 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

11. Расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования, с учетом информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — автоматизированная система страхования).

При изменении условий договора обязательного страхования в течение срока его действия, а также в иных предусмотренных настоящими Правилами случаях страховая премия может быть скорректирована после начала действия договора обязательного страхования в сторону ее уменьшения или увеличения в зависимости от изменившихся сведений, сообщенных страхователем страховщику.

Страхователь вправе потребовать от страховщика письменный расчет страховой премии, подлежащей уплате. Страховщик обязан представить такой расчет в течение 3 рабочих дней со дня получения соответствующего письменного заявления от страхователя.

12. Страховая премия по договору обязательного страхования уплачивается страхователем страховщику наличными деньгами или по безналичному расчету при заключении договора обязательного страхования.

Датой уплаты страховой премии считается или день уплаты страховой премии наличными деньгами страховщику, или день перечисления страховой премии на расчетный счет страховщика.

IV. Срок действия, порядок заключения и изменения договора обязательного страхования

Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. N 1237 в пункт 13 внесены изменения

13. Договор обязательного страхования заключается на 1 год, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с договором обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.

Владельцы транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, заключают договор обязательного страхования на весь срок временного использования таких транспортных средств, но не менее чем на 5 дней.

Владелец транспортного средства при отсутствии документов, указанных в подпункте «е» пункта 15 настоящих Правил, вправе заключить договор обязательного страхования на срок до 20 дней в случаях:

приобретения транспортного средства (покупки, наследования, принятия в дар и др.) для следования к месту регистрации транспортного средства. При этом владелец транспортного средства до его регистрации обязан заключить договор обязательного страхования на 1 год в соответствии с положениями абзаца первого настоящего пункта;

следования к месту проведения технического осмотра транспортного средства и повторного технического осмотра транспортного средства.

При регистрации транспортного средства его владелец должен предъявить сотруднику регистрирующего органа страховой полис обязательного страхования, подтверждающий заключение договора обязательного страхования сроком на 1 год.

Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. N 1237 в пункт 14 внесены изменения

14. Владелец транспортного средства имеет право на свободный выбор страховщика, осуществляющего обязательное страхование.

Страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему документы в соответствии с настоящими Правилами.

О защите прав и интересов владельцев транспортных средств, которым страховые организации отказали в заключении договора ОСАГО, см. информацию ФАС России от 23 апреля 2014 г.

base.garant.ru

Еще по теме:

  • Отсутствует страховой полис осаго Ранее организация всегда учитывала расходы на полисы ОСАГО на счете 97 "Расходы будущих периодов". Однако в учетной политике организации конкретно в отношении данного вида расходов не указано, что они подлежат учету равномерно и отражаются предварительно на счете 97. Полис ОСАГО со сроком действия с 26.11.2015 по […]
  • Трудовой договор пенсия НОРМАТИВНАЯ БАЗА 1. Конституция Российской Федерации. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. 3. Трудовой кодекс Российской Федерации. 1.1. РАБОТНИК принимается на работ у в ______________________________________, подразделение на должность __________________________________________________________________ с […]
  • Закон рф о несостоятельности 2014 05.03.2018 г. АС г. Москвы, рассмотрев в рамках обособленного спора по делу о несостоятельности заяв… Пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О… Мы с неподдельным удовольствием продолжаем следить за вектором судебной практики по делам о взыскани… Одним из […]
  • Шиномонтаж работа в москве с проживанием По запросу работа шиномонтажником в Москве на сайте HotWork.ru собрано 172 вакансий. За эту неделю добавлено 2 726 свежих вакансий. Успешно закрыто 2554 вакансий. Новые вакансии добавляются ежедневно. Средняя зарплата для профессии шиномонтажник в Москве - 50 000 руб., что на 25% больше, чем зарплата по России для […]
  • Закон о принятии бюджета на 2018 год Владимир Путин подписал Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Федеральный закон принят Государственной Думой 24 ноября 2017 года и одобрен Советом Федерации 29 ноября 2017 года. Федеральным законом устанавливаются основные характеристики федерального бюджета на […]
  • 51 статья закона Закон Московской области от 30 декабря 2014 г. N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" (принят постановлением Московской областной Думы от 18 декабря 2014 г. N 17/110-П) (с изменениями и дополнениями) Закон Московской области от 30 декабря 2014 г. N 191/2014-ОЗ"О благоустройстве в Московской […]
  • Договора лизинга воздушных судов Общие условия договора лизинга по розничным лизинговым сделкам: Список документов, для лизинга оборудования, воздушных судов, морских и речных судов, подвижного состава: Список документов для лизинга легкового, грузового, пассажирского транспорта и спецтехники: Дополнительные услуги при реализации розничных […]
  • Преступления во времени и пространстве музыка: Эдуард Артемьевлибретто: Андрей Кончаловский и Юрий Ряшенцев при участии Марка Розовскогорежиссер-постановщик: Андрей Кончаловский премьера состоялась 17 марта 2016 годапродолжительность: 2 часа 40 минутвозрастное ограничение: 12+ 17 марта 2016 года в Московском театре мюзикла состоялась одна из самых […]