Законы гегеля в жизни

Изложен полный курс учебной дисциплины «Философия». Как и в предыдущих изданиях (1-е изд., 2-е изд. — ЮНИТИ, 1998, 2001) раскрываются предмет философии, ее содержание и основные функции, показывается роль и значение философии в жизни общества, его духовной культуре, развитии общественного сознания. Дается развернутая характеристика истории развития философской мысли, диалектически сочетаются историко-философское и проблемное изложение рассматриваемых вопросов, касающихся природы, общества и человека. Особое внимание уделено методологии их научного познания, как она представлена в различных направлениях современной философии. Рассматриваемые проблемы излагаются доступно, содержательно и интересно. Учебник призван способствовать формированию у будущих специалистов научного мировоззрения, философской и общей культуры, способности творчески мыслить, разбираться в сложных явлениях и процессах общественной жизни. Для студентов и аспирантов вузов, а также широкого круга читателей, интересующихся проблемами философии и современного развития общества.

ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов 11
Раздел I. Предмет и специфика философского знания 13
Что такое философия 14
Основные понятия 32
Вопросы для размышления 32
Раздел II. Основные этапы и направления развития философской мысли 33
Глава 1. Восточная философия 34
1.1. Философия Древней и Средневековой Индии 35
1.2. Философия Древнего и Средневекового Китая 47
Основные понятия 55
Вопросы для размышления 56
Глава 2. Античная философия 57
2.1. Становление древнегреческой философии 58
2.2. Классический век древнегреческой философии 63
2.3. Эллинистическо-римская философия 71
Основные понятия 76 Вопросы для размышления 77
Глава 3. Средневековая философия. Проблема соотношения разума и веры 78
3.1. Средневековая христианская философия стран Западной Европы 79
3.2. Арабская средневековая философия 90
3.3. Историческая роль философии Средневековья 93 Основные понятия 95 Вопросы для размышления 95
Глава 4. Философия эпохи Возрождения 96
4.1. Своеобразие духовной культуры Ренессанса: развитие индивидуализма и гуманизма 96
4.2. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения 97
4.3. Эпоха Возрождения и Реформация 100
4.4. Социально-философская мысль эпохи Возрождения 102
4.5. Натурфилософия эпохи Возрождения 107 Основные понятия 111 Вопросы для размышления 111
Глава 5. Философия Нового времени 112
5.1. Индуктивный метод Ф. Бэкона 112
5.2. Рационалистическое направление: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В.Лейбниц 115
5.3. Сенсуалистическое направление и критическая реакция на него 121
5.4. Социально-политические концепции 126
Основные понятия 130
Вопросы для размышления 131
Глава 6. Философия эпохи Просвещения 132
6.1. Философия Французского Просвещения 132
6.2. Идеи нравственного прогресса в Немецком Просвещении 143 Основные понятия 145 Вопросы для размышления 146
Глава 7. Немецкая классическая философия 147
7.1. Традиции и новаторство немецкой классической философии 147
7.2. Философия Иммануила Канта 148
7.3. Философия Иоганна Фихте 156
7.4. Философия Фридриха Шеллинга 159
7.5. Философия Георга Гегеля 163
7.6. Философия Людвига Фейербаха 169
7.7. Историческое значение немецкой классической философии 172 Основные понятия 173 Вопросы для размышления 174
Глава 8. Марксистская философия 175
8.1. Теоретические предпосылки марксистской философии 175
8.2. Диалектический материализм — философия марксизма 179 Основные понятия 193 Вопросы для размышления 193
Глава 9. Западная философия конца XIX—XX вв. 194
9.1. Особенности современной западной философии 194
9.2. Философия науки 196
9.3. Философия жизни 203
9.4. Философские аспекты психоанализа 211
9.5. Философия существования, или экзистенциализм 213
9.6. Философская герменевтика 218
9.7. Постмодернизм 222
9.8. Современная религиозная философия 225 Основные понятия 231 Вопросы для размышления 232
Глава 10. Русская философия 233
10.1. Основные этапы развития русской философской мысли и ее особенности 233
10.2. Развитие русской философии в XI—XVII веках 235
10.3. Русская философия XVIII века 241
10.4. Славянофилы и западники XIX в. 246
10.5. Материализм в русской философии середины XIX в. 255
10.6. Русское почвенничество 259
10.7. Русский консерватизм 267
10.8. Русский космизм 275
10.9. Философия всеединства Владимира Соловьёва 284
10.10. Русская религиозно-идеалистическая философия первой половины XX в. 290
Основные понятия 203
Вопросы для размышления 203
Раздел III. Проблемы онтологии и гносеологии 305
Глава 11. Проблема бытия 306
11.1. Суть философской проблемы бытия 306
11.2. Проблема бытия в истории философских учений 309
11.3. Формы бытия 313 Основные понятия 315 Вопросы для размышления 315
Глава 12. Философское понимание материи 316
12.1. Философское понятие «материи» 316
12.2. Системный характер организации материального мира 319
12.3. Движение материи 323
12.4. Диалектика — учение о развитии 326
12.5. Синергетика — учение о самоорганизации материальных систем 333
12.6. Пространство и время как формы бытия материи 335
12.7. Единство материального мира 341 Основные понятия 342 Вопросы для размышления 343
Глава 13. Идеальное бытие сознания 344
13.1. Возникновение и сущность сознания 344
13.2. Что такое идеальное? 349
13.3. Социальная идеальность 350
13.4. Психика, сознание, идеальное 352 Основные понятия 356 Вопросы для размышления 356
Глава 14. Познание как предмет философского анализа 357
14.1. Что есть знание? 357
14.2. Структура и динамика процесса познания 358
14.3. Проблема истины 366 Основные понятия 369 Вопросы для размышления 370
Раздел IV. Социальная философия 371
Глава 15. Общество как объект познания 372
15.1. Познание мира, общества, человека 372
15.2. Специфика социального познания 375
15.3. Предмет и функции социальной философии 380
15.4. Социальная философия и другие общественные науки 383
15.5. Социальная философия как самосознание человечества 386
15.6. Историческое развитие социальной философии 390
15.7. Социальная философия о характере исторического процесса 417
Основные понятия 420
Вопросы для размышления 420
Глава 16. Природные основы общественной жизни 421
16.1. Вопрос о взаимоотношении природы и общества в истории философской мысли 421
16.2. Природа как основа жизнедеятельности общества. Взаимовлияние общества и природы 423
16.3. Экология, современные глобальные экологические проблемы и пути их решения 436
Основные понятия 437
Вопросы для размышления 438
Глава 17. Общество как целостная, саморазвивающаяся система 439
17.1. Социальная система как единство элементов и их взаимоотношений 439
17.2. Динамика общества и его развитие 451
Основные понятия 458
Вопросы для размышления 458
Глава 18. Философские проблемы экономической жизни общества 459
18.1. Основные проявления экономической жизни общества 459
18.2. Роль способа производства в жизни общества 462
18.3. Объективные экономические законы 465
18.4. Экономические отношения и экономические интересы 467
18.5. Взаимодействие объективной и субъективной сторон экономической жизни общества 469
Основные понятия 475
Вопросы для размышления 475
Глава 19. Политическая жизнь общества 476
19.1. Факторы, обусловливающие политическую жизнь общества 477
19.2. Роль государства в политической жизни общества 480
19.3. Политический режим 484
19.4. Проблема политического сознания 487 Основные понятия 489 Вопросы для размышления 490
Глава 20. Правовая сфера жизни общества 491
20.1. О сущности права 491
20.2. Происхождение и основные особенности развития правовой сферы 494
20.3. О правовом состоянии общества 496
20.4. Правосознание 499 Основные понятия 500 Вопросы для размышления 500
Глава 21. Духовная жизнь общества 501
21.1. Социальная природа и содержание духовной жизни 501
21.2. Наука как система знаний и вид духовного производства 508
21.3. Искусство — важнейший вид духовного производства 517
21.4. Мораль как регулятор социального поведения 526
21.5. Религия 534 Основные понятия 546 Вопросы для размышления 547
Глава 22. Смысл и направленность истории 548
22.1. Проблема смысла истории в философской мысли до Нового времени 548
22.2. Социальная философия Нового времени и эпохи Просвещения о направленности развития общества 550
22.3. Современные концепции о смысле и направленности человеческой истории 553
Основные понятия 564
Вопросы для размышления 564
Раздел V. Философская антропология 565
Глава 23. Проблема человека в истории философии 566
23.1. Философия Древнего Востока о человеке 566
23.2. Проблема человека в философии Древней Греции 568
23.3. Средневековая христианская концепция человека 571
23.4. Человек в философии Возрождения и Нового времени 572
23.5. Немецкая классическая философия о человеке 574
23.6. Антропологическая проблема в русской философии 576 Основные понятия 578 Вопросы для размышления 578
Глава 24. Философские проблемы человека 579
24.1. Осмысление и разработка проблемы антропогенеза 579
24.2. Биологическое и социальное в развитии человека 583
24.3. Сущность и существование человека 589
24.4. Бессознательное и сознательное в человеке 592
24.5. Индивид и личность 595
24.6. Смысл и цель жизни 598 Основные понятия 601 Вопросы для размышления 602
Глава 25. Ценности и личность 603
25.1. Ценности: понятие и природа. Теории ценностей 603
25.2. Социальные ценности и социализация личности 607 Основные понятия 614 Вопросы для размышления 614
Библиографический список 615

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

www.alleng.ru

Родился в семье отставного офицера. Учился в университете Тюбингена, где получил классическое образование, а также изучал философию и теологию. Работал домашним учителем, одновременно писал философские этюды и религиозные трактаты. В 1801 году Гегель отправился в Иену, где стал читать в Иенском университете лекции по логике и метафизике, а в 1804 году впервые изложил на лекции свою философскую систему. В 1807 году была опубликован первый из значительных трудов Гегеля — «Феноменология разума»; за нимпоследовали «Объективная логика» (1812), «Субъективная логика» (1816), «Набросок энциклопедии философических наук» (1817) и другие работы.

В 1818 году Гегель получил должность профессора философии в Берлинском университете, освободившуюся со смертью И. Фихте. Он почти полностью посвятил себя преподаванию, читал лекции по философии, логике, эстетике, истории и религии. В 1831 году на Германию обрушилась эпидемия холеры; 13 ноября 1831 года Гегель заболел и на следующий день умер.

«Наука логики», или «Большая логика», созданная Гегелем в 1812 — 1816 гг., — важнейшее его произведение, в котором великий немецкий философ дает наиболее развернутое изложение своих диалектических идей.

Первый том содержит учение о бытии. Он снабжен вводной статьей и примечаниями. Именной и предметный указатели даны в конце третьего тома.

«Наука логики», или «Большая логика», созданная Гегелем в 1812 — 1816 гг., — важнейшее его произведение, в котором великий немецкий философ дает наиболее развернутое изложение своих диалектических идей.

Во второй том «Науки логики» содержит учение о сущности. Он снабжен примечаниями. Именной и предметный указатели даны в конце третьего тома.

«Наука логики», или «Большая логика», созданная Гегелем в 1812 — 1816 гг., — важнейшее его произведение, в котором великий немецкий философ дает наиболее развернутое изложение своих диалектических идей.

Третий том «Науки логики» содержит учение о понятии. Он снабжен примечаниями. В нем помещены именной и предметный указатель ко всем трем томам.

«Лекции по истории философии», одно из главных философских произведений великого немецкого мыслителя XIX века Г. В. Ф. Гегеля.

«Лекции по истории философии», одно из главных философских произведений великого немецкого мыслителя XIX века Г. В. Ф. Гегеля.

«Лекции по истории философии», одно из главных философских произведений великого немецкого мыслителя XIX века Г. В. Ф. Гегеля.

Читателю предлагается первый перевод на русский язык лекций Гегеля по философии духа, прочитанных в Берлине в 1827-1828 гг.

Помимо проблематики, связанной с индивидуальностью, сознанием и генеалогией познания, эти лекции дают богатый материал для анализа взглядов «позднего» Гегеля на устройство телесности и ощущения, безумия и привычки, языка, влечения, счастья, практического чувства, интеллигенции и т.д. — вопросов в широком смысле антропологических.

«Наука логики» или «Большая логика», созданная Гегелем в 1812 — 1816 гг., — важнейшее его произведение, в котором великий немецкий философ дает наиболее развернутое изложение своих диалектических идей.

Книга содержит первую публикацию на русском языке важных произведений великого философа-диалектика Гегеля, посвященных политическим и правовым вопросам («Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права», «Система нравственности», «Английский билль о реформе 1831 г.» и др.).

Эти работы характеризуют основные этапы создания Гегелем теории государства и права. Книга включает также вступительную статью, комментарии и указатели к гегелевским работам.

Работа «Различие систем философии Фихте и Шеллинга» («Differenz der Fichteschen und Schellingschen Systems der Philosophie») обычно в литературе вопроса называемая кратко «Работа о различии» («Differenzchrift»), была написана молодым Гегелем в июне-июле 1801 г. и опубликована осенью того же года.

Главное в содержании «Работы о различии» — это гегелевская трактовка «Системы трансцендентального идеализма» (1800) Шеллинга. Видно, что Гегель уже не шеллингианец, он вступил на путь создания гораздо более исторически и логически целостной системы объективного диалектического идеализма.

«Феноменология духа» — одно из самых фундаментальных произведений в истории философской мысли и, быть может, поэтому одно из наиболее трудных для понимания. Переведенная Густавом Шпетом, вероятно, в 20-х годах прошлого столетия, эта книга была издана в 1959 году тиражом в 15 тысяч экземпляров, а ныне стала библиографической редкостью.

«Философия права» Гегеля (1770—1831) — одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической и социальной мысли. Она заметно выделяется даже в историческом ряду таких классических трудов по политической и правовой философии, как «Государство» и «Законы» Платона, «Политика» Аристотеля, «О государстве» и «О законах» Цицерона, «Государь» Макиавелли, «Левиафан» Гоббса, «Политический трактат» Спинозы, «О духе законов» Монтескье, «Об общественном договоре» Руссо, «Метафизические начала учения о праве» Канта, «Основы естественного права» Фихте и т. д. Последующая — вплоть до современности — историческая судьба этого гегелевского произведения убедительно продемон­стрировала его непреходящее значение.

Книга философа, который не нуждается в представлении. В первый том настоящего издания вошли ранние работы Гегеля («Жизнь Иисуса», «Таинство и его судьба», «Фрагмент системы 1800 г.») и первая часть его «Лекций по философии религии».

В ранних работах разбираются проблемы разума и веры.

Второй том настоящего издания включает в себя продолжение лекций Гегеля по философии религии и лекции о доказательстве бытия бога. Второй том снабжен научным аппаратом — примечаниями, предметным и именным указателями — к обоим томам.

Потребность дать моим слушателям руководство к моим философским чтениям является ближайшим поводом к тому, чтобы издать этот всеохватывающий обзор философии раньше, чем я это предполагал сделать.

Природа очерка (Grundrisses) не только исключает исчерпывающее изложение идей со стороны их содержания, но и (в особенности) ограничивает систематическое развитие идей, которое должно содержать в себе то, что в других науках понимали под доказательством и без чего невозможна научная философия. Название этой книги должно указывать как на то, что она охватывает собой всю философию в целом, так и на намерение оставить изложение частностей для устных чтений.

«Энциклопедия философских наук» занимает особое место среди работ Гегеля. Здесь Гегель стремится в наиболее систематической и доступной форме изложить основное содержание своей философии. «Энциклопедия» состоит из трех частей: «Науки логики» (так называемой «Малой логики»), «Философии природы» и «философии духа».

Первый том — «Наука логики» содержит учение Гегеля о диалектическом развитии понятия. Том снабжен вводной статьей, примечаниями, именным и предметным указателями.

Второй том «Энциклопедии философских наук» Гегеля содержит заново сверенный с оригиналом и вновь отредактированный перевод «Философии природы». Данная работа Гегеля является интереснейшей попыткой осмысления с философской точки зрения тех знаний о природе, которые были накоплены к началу XIX в.

Даже там, где точка зрения Гегеля устарела или просто ошибочна, она принадлежит блестящему мастеру диалектической логики и содержит остроумные логические ходы и прозрения. Издание снабжено примечаниями, предметным и именным указателями.

«Философия духа» — заключительная часть «Энциклопедии философских наук» Гегеля.

Это произведение раскрывает учение немецкого философа о человеке, человеческом сознании и видах деятельности и состоит из трех разделов: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух, которые понимаются Гегелем как ступени саморазвития идеи. Хотя и на основе идеализма, Гегель высказывает гениальные догадки о человеке как общественном существе, о диалектическом характере всемирно-исторического процесса.

Эти лекции посвящены эстетике; ее предметом является обширное царство прекрасного, точнее говоря, область искусства или, еще точнее, — художественного творчества.

Эстетика Гегеля — это повесть о том, что, несмотря на жестокий ход исторического процесса, в котором всякое приобретение ведет к утрате и за все нужно платить, есть некая точка схода, где в тесном единстве соприкасаются история и природа, всеобщий процесс накопления абстрактных форм цивилизации и конкретная самодеятельность личности, напряжение человеческой воли и свободная игра сил, царство необходимости и царство свободы.

www.koob.ru

Теоретическими источниками немецкой классической философии, определившими ее специфические черты, являются крупнейшие достижения предшествующего духовного развития человечества, в особенности идейное наследие французского и немецкого Просвещения (Христиан Вольф и Готфольд Эфраим Лессинг) и рационализм Нового времени.

5.1. Иммануил Кант (1724-1804). Основоположник нем. класс. философии

А. Теория познания Канта. Агностицизм – философская позиция, утверждающая невозможность полного и достоверного постижения сущности «вещей в себе» мир не вполне познаваем. В познании Кант различал вещи-для-насфеномены (то как вещи нам являются) и вещи-в-себеноумены (то, каковы вещи сами по себе независимо от нас). Сознанию доступны только феномены. Каков мир и вещи сами по себе – нам неизвестно. «Нам даны вещи

как вне нас находящиеся предметы наших чувств, но о том, каковы они сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, то есть представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства». Разум ограничен в познании.

Критическая философия И. Канта обосновывает первичность субъекта познания, т.е. субъект не пассивно воспринимает объект, а конструирует объект в своем сознании, упорядочивает опыт с помощью врожденных априорных (доопытных) форм созерцанияпространства и времени, а также априорных понятий и суждений («круг», «прямая», «все имеет причину», «прямая – кратчайшее расстояние между двумя точками»). Субъект в познании первичен, потому что он с помощью своих априорных форм познания конструирует в своем сознании реальность. Иначе говоря, познание, по Канту начинается не с воздействия объекта на субъект, а наоборот – с воздействия субъекта на объект.

Б. Этика Канта. Этика Канта идет не от Бога к нравственности, а от нравственности к Богу. «Мы не потому моральны, что верим в Бога, а потому верим в Бога, что моральны». Вера в Бога укрепляет мораль. К Богу Канта можно прийти через мораль, а не через обряды и молитвы. Свободная воля – это воля, следующая практическому разуму, способная «начинать ряд», руководствуясь идеями и принципами только разума. Кант считал, что наряду с теоретическим разумом, имеющим дело с тем, что есть, у человека есть практический разум, утверждающий о том, что должно быть, хотя может быть никогда и не было. Категорический императив – главное требование практического разума. Вот две его формулировки: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству»; «Поступай так, чтобы максима твоего поведения стала максимой поведения для всех». Этика Канта – этика разума и долга, а не сердца и чувственности. Чувственность изменчива и зависит от настроения. Люди от природы злы, но благодаря разуму и долгу могут возвыситься над самим собой.

В. Онтология. За миром явлений есть ноуменальный мир Бога, свободы и бессмертной души. Метафизика как наука невозможна, потому что ее суждения выходят за пределы опыта. Разум, пытаясь осмыслить метафизические понятия впадает в противоречия (антиномии): «Бог существует» и «Бог не существует»; «Душа смертна» и «Душа бессмертна». Метафизика – предмет веры. В метафизику, в «Бога», «свободу воли», «бессмертие души» мы можем верить или не верить, но мы должны выбрать веру, потому что этого от нас требует совесть.

Г. Социальная философия Канта. Философия права. Кант был против эмпирического подхода к правоведению (в формулировании законов неправильно исходить из существующих отношений в обществе), он сформулировал свою деонтологическую концепцию права – надо исходить не из того, что есть, а из того, что должно быть. Мы должны признавать людей разумными и свободными, хотя на самом деле это и не так. Надо полагать людей разумными, чтобы дать им свободу, а свободными, чтобы его можно было признать ответственным за свои деяния. Далее, только в условиях свободы может быть достигнута главная цель государства, политики и права – максимальное развитие человеч. талантов и способностей. Кант связывает право со свободой: «Прав любой поступок, который или согласно максиме которого свобода произвола каждого совместима со свободой каждого в соответствии со всеобщим законом». Идеи свободы и республики должны быть изложены в Конституции, которая должна защищать свободу и права человека. Свобода должна сочетаться с принуждением, правоприменением.

Философия политики. Кант – сторонник принципов свободы всех людей и признании равенства всех перед законами. Высшая задача для человеческого рода – достижение справедливого гражданского устройства. Лучший тип государства – республика. Власть должна быть разделена на три ветви (законодат. судеб и исполнит.) и подконтрольна гражданскому обществу. «Из столь кривой тесины, как та из которой сделан человек, нельзя сделать ничего прямого и всякий облеченный властью будет злоупотреблять своей властью, если над ним нет никого, кто распоряжался бы им в соответствии с законами».

. Вопросы для контроля: агностицизм, феномены, ноумены (вещи в себе), катег. императив, концепция государства, права и политики

5.2. Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814). Главная этическая проблема Фихте – проблема свободы. Фихте в работе «Основы общего наукоучения» (1794), также как и Кант, начал исследование общего наукоучения с исследования возможностей субъекта. Фихте встал на позицию субъективного идеализма. Достоверно может существовать только мое индивидуальное сознание «Я», в котором прослеживается некое Абсолютное сознание, которое человеку не дано, а задано. Эмпирическое «Я» должно увидеть во всем «не-Я» порождение Абсолютного «Я».

Не-Я необходимо для Я, чтобы реализоваться как свобода. Бесконечное «Не-Я» играет роль препятствия, которое бесконечное «Я» должно преодолевать. Этот процесс не может быть завершен. Философ утверждал, что быть свободным – значит делать себя свободным. Эта свобода есть бесконечная задача (абсолютный долг, или категорический императив).

5.3. Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775–1854). Шеллинг перешел от субъективного идеализма Фихте к объективному идеализму. Философ признает некий Абсолют – универсальное идеальное объективно-субъективное бытие, тождество субъекта и объекта, природы и духа. Идеализм у Шеллинга носит мистический характер. В основе развития природы лежит бессознательная творческая активность «мировой души», подобная творческой активности музыкантов, поэтов и других деятелей искусства, которые не могут объяснить процесс творчества. Шеллинг утверждал, Абсолют не познаваем с помощью разума. Он может быть познан лишь через интуицию и искусство. Таким образом, Шеллинг предпринимает попытку синтеза философии и искусства.

5.4. Георг Гегель (1770-1831). Абсолютный, объективный идеализм

А. Гносеология Гегель был классическим рационалистом, а значит, он верил в познаваемость мира с помощью разума. Гегель различал рассудок и разум. Рассудок различает, классифицирует вещи. Рассудок опирается на классическую логику и ее основной закон – закон тождества[1], а значит, он может мыслить лишь неизменное,

мертвое бытие. Но в реальном мире нет абстрактного тождества. Рассудок не может мыслить движение и развитие, в основе которого лежит противоречие. А разум опирается на диалектическую логику, разрешающую мыслить противоречиями. Таким образом, именно с помощью разума, опирающегося на диалектику, можно познать мир и его развитие. Панлогизм Гегеля оборачивается пандиалектизмом. Диалектика – учение о развитии

1) Закон единства и борьбы противоположностей. Все в мире состоит из противоположностей, переходящих друг в друга. Борьба этих противоположностей – основа всякой активности. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности».

2) Закон отрицания отрицания. Начальное состояние чего-либо изменяющегося Гегель в духе своего панлогизма называет тезисом. Всякая активность начинается с противоречия, когда тезис отрицается антитезисом. Затем начинается следующий виток в развитии: антитезис отрицается синтезом. Синтез есть начальный тезис, но уже на более развитом уровне. Согласно классическому примеру Гегеля, почка опровергаема цветком, а цветок опровергаем плодом. Без двойного отрицания не может быть развития. Еще пример: понятие «бытие» (тезис) содержит свое отрицание «ничто» (антитезис) и проходит через «становление» (синтез). Таким образом, развитие любого явления в мире осуществляется согласно закону отрицания отрицания, имеет спиралевидный и восходящий характер по принципу: тезис – антитезис – синтез.

3) Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм изменений. Количественные изменения (например, температура воды) переходят в качественные (агрегат. состояния – лед, жидкость и пар), и наоборот.

Б. Онтология. Система объективного идеализма. В отличие от идеализма Канта, представляющего природный мир и духовный мир как два разных мира, Гегель в своем идеализме рассматривает природу и дух как разные стадии развития одной диалектически развивающейся идеальной субстанции – Абсолютной идеи, Бога, Разума. В отличие от идеализма Шеллинга, Абсолют носит рациональный и вполне познаваемый (в связи с формулированием законов диалектики) характер.

Главное положение системы Гегеля – реальность как таковая есть Дух, Субъект, движущая себя, а не какая-нибудь застывшая субстанция. Субстанция-Субъект Гегеля – это трансформированное христианское понимание Бога как любви в соответствующее научному оптимизму того времени рационалистическое понимание Бога как Разума, мышления: «Бог есть в существе своем мысль, само мышление». Поэтому исходным принципом философии Гегеля является принцип тождества бытия и мышления, «панлогизма» (пан – все; логос – зд. мышление, разум). Согласно панлогизму, все существующее представляет собой воплощение мыслящей субстанции, мирового разума, логической идеи. «Все есть мысль», «Все разумное действительно, а все действительное разумно».

Три стадии развертывания Абсолюта Все существующее в мире Гегель представляет как процесс развертывания Абсолюта, который суть действующая субстанция-субъект, мировой дух, Бог, разум, мышление. Развертывание Абсолюта подчиняется закону отрицания отрицания и происходит по принципу тезис -> антитезис -> синтез.

Первая стадия. Вначале Абсолют пребывал в своем лоне в форме Абсолютной идеи. Первая стадия совпадает с тезисом.

Вторая стадия. Как человек познает себя через свое действие в окружающем мире, так и Абсолют, чтобы познать себя, производит из себя природу в качестве инобытия. «Природа есть идея в форме инобытия». Инобытие – превращенная форма бытия. Вторая стадия есть стадия антитезиса.

Третья стадия есть синтез первых двух стадий. На третьей стадии – стадии Духа – Абсолют возвращается к себе из существования в ином (в природе). Дух есть самосознание Абсолютной идеи, и сущность Духа есть, по Гегелю, свобода. Дух бывает субъективным (дух человека), объективным (семья, право, государство) и абсолютным («самосознание абсолютной идеи» – философия, религия, искусство; с их помощью мы познаем Бога, и Бог – себя).

Субъективный дух. У Гегеля мы в систематической форме находим эту мысль: творческий человек является таковым лишь тогда, когда он ведет себя не как пассивный реципиент, а как активный производитель, который выступает по отношению к миру как личность. Э. Фромм

Объективный дух (семья, гражданское общество и государство). Нравственность в государстве обретает форму не любви (как в семье), и не упадка из-за господства частных интересов (как в гражданском обществе), а форму разумного закона. Государство, согласно учению Гегеля, есть третий, высший момент нравственности, наиболее полная и адекватная объективация свободы, осуществление мирового духа, цель всемирной истории, «вступление Бога в мир». «Мы должны… почитать государство как некое земнобожественное существо». «Государство есть разумная, объективно себя сознающая и для себя сущая свобода, государство есть духовная идея, проявляющаяся в форме человеческой воли ее свободы». Государство есть реализация идеи разума, свободы и права, так как человек «не может достигнуть состояния свободы вне государства», и вообще «идея свободы истинна лишь как государство». Он считал, что гражданское общество (с его точки зрения, это общество, где господствуют частные интересы) со временем должно отмереть.

В. Философия истории Гегеля. В работе «Философия истории» Гегель выражает общую просвещенческую веру в социальный прогресс. Поскольку сущностью и целью мирового разума является свобода, то господство разума в истории человечества проявляется в «прогрессе в сознании свободы». Гегель впервые представил природный, исторический и духовный мир как процесс, развитие. Гегель ввел в научный оборот понятие «всемирно-исторический дух».

По его мнению, абсолютная идея в человеческой истории проходит ряд ступеней своего развития, находящих свое выражение во всемирно-исторических духах. Всемирная история начинается на Востоке (свободен только 1 деспот), переходит в античный мир (свободны только свободные, не рабы; люди еще не понимают, что свобода – сущность человека), а затем в германский. Именно в германском мире, по мнению Гегеля, осуществляются принципы свободы и всемирности (после Великой французской революции «германский мир знает, что все свободны»). Таким образом, движущей силой исторического развития выступает абсолютная идея. Люди – пешки в руках абсолютной идеи. Совпадение исторического и логического основано на тождестве бытия и мышления. В целом, гегелевская «Философия истории» по праву считается первой фундаментальной попыткой применения диалектики в интерпретации всемирной истории.

. по учению Гегеля: панлогизм, абсолютная идея, законы диалектики, инобытие, всемирно-исторический дух, роль человека в истории, учение о государстве; гегелевская концепция истории

kursak.net

А.Л. Адамишин – заместитель министра иностранных дел СССР (1986–1990), первый заместитель министра иностранных дел России (1993–1994), министр РФ по делам СНГ (1997–1998). Член научно-консультативного совета журнала «Россия в глобальной политике».

Резюме: Отличительная черта британского жизнеустройства это не столько демократия, хотя именно ее всячески выставляют напоказ, сколько не сразу улавливается глазом развитое, глубоко эшелонированное, отшлифованное столетиями гражданское общество.

Анатолий Леонидович Адамишин, видный отечественный дипломат, завершил книгу мемуаров о своей работе послом России в Лондоне в 1994-1997 годах. Книга «Английский дивертисмент» готовится к изданию и выйдет в скором будущем. На фоне очередного резкого обострения между Россией и Великобританией мы попросили у автора разрешения опубликовать отрывок, посвященный его пониманию британского менталитета и национального характера. Какие бы отношения ни складывались, визави надо правильно понимать.

Эссе насчет Англии и англичан, нашего к ним отношения сочинялось урывками много месяцев. Первые строчки написал в самолете на визовых бланках Бритиш Эйрвейз, под рукой не оказалось бумаги. Окончив опус, начал подыскивать, где бы его опубликовать. Пристроили в «Таймс», не зря же я читал её всё время службы в Лондоне. Там статью свирепо сократили, оставив одну треть и многое пересказав своими словами. Вместе с тем многие находки, особенно насчет английского лицемерия, оно же хорошее воспитание, остались. Сделали довольно прыгучий материал и с точки зрения современного английского языка. Выбор был или их вариант, или вообще не публиковать. Решили в пользу публикации. Ставка на пропагандистский выигрыш, как ни как «Таймс» по воскресеньям читают полтора миллиона человек.

Любопытно, что на следующий день «Дэйли Экспресс» перепечатала статью целиком, не спросив разрешения ни у меня, ни у «Таймс». Та хочет с ними судиться, пытались привлечь меня, сказал, разбирайтесь сами. Тем более, что главный менеджер «Дейли Экспресс» лорд Стивенс и его русская жена Маша, мои хорошие знакомые.

Отклики были неплохие, лорд Менухин, известный скрипач (мы с ним поддерживали дружеские контакты) прислал письмо, где одобрил суждения об англичанах. Почти все, с кем встречался, первым делом говорили: как интересно вы о нас написали, правильно разобрались.

Эпиграф. Иностранец, живущий в Великобритании, проходит серьезную проверку по части умственных способностей. Поди разберись в нации, которая, по слухам, сама–то себя не всегда понимает. Так что не особенно доверяй первым впечатлениям.

Если хотите увидеть ханжество в его самой совершенной, самой изощренной, доведенной до артистизма форме, приезжайте в Англию. Но не на день–два. За такое время вы, скорее всего, столкнетесь с классическим британским лицемерием, но вряд ли многое поймете. Для восприятия шедевра, как известно, требуется интеллектуальная подготовка. В данном случае немалая. Нет, здесь надо пожить без спешки. Тем более, что и без необходимости проникновений во внутренний мир аборигенов жизнь тут превосходна.

Итак, похвальное слово ханжеству. Прости, Эразм Роттердамский, за полуплагиат.

Результат своих изысканий задекларирую сразу же: ханжество хвалю потому, что его эквивалент в положительной половине лексического спектра есть терпимость. Да, да, терпимость. Кто объяснит, почему на протяжении столетий англичане, в отличие от столь многих других наций, не убивают друг друга? Почему у них гражданские войны остались далеко в прошлом, и страна давно не знает разрушений от собственных рук? Почему памятники у них воздвигнуты и королям, и тем, кто казнил королей, и тем, кто казнил тех, кто казнил королей? И никто никого не сбрасывает с пьедестала. Не потому ли, что они научились кое–чему весьма важному?

Не сразу пришли бриты к такой жизни. И они были свирепы и кровожадны друг к другу. Кромвеля, годы спустя после смерти, вновь пришедшие к власти роялисты вырыли из земли, выставили на всеобщее обозрение и отрубили голову. Тем не менее и ему поставлен монумент, и стоит он в этой монархической стране по сей день, так, на всякий случай.

Некоторым своим лондонским друзьям я показывал место, где стояла виселица о трех петлях. Если верить путеводителям, здесь в течение шестисот шестидесяти четырех лет (вот это верность традициям!) вешали по строго определенным дням мужчин, женщин, а случалось, и детей. Ныне это место – почему его и не все знают – скромно обозначено как Тайбурнское дерево. Попробуй догадайся, что так звалось это трехглавое чудовище.

Подобные макабры закончились, однако, много лет тому назад. Возможно, одними из первых, если не самые первые на этой земле, англичане поняли, что непродуктивно физически устранять врага. К тому же себе дороже, могут ведь и тебя убить. Гораздо утонченней и безопаснее уничтожить соперника морально, затаскать по судам, заставить испить до дна горькую чашу унижений, одновременно продолжая по–прежнему называть его если не другом, то сэром, на худой конец эсквайром. Не сжигать мосты, ведь разругаться до конца столь примитивно. Да и не знаешь, кто и когда тебе пригодится в будущем. Недаром все повторяют принцип британской политики, сформулированный известным «воеводой» Пальмерстоном: «У нас нет вечных союзников и у нас нет постоянных врагов; вечны и постоянны наши интересы».

Кстати, русская народная мудрость тоже учит: не плюй в колодец.

В конечном итоге выработалась богатейшая гамма английского поведенчества с арсеналом исполнительских средств тонких и разнообразных. Сформировалось общество, которое фактически не знает гражданских конфликтов (Северная Ирландия – особая статья, на мой взгляд, лишь подтверждающая общее правило). Которое в большей мере, чем другие знакомые мне человеческие общества, позволяет и самому жить, и давать жить другим. О, это далеко не уравниловка, разрывы и полярности здесь колоссальные, сами англичане называют свое общество классовым. Но тем более достойно подражания, что люди вполне уживаются друг с другом, особенно последние десятилетия. И материально обеспечены так, что грех жаловаться, ибо по британским понятиям «плохо жить и последний дурак может».

Чем дольше находишься здесь, тем больше убеждаешься: это – прекрасная, к тому же круглый год цветущая страна, что делает ее просто нарядной. И проникаешься мыслью, что создать ее могли только люди – на пару с Гольфстримом, ответственным за климатические параметры, – терпимо относящиеся друг к другу.

А притом, что именно так в чужих глазах выглядят многие британские нормы общения.

Начнем с мелочей: ты звонишь в английский дом, попадаешь на автоответчик и слышишь голос хозяйки: «Боюсь, что меня нет дома». Поначалу ты ошеломлен. Что значит «боюсь», какие тут могут быть сомнения? Лишь потом начинаешь соображать: а вдруг лэди никуда не ушла и слушает твой звонок (привычка, придуманная не ею), но она не обидит тебя правдой и вместе с тем оставит себе лазейку. И вот в этом–то филигранном балансе правды и кривды заложена английская терпимость, она же воспитанность, она же ханжество. Не покоробить другого, но и не быть лгуном в собственных глазах – это ли не высокий пилотаж?

Фразу здесь принято начинать с «боюсь», если в ней дальше следует отрицание. И «мне кажется», если надо высказать позитивную мысль. Нельзя, нельзя быть слишком определенным, это дурной тон по форме и действительно неверно по существу, ибо крайне мало в этом мире вещей, в которых нельзя было бы усомниться.

Помню, на заре моего усвоения языка спросил своего британского виз–а–ви: как произносится Букингемский дворец, и он ответил: «полагаю, Бакинхэм», – даже в этом безусловном случае он оставлял некоторое пространство для вариаций.

Это всего–навсего устоявшиеся обороты, могут мне возразить. Но устоялись–то именно они, мягкие, ненавязчивые. А с другой стороны, от них недалеко – как бы это повежливее сказать? – к менее безобидному отступлению от правды.

Как–то смотрел я очень хорошо сделанный исторический фильм – англичане мастаки на это – «Сумасшествие Короля Георга». Специально следил под специфическим ракурсом за репликами актеров. Проверьте сами, ни строчки, так сказать, без лицемерной вставки. Скажем, один из членов парламента ратует за то, чтобы учинить больному королю, как сейчас выразились бы, импичмент. Но как он вводит свою пропозицию: «Никто, больше чем я, не заботится о здоровье Его Величества, однако. » И так в каждой фразе. Может, подтрунивание над тем, что было в прошлом? Не исключаю. А возможно, просто въелось в каждодневный обиход. Это шокирует не англичан, но как бы не замечается местными жителями. И с точки зрения сожительства правы тут, считаю, последние. Ибо обхождение углов, затушевывание неприятной сути, неагрессивность облегчает взаимное сосуществование, тогда как правда–матка его нередко затрудняет.

Вот прямая цитата из пособия о хороших манерах (вроде бы и те, и другие, и манеры, и пособия, вновь возвращаются в моду): «Честность – это далеко не всегда лучшая политика. Во всяком случае, не в Англии. Надо быть дипломатичным, но совершенно не обязательно говорить правду, если она может обидеть или огорчить».

Не англичане изобрели ложь во спасение («белую ложь», в дословном переводе), но никто, как они, наверное, не извлекает из нее столько пользы и личной, и общественной. Убедились мудрые бриты, что правд столько, сколько людей (читай Киплинга!), и невозможно доказать, которая из них выше. Так что живи, не как французы – триста сыров и одна церковь, а наоборот, один сыр и триста церквей. То есть, максимум терпимости в верованиях и спартанство в привычках. И религия, к слову сказать, идет рука об руку с обществом: чем развитее, чем воспитанее или, если хотите, лицемернее оно, тем раскованнее церковь.

Где нужна правда, так это в общении с собственной совестью. И тут, будьте добры, обеспечьте только правду, ничего, кроме правды, и – что крайне важно – всю правду. Помня одновременно, что был такой случай, когда и Господь Бог предпочел сострадание правде.

В дискуссиях и спорах не дави собеседника, не старайся переубедить его, в абсолютном большинстве случаев это все равно бесполезно. Будь расплывчат в суждениях, излишняя определенность, тем более запальчивость, тем более негодование не для воспитанного человека. (По русской манере невольно перехожу на повелительное наклонение, на Британских островах его не любят. Утешаюсь же опять–таки по–английски: правила следует знать, чтобы лучше представлять себе, что ты нарушаешь).

Благословен тот, кто все время чувствует свое внутреннее превосходство по части выдержки. Невыдержанность не для джентльмена. Он никогда не опустится до невежливости или того хуже грубости, если только – слушайте, слушайте, – сам не решит, что в данных обстоятельствах это оправдано. Здесь мы сталкиваемся с еще одной великолепной чертой – гибкостью. Англичане настоящие гегельянцы, если считать Гегеля отцом диалектики. Вряд ли они жалуют такие слова, но их прагматизм есть ни что иное, как диалектический выбор в каждом конкретном случае сугубо конкретных действий.

А если ты сам сталкиваешься с грубияном? Для большинства англичан рецепт однозначен: тихо отойти в сторону и забыть о существовании вахлака. В конечном счете все направлено на то, чтобы никто тебя не трогал, когда ты этого не хочешь, то есть почти всегда. Но для этого в свою очередь требуется, чтобы ты никому не влезал в душу.

Вместе с тем мало кто как англичанин готов прийти на помощь, если это практическая, осязаемая помощь: псевдофилософские словопрения о несовершенстве жизни здесь не очень понимают.

Мало я видел стран, где люди так приветливы. Если ты случайно сталкиваешься взглядом с незнакомым человеком, первое его побуждение улыбнуться. Если заблудился или просто спросил дорогу, с готовностью бросают свое занятие и провожают. Мало кто как англичане, часто рискуя жизнью, бросаются на выручку жертвам нападения, дают отпор хулиганам. Что, начинает портить англичан, так это то судорожно медленное, то изнурительно быстрое автомобильное движение. Появился даже специальный термин дорожная ярость. Но до сих пор на английских дорогах в пересчете на 100.000 населения гибнет вдвое меньше людей, чем в Германии и втрое, чем во Франции.

Последняя зима выдалась на редкость холодной, замерзли многочисленные пруды, речки, каналы. И не однажды случалось, что люди погибали, кидаясь спасать своих собак, провалившихся сквозь тонкий лед. А этих четвероногих питомцев здесь почти семь миллионов, представляете себе степень риска.

Laisser–faire по–английски отнюдь не означает непротивление злу. Ясно, что в реальной жизни приходится защищать свои интересы, свой ареал. И на этот счет также выработаны четкие правила: определи то, что считаешь для себя действительно важным, и это своё оберегай, ограждай, защищай всеми доступными легальными средствами. «Говорите мягко, но носите с собой большую дубину», – этот совет американцы явно заимствовали у англичан, как, впрочем, и многое другое. Чаще, как обычно случается, прививалось отрицательное, расцветшее затем буйным цветом в прериях дикого Запада. Когда дело доходит до горячего, будь беспощаден, никто не позаботится о тебе, кроме тебя самого. Однако и в этом случае высшая мудрость – суметь постоять за себя, не переходя рамки закона, не доводя до крайностей.

Корень этого поведенческого коктейля, разумеется, в истории. Вспомните насыщенные и нелегкие столетия, проведенные в замкнутом островном пространстве. Приходилось волей–неволей приспосабливаться, учитывать мнение другого, лавировать, пригибаться. И когда пришло время, как же рванули англичане с этих самых островов, благо, корабли они научились строить рано. Не зря триста лет назад сюда приезжал Петр I. И империя, огромная, в полсвета, для управления которой требовалось выдающееся искусство, и необходимость рачительно применить несметные привезенные богатства, все это их тоже многому научило.

Англичане, если мне будет позволена такая сентенция, не страдают от своего прошлого, а умело ставят его на службу настоящему. Великолепно они используют богатейший опыт банкиров, сочетая его с ультрасовременной технологией сегодняшнего Сити, финансового центра мира.

Но дело не только в истории. Климат, мягкий, благодатный (вновь вспомню Гольфстрим!), неуловимая, обволакивающая красота ландшафта также немало способствовали тому, каким сложился английский характер.

А возьмите язык! Есть ли более совершенный филологический инструментарий не только для выражения тончайших оттенков – тут мы, русские, можем посоперничать, – но и для игры словами, такой передачи содержания, которое остается многосмысловым, с двойным и тройным подтекстом. Одно удовольствие, когда начинаешь, наконец, постигать это совершенство, идущее от детских считалок и «Приключений Алисы в стране чудес» до вроде бы парадоксальных, но всегда метких точечных уколов Оскара Уайлда. Недавно я вычитал: когда спросили Уинстона Черчилля, с кем бы он хотел поговорить в загробном мире, он, не задумываясь, ответил: с Уайлдом. Он мог бы это сделать, наверно, и при жизни писателя–острослова, если бы его не затравило светское общество, не выдержавшее – тогда! – филигранной, а потому особенно обидной разоблачительности прежде всего блистательного английского ханжества. Незадолго до своей смерти в 1900 году О.Уайлд сказал: «Если уже началось новое столетие, а я все еще жив, то это поистине выше того, что могут вынести англичане». И сколько же десятилетий потребовалось, чтобы реабилитировать «святого Оскара», как его иногда теперь называют и буквально носят на руках.

А что сказать о Шекспире, настолько многозначительном и таинственном, что до сих пор спорят, существовал ли он вообще. Шекспироведы открывают все новые и новые пласты глубоко скрытого содержания. Находят, например, что в «Гамлете» он зашифровал тогдашние космологические дискуссии и к тому же подвел к мысли о том, какая из них правильная. А как было не прибегнуть к шифру, если Джордано Бруно сожгли за ту самую теорию, сторонником которой будто бы был драматург?

Англичанам, говорят, многие завидуют. А любят ли их? Тут ситуация сложнее. Не могу судить, нравятся ли британцы – они, как известно, состоят из англичан, шотландцев, валлийцев и северных ирландцев – друг другу. Но вспоминаю один откровенный разговор в Уэльсе. На мой вопрос, могут ли они отличить валлийца от еврея, мне сказали, подумав, нет, не могут, да и с какой стати? А от англичанина? Сразу же последовал незамедлительный ответ.

Что почти определенно: мало к какой нации за пределами туманного Альбиона англичане питают большие симпатии. В большинстве случаев им платят той же монетой. Небольшая языковая тонкость: покинуть вечеринку не попрощавшись у нас называется уйти по–английски. Но мы не сами это придумали, а перевели с французского. Кстати, многое и главным образом не хвалебное о британцах к нам пришло от французов. Английская же идиома для такого рода маневра – французский уход.

Когда об англичанах отзываются неодобрительно, чаше всего им ставят в строку манеру общения: редко говорят то, что думают. Или же: говорят не то, что думают, а то, что надо сказать по данному поводу. Истинные мотивы прикрывают несколькими слоями более благовидных резонов и раздражаются, когда это выходит на свет. Вот мы и вернулись к начальному тезису о лицемерии. Но теперь–то, надеюсь, знаем, что на самом деле это показатель более высокой культуры общежития.

И вот тут ­– внимание ­– главный вывод. С точки зрения развития цивилизации жители Британских Островов продвинулись, на мой взгляд, дальше по сравнению с другими. А может, они впереди планеты всей. Доказательства? Выбираю те, которые мне наиболее конгениальны.

Где вы найдете страну с таким количеством общественных туалетов? И в таком порядке содержащихся. Английские отхожие места не просто чисты, они уютны. Нигде больше не видел я кафельных стен, выложенных мозаичными панно. (Могу дать адрес: Лондон, набережная Виктории.) В других висят литографии в красивых рамках, стоят растения в горшочках, а в некоторых ещё и музыка играет. Знаю, что мне не поверят, но скажу: здесь проводятся конкурсы на лучшую уборную года.

Скажете, ерунда. Но с теоретической точки зрения еще Прудон считал, что уровень цивилизации определяется состоянием ее туалетов. А с практической – доживите до определенного возраста с теми мужскими болячками, которые ему характерны, и вы почувствуете, что обилие уборных не такой уж пустяк. Англия страна заботливая, а в это понятие входит также и то, что путь от одной, используя здешнее выражение, комфортной остановки до другой не должен быть далек. И обязательно хорошо маркирован. Душа радуется, когда видишь табличку: до ближайшего туалета 400 ярдов. Ко всему хорошему быстро привыкаешь, и однажды пересекши Ла–Манш (для британцев это, естественно, Английский канал) и побегав в поисках жгуче необходимого заведения, понял, что такое более совершенная цивилизация.

Еще один, менее прозаический аргумент: великое множество птиц. Англия, без преувеличения, птичий остров. Конечно, немало зависит от среды обитания, здесь рай для пернатых. Но решающая роль принадлежит все же человеческому фактору. Перед птицами англичане буквально благоговеют. Каждый уважающий себя государственный деятель считает своим долгом признаться в любви к ним. В зеленых полях, на берегах водоемов, у скалистых рифов тысячи людей с биноклями и подзорными трубами подглядывают частную жизнь птиц. В их распоряжении сотни специально оборудованных троп, хижин, мостков, огромнейшая специализированная литература. Слыхано ли дело, в Англии готовят специальные питательные смеси для диких птиц, включая сушеных червяков.

Как–то здесь получили огласку высказывания премьера одной из прибрежных стран, который открыто признавался, что лакомится маленькими певчими птичками из семейства коноплянок, хотя на добычу их уже сто лет как действует запрет. В Англии, уверен, песенка такого политика была бы быстро спета.

Что там коноплянок, здесь запрещено трогать гусей, даже если они производят опустошения в фермерских хозяйствах. Англичане восстановили у себя и страшно гордятся этим, хищных птиц, которых было извели полностью. Сейчас же их столько, что те, кто разводят кур, голубей или фазанов, потихоньку, незаконно, истребляют хищников. Однако каждый случай браконьерства гневно осуждается в печати и сурово преследуется по суду.

Птицы отвечают на заботу, слетаясь в Англию со всех концов мира. Для меня было огромным удовольствием видеть буквально в метре от себя лебедей, прилетевших на зимовку с далекой Печоры. Англичане едут и туда, на наш Север, чтобы попытаться спасти то, что еще сохранилось. В Лондоне вполне съедобная птица ходит косяками, путается под ногами, нагло выпрашивает еду. А если хочешь разобраться в породах водоплавающих, приходи в Сент–Джеймский парк, что рядом с правительственным Уайтхоллом. И птицы не исключение. Здесь трогательно относятся ко всему живому, от лошадей до жаб.

Ну что, не убедил я вас? Тогда посмотрите, какое количество людей здесь трудится, как мы бы выразились, на общественных началах. Знаете ли, например, что девяносто пять процентов всех уголовных разбирательств приходится на мировых судей, подавляющее большинство которых не получает зарплаты? Как много добровольцев, берущих на себя самые тяжелые и неприятные работы. Неоплаченным трудом охвачена в той или иной форме одна треть всего взрослого населения. Отлично сформировалось это общество, разбилось по социальным этажам и квартирам, где каждый находит свою ячейку, от скаутов в детстве до знаменитых английских клубов, особенно необходимых в преклонном возрасте. И как много здесь держится, с одной стороны, на самоуправлении, а с другой на самодисциплине. Хотя и государство не дремлет.

Отличительная черта британского жизнеустройства это не столько демократия, хотя именно ее всячески выставляют напоказ, сколько не сразу улавливается глазом развитое, глубоко эшелонированное, отшлифованное столетиями гражданское общество.

Мы несколько отдалились от темы ханжества, не так ли? (Узнаете англицизм?) Но все связано в жизни, тем более здешней. Мне очень нравится английская поговорка, «красота – в глазах того, кто ее созерцает». Это эквивалент нашей присказки «не по хорошу мил, а по милу хорош». Если ее перефразировать, то недолюбливают англичан те, кто глядит на них, не всё понимая.

И тем не менее остается расхожей истиной: англичане мало для кого подарок. Кому, однако, труднее других найти с ними общий язык, так это нам, русским. Две великие цивилизации пошли как бы по расходящимся тангенсам.

Для нас исключительно важно докопаться до истины. Помните Пастернака: во всем мне хочется дойти до самой сути. Англичане, если и добираются до правды, то предпочитают помалкивать.

Для нас характерна забота о проблемах глобальных, о судьбах всего человечества. Для англичан эти тревоги, насколько я могу судить, беспредметны.

Мы, особо если выпьем, любим рвать на груди рубаху, каяться в грехах, обнажать недостатки. Англичанину, который тоже выпить не дурак, это органически чуждо. В его понимании это есть бесполезное перекладывание на чужие плечи своей истерики. Вместе с тем заставить британца признать свою неправоту дело трудоемкое, хотя слово «сорри» слышится на каждом шагу. Именно здесь изобретена практика раскрытия государственных и иных секретов лишь спустя многие десятилетия. К престижу отдельного человека, а тем более страны, относятся вдумчиво и без особой нужды (а ее опять–таки определяют они сами) ущерба себе наносить не собираются.

Не верю разговорам, что англичане менее эмоциональны, чем мы. Они просто скрывают свои эмоции, ибо убеждены, что проявлять их на людях есть признак слабости. Верхняя губа должна быть крепко сжатой, что бы не происходило вокруг.

Что нас действительно поражает, это то, что в англичанах расчет преобладает над эмоциями, а некоторые считают, что и над воображением.

Но если не зацикливаться на расхождениях, если принимать друг друга такими, какие мы есть, не пытаясь друг друга перевоспитать, то англичане и русские могут быть вполне надежными партнерами. Особенно если хватит терпения подождать, пока привыкнут друг к другу.

Двести сорок лет тому назад Екатерина II так сформулировала: «Я считаю Англию весьма полезным и естественным союзником России». Хорошо бы, чтобы так всегда и было. И если мы хотим жить обеспеченно и комфортабельно, как англичане, то не зазорно и многое у них перенять. Хотя бы потому, что волею истории они начали учиться раньше, чем мы, и значительную долю неизбежных ошибок и глупостей к настоящему времени уже выбрали.

Рискну предположить: раньше или позже, в большей или меньшей степени, но мы приблизимся к английскому образу жизни, чьим важнейшим составным элементом являются воспитанность и терпимость, неотделимые от того, что называют лицемерием. Если, конечно, не погибнет цивилизация, которую все мы зовем своею, если не сомнут ее более здоровые, хотя и более невежественные толпы, а признаки этого, к сожалению, нарастают.

Более высокий слой цивилизации требует жертв. В русские глаза бросается чрезмерная детерминированность, стереотипность в поведении. На каждый случай есть свой ритуал. Накопленный опыт настолько велик, что проще найти готовые решения, чем самому, мучаясь, искать ответы на жизненные дилеммы.

Наибольшая, однако, беда – одиночество. Причем не только моральное отчуждение, когда–то излюбленная тема писателей и кинематографистов, но и одиночество чисто физическое. Согласно некоторым исследованиям эта быстро растущая болезнь современного общества убивает больше людей, чем рак или сосуды. В результате того, что свадеб все меньше, разводов все больше, а дети появляются на свет все реже, через двадцать лет, по прогнозам, более трети всех британцев будут жить поодиночке. Зато возрастет число домашних животных, которых уже сейчас немало. Как на заре промышленной революции овцы вытесняли людей (знаменитые огораживания), так теперь кошки, собаки, попугайчики и прочие морские свинки теснят семейное устройство.

Но при всем при том исторические законы неумолимы, и поэтому провозглашу в заключение: да здравствует сублимированное ханжество – светлое будущее всего человечества.

www.globalaffairs.ru

Еще по теме:

  • Трудовой договор пенсия НОРМАТИВНАЯ БАЗА 1. Конституция Российской Федерации. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. 3. Трудовой кодекс Российской Федерации. 1.1. РАБОТНИК принимается на работ у в ______________________________________, подразделение на должность __________________________________________________________________ с […]
  • Торговый маркетинг учебное пособие Г.Я. Гольдштейн, А.В. Катаев Маркетинг Учебное пособие для магистрантов. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. 107 с. Пособие содержит изложение основных концепций и практических подходов к маркетингу как одной из сфер деятельности фирмы. Приведена методология решения маркетинговых проблем при анализе рыночной ситуации, […]
  • Практика конституционного суда по правам человека Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2009 N 187-О-О "об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Маркина Константина Александровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 13 и 15 ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", статей 10 и 11 ФЗ "О статусе […]
  • Налоги экономика предприятия В учебнике рассматриваются современный организационно-экономический механизм функционирования предприятия, вопросы формирования и рационального использования экономических ресурсов, разработки стратегии развития, экономического обоснования объемов производства и реализации продукции, финансовых результатов […]
  • Сборник задач по налогам и налогообложению Представлены тесты и ситуационные задачи по темам дисциплины "Налоги и налогообложение" в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования по направлению подготовки специалистов по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", […]
  • Приказ 70 мо рф Приказ Министра обороны РФ от 14 февраля 2010 г. N 80 "О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министра обороны РФ от 14 […]
  • Приказ 785 от 29 мая Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2005 г. N 785"О порядке отпуска лекарственных средств" 24 апреля, 13 октября 2006 г., 12 февраля, 6 августа 2007 г., 22 апреля 2014 г. Приказом Минздрава России от 11 июля 2017 г. N 403н настоящий приказ признан утратившим силу с 22 сентября […]
  • Приказ 645 мчс россии с изменениями 2018 года Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645"Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N […]