Правописание окончаний имен существительных 1 склонения правило

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

Окончание — это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для образования связи слов в словосочетании и предложении.

4.1. Правописание безударных окончаний имен существительных

Выбор безударной гласной в окончании имени существительного зависит от типа его склонения.

В Кита. в Коре. в Германи. в Заполярь. в изумлени..

Чтобы выяснить написание окончания существительного, выполните следующие действия:
1) поставьте существительное в начальную форму (кто / что?);
2) определите по таблице тип его склонения;
3) подставьте на его место проверочное слово для данного типа склонения (у этого слова в разных падежах ударное окончание, которое подскажет нужную гласную).

Путь
(проверочное слово для р. п., д. п. и п. п.)

1 склонение
(кроме слов на -ия)

Стена
(проверочное слово)

2 склонение
(кроме слов на -ий, -ие)

Стол
(проверочное слово)

Степь
(проверочное слово)

*Особая группа существительных включает разносклоняемые существительные, а также существительные 1 и 2 склонения с особыми окончаниями (так называемые существительные на -ия, -ие, ий).
В Китае — (Китай, 2 скл., в столе).
в Корее — (Корея, 1 скл., в стене).
в Германии — (Германия, особ. гр., в пути).
в Заполярье — (Заполярье, 2 скл., в столе).
в изумлении — (изумление, особ. гр., в пути).

Обратите внимание!
Помните, что существительные типа галерея, ассамблея, аллея, музей и пр. не следует относить к особой группе. Они склоняются по первому и второму склонению. Ср.:
В коллекциИ (особ. гр.) — в галереЕ (1 скл.).
В планетариИ (особ. гр.) — в музеЕ (2 скл.).

Помните, что существительные типа сомнение и сомненье, Мария и Марья склоняются по-разному:
о МарьЕ (Марья, 1 скл. о стенЕ);
о МариИ (Мария, особая группа, о путИ).

Помните, что правило не подходит к несклоняемым существительным и к существительным, склоняющимся как прилагательные.
На пони (пони — несклоняемое сущ.).
О заведующЕМ (заведующий — сущ., склоняющееся как прилагательное).

4.2. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий

Безударные окончания имен прилагательных и причастий проверяются по ударному окончанию проверочного слова.

В летящ..м самолете; изменяющ..мся мнением; могуч..й голос.

Определить окончание можно по проверочному слову — вопросу какой? (он подскажет ударную гласную в окончании):
во вращающ…мся цилиндре (в каком? — окончание -ом / -ем) во вращающЕМся;
с меняющ…мся ветром (с каким? — окончание -ым / -им) с меняющИМся;
беспокоящ. йся матери (какой? — окончание -ой/-ей) беспокоящейся матери;
на тонущ…м судне (на судне каком? — окончание -ом / -ем) на тонущЕМ.

Исключение:
в форме именительного (винительного) падежа м. р. ед. ч. окончание прилагательного (причастия) следует запомнить: -ЫЙ / -ИЙ.
Пропащий человек; вьющийся дымок.

Запомни!
1) В прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ьи (лисий, лисья, лисье, лисьи) во всех формах, кроме И. и В. падежей ед.ч. м., перед окончанием пишется Ь:
лисий, лисьего, лисьему, лисьем, лисьих.

2) В прилагательных, образованных от названий месяцев, Ь сохраняется:
апрель — апрельский
июль — июльский
сентябрь — сентябрьский

Исключение: январь — январский

4.3. Правописание безударных личных окончаний глагола

Выбор безударной гласной в личном окончании глагола зависит от типа его спряжения.

Чтобы выяснить написание окончания глагола, выполните следующие действия:
1) поставьте глагол в неопределенную форму (что делать / что сделать?);
2) определите по таблице тип его спряжения;
3) подставьте проверочное слово (ударное окончание проверочного слова подскажет нужную гласную).

Глаголы на -ить относятся ко II спряжению.
Клеить; верить; поставить.

Исключения:
брить
стелить
(они относятся к I спряжению)

Глаголы на -АТЬ, -ЕТЬ, -ТИ, -УТЬ и др. (не на -ить) относятся к I спряжению.
Таять; надеяться; лаять.
Исключения:
гнать, дышать, держать, зависеть,
видеть, слышать и обидеть,
а еще вертеть, терпеть,
ненавидеть и смотреть.
(они относятся ко II спряжению)

Проверочный глагол:
говорить.

Проверочный глагол:
брать.

Мы кле…м (клеИТЬ, II спряжение, мы говорИМ) — клеИМ
Ты слыш…шь ( слышАТЬ, II спряжение, ты говорИШЬ) — слышИШЬ
Они бор…тся (борОТЬся, I спряжение, они берУТ) — борЮТся

Обратите внимание!
Иногда тип спряжения определить трудно, потому что неясно звучит безударный суффикс неопределенной формы (клеить, ссориться, сеять, таять, веять, реять, надеяться, затеять и др.).
Такие суффиксы следует запоминать.

При постановке глагола в неопределенную форму следует следить, чтобы глагол сохранял тот же глагольный вид.
Заставишь (сов. в.) — заставить (сов. в.), а не заставлять (несов. в.).

Глаголы типа услышать, постелить и т. п. (образованные с помощью приставок от глаголов — исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Они прогонЯТ (прогнать, как и гнать, — глагол II спряжения).
Они застелЮТ (застелить, как и стелить, — глагол I спряжения).

Глаголы типа бриться, держаться и т. п. (образованные с помощью суффикса -СЯ от глаголов — исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Они гонЯТся (гнаться, как и гнать, — глагол II спряжения).
Они бреЮТся (бриться, как и брить, — глагол I спряжения).

В летящем самолете (в каком?).
Изменяющимся мнением (каким?).
Могучий голос (искл.).

ya-znau.ru

Продолжим тему склонения имен существительных. В предыдущих статьях мы разобрали склонение имен существительных по падежам и три склонения имен существительных. В этой статье разберем правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения.

Итак, какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания –е , –и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж (как определить см. здесь). Затем определить склонение (как определить см. здесь). Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж .

Озер о (оно, мое) – существительное среднего рода, имеет окончание –о , значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание –е . Итак, записываем:

Еще один способ проверить окончание существительного – вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в рек е , в озер е .

Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.

Склонение существительного определяется по именительному падежу и об этом мы говорили в предыдущей статье.

Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с.

Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овц ы – 1-е склонение .

Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .

Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озер у – 2-е склонение .

В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание –и , в дательном – окончание –е .

Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание –и .

Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цапл ю – 1-е склонение .

Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.

Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .

Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочк ой – 1-е склонение .

Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .

Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осен и – 3-е склонение .

В следующей статье мы поговорим о склонении существительных во множественном числе.

  1. Русский язык – 4 классЗавершаем цикл изучения русского языка в начальной школе статьей о.
  2. Склонение имен существительныхИзменение слова по числам и падежам называется склонением. В этой.
  3. Части речи – предлоги и союзыПродолжим разбор основных правил русского языка и в этой статье.
  4. Части речи – глаголПродолжим изучение частей речи. В этой статье речь пойдет о.
  5. Части речи – имя прилагательноеПродолжим разбирать части речи и сегодня поговорим об имени прилагательном.

Понравилась статья — поделитесь с друзьями:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru

Тесты по русскому языку (4 класс) с ответами можно найти на нашем сайте. С их помощью легко проверить уровень усвоенных знаний и умений по пройденному материалу, подготовиться к любым проверочным работам.

Формат тестов соответствует работе ЕГЭ и состоит из двух частей А и Б. В первой части записаны задания на повторение теоретического материала. Каждый вопрос имеет несколько вариантов ответов, из которых только один правильный. Во второй части записаны упражнения, в которых требуются практические навыки. Например:

– распределить слова по группам в соответствии с определённым правилом;

Такой формат приучит работать с тестами, ребята не будут ощущать дискомфорт на выпускном экзамене.

Все тестовые задания можно скачать абсолютно бесплатно и использовать учителю в работе. С помощью наших тематических тестов преподаватель может повторять с учениками пройденную тему. Можно дать такое задание, как самостоятельную работу для поурочного оценивания. Это даст возможность проверить большее число учеников за один урок.

Тесты можно решать дома. В спокойной обстановке легче готовиться к контрольным работам. Ответы, которые есть в конце каждого теста, помогут самостоятельно проверить работу и выявить пробелы в знаниях.

Все упражнения записаны в двух вариантах. Это поможет лучше закрепить материал при самостоятельной подготовке. Если в первом случае допущена ошибка, то следует ещё раз повторить правило, и во втором варианте постараться эту ошибку не допускать.

Итоговые тесты можно использовать для проведения или подготовки контрольной работы за четверть или год. К концу учебного года выпускники младшей школы должны уметь:

– различать глухой\звонкий, твёрдый\мягкий согласные звуки;

– находить проверочное слово на безударную гласную в корне;

– писать правильно глаголы второго лица в единственном числе;

– разбирать предложение на главные и второстепенные члены;

– правильно употреблять мягкий знак после шипящих в написании имён существительных;

– правильно писать слова с непроизносимой согласной в корне слова.

Решать тесты онлайн по русскому языку (4 класс) – это лучшая тренировка перед проверочной работой. В такой способ можно быстро оценить уровень знаний, и постараться его повысить с помощью правильных ответов. Они помогут детально разобраться с каждым заданием и лучше запомнить правило.

obrazovaka.ru

Еще по теме:

  • Трудовой договор пенсия НОРМАТИВНАЯ БАЗА 1. Конституция Российской Федерации. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. 3. Трудовой кодекс Российской Федерации. 1.1. РАБОТНИК принимается на работ у в ______________________________________, подразделение на должность __________________________________________________________________ с […]
  • Правила умножения чисел столбиком Сложение десятичных дробей выполняется по правилам сложения в столбик. При сложении десятичные дроби записываются «столбиком», так чтобы одноимённые разряды находились друг под другом без смещения. При этом запятые должны стоять чётко друг под другом. Складывают десятичные дроби в столбик как натуральные числа, не […]
  • Правило фонетика звуки и буквы 1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные. 2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, […]
  • Ликвидация арби бараева 30 сентября 1999 — 15 апреля 2009 (активная боевая фаза до лета 2000 года) Победа федеральных войск: 1 - Восстановление территориальной целостности Российской Федерации 2 - Фактическая ликвидация ЧРИ 3 - Боевики перешли к повстанческой деятельности Вторая чеченская война (официально называлась контртеррористической […]
  • Правила округление десятичных дробей Округление десятичных дробей осуществляется так же, как и округление натуральных чисел. Правило. Чтобы округлить десятичную дробь до определенного разряда целой или дробной части, все меньшие разряды заменяются нулями или отбрасываются, а предшествующий отбрасываемой при округлении цифре разряд не изменяет своей […]
  • Пособие по онкологии СОВРЕМЕННАЯ ДИАГНОСТИКА ЛЕЙКЕМИЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ РАДИАЦИОННЫХ) заслуженный профессор Университета Хиросимы, Нанао Камада, 2004 СПРАВОЧНИК ПО ОНКОЛОГИИ Под ред. Д. Кэссиди, Д. Биссета, Р.А.Дж. Спенса, М. Пэйн. Пер. с англ. под ред. В.А. Горбуновой, 2010 [Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа»] ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ […]
  • Москва ул Московская суд ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА РОССИИ (ФТС РОССИИ) Официальное наименование:Федеральная таможенная служба Адрес:121087, Москва, Новозаводская ул., д. 11/5, Телетайп 611385 VETO RU Банковские реквизиты: Плательщик – УФК по г. Москве (Федеральная таможенная служба)ИНН 7730176610, КПП 773001001, л/сч 03731001530 Банк […]
  • Окончания причастий правило Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска, А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета Окончание - это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для образования связи слов в словосочетании и предложении. 4.1. Правописание безударных окончаний имен существительных Выбор […]