Правописание окончаний имен существительных 1 склонения правило

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

Окончание — это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для образования связи слов в словосочетании и предложении.

4.1. Правописание безударных окончаний имен существительных

Выбор безударной гласной в окончании имени существительного зависит от типа его склонения.

В Кита. в Коре. в Германи. в Заполярь. в изумлени..

Чтобы выяснить написание окончания существительного, выполните следующие действия:
1) поставьте существительное в начальную форму (кто / что?);
2) определите по таблице тип его склонения;
3) подставьте на его место проверочное слово для данного типа склонения (у этого слова в разных падежах ударное окончание, которое подскажет нужную гласную).

Путь
(проверочное слово для р. п., д. п. и п. п.)

1 склонение
(кроме слов на -ия)

Стена
(проверочное слово)

2 склонение
(кроме слов на -ий, -ие)

Стол
(проверочное слово)

Степь
(проверочное слово)

*Особая группа существительных включает разносклоняемые существительные, а также существительные 1 и 2 склонения с особыми окончаниями (так называемые существительные на -ия, -ие, ий).
В Китае — (Китай, 2 скл., в столе).
в Корее — (Корея, 1 скл., в стене).
в Германии — (Германия, особ. гр., в пути).
в Заполярье — (Заполярье, 2 скл., в столе).
в изумлении — (изумление, особ. гр., в пути).

Обратите внимание!
Помните, что существительные типа галерея, ассамблея, аллея, музей и пр. не следует относить к особой группе. Они склоняются по первому и второму склонению. Ср.:
В коллекциИ (особ. гр.) — в галереЕ (1 скл.).
В планетариИ (особ. гр.) — в музеЕ (2 скл.).

Помните, что существительные типа сомнение и сомненье, Мария и Марья склоняются по-разному:
о МарьЕ (Марья, 1 скл. о стенЕ);
о МариИ (Мария, особая группа, о путИ).

Помните, что правило не подходит к несклоняемым существительным и к существительным, склоняющимся как прилагательные.
На пони (пони — несклоняемое сущ.).
О заведующЕМ (заведующий — сущ., склоняющееся как прилагательное).

4.2. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий

Безударные окончания имен прилагательных и причастий проверяются по ударному окончанию проверочного слова.

В летящ..м самолете; изменяющ..мся мнением; могуч..й голос.

Определить окончание можно по проверочному слову — вопросу какой? (он подскажет ударную гласную в окончании):
во вращающ…мся цилиндре (в каком? — окончание -ом / -ем) во вращающЕМся;
с меняющ…мся ветром (с каким? — окончание -ым / -им) с меняющИМся;
беспокоящ. йся матери (какой? — окончание -ой/-ей) беспокоящейся матери;
на тонущ…м судне (на судне каком? — окончание -ом / -ем) на тонущЕМ.

Исключение:
в форме именительного (винительного) падежа м. р. ед. ч. окончание прилагательного (причастия) следует запомнить: -ЫЙ / -ИЙ.
Пропащий человек; вьющийся дымок.

Запомни!
1) В прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ьи (лисий, лисья, лисье, лисьи) во всех формах, кроме И. и В. падежей ед.ч. м., перед окончанием пишется Ь:
лисий, лисьего, лисьему, лисьем, лисьих.

2) В прилагательных, образованных от названий месяцев, Ь сохраняется:
апрель — апрельский
июль — июльский
сентябрь — сентябрьский

Исключение: январь — январский

4.3. Правописание безударных личных окончаний глагола

Выбор безударной гласной в личном окончании глагола зависит от типа его спряжения.

Чтобы выяснить написание окончания глагола, выполните следующие действия:
1) поставьте глагол в неопределенную форму (что делать / что сделать?);
2) определите по таблице тип его спряжения;
3) подставьте проверочное слово (ударное окончание проверочного слова подскажет нужную гласную).

Глаголы на -ить относятся ко II спряжению.
Клеить; верить; поставить.

Исключения:
брить
стелить
(они относятся к I спряжению)

Глаголы на -АТЬ, -ЕТЬ, -ТИ, -УТЬ и др. (не на -ить) относятся к I спряжению.
Таять; надеяться; лаять.
Исключения:
гнать, дышать, держать, зависеть,
видеть, слышать и обидеть,
а еще вертеть, терпеть,
ненавидеть и смотреть.
(они относятся ко II спряжению)

Проверочный глагол:
говорить.

Проверочный глагол:
брать.

Мы кле…м (клеИТЬ, II спряжение, мы говорИМ) — клеИМ
Ты слыш…шь ( слышАТЬ, II спряжение, ты говорИШЬ) — слышИШЬ
Они бор…тся (борОТЬся, I спряжение, они берУТ) — борЮТся

Обратите внимание!
Иногда тип спряжения определить трудно, потому что неясно звучит безударный суффикс неопределенной формы (клеить, ссориться, сеять, таять, веять, реять, надеяться, затеять и др.).
Такие суффиксы следует запоминать.

При постановке глагола в неопределенную форму следует следить, чтобы глагол сохранял тот же глагольный вид.
Заставишь (сов. в.) — заставить (сов. в.), а не заставлять (несов. в.).

Глаголы типа услышать, постелить и т. п. (образованные с помощью приставок от глаголов — исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Они прогонЯТ (прогнать, как и гнать, — глагол II спряжения).
Они застелЮТ (застелить, как и стелить, — глагол I спряжения).

Глаголы типа бриться, держаться и т. п. (образованные с помощью суффикса -СЯ от глаголов — исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Они гонЯТся (гнаться, как и гнать, — глагол II спряжения).
Они бреЮТся (бриться, как и брить, — глагол I спряжения).

В летящем самолете (в каком?).
Изменяющимся мнением (каким?).
Могучий голос (искл.).

ya-znau.ru

Продолжим тему склонения имен существительных. В предыдущих статьях мы разобрали склонение имен существительных по падежам и три склонения имен существительных. В этой статье разберем правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения.

Итак, какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания –е , –и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж (как определить см. здесь). Затем определить склонение (как определить см. здесь). Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж .

Озер о (оно, мое) – существительное среднего рода, имеет окончание –о , значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание –е . Итак, записываем:

Еще один способ проверить окончание существительного – вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в рек е , в озер е .

Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.

Склонение существительного определяется по именительному падежу и об этом мы говорили в предыдущей статье.

Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с.

Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овц ы – 1-е склонение .

Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .

Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озер у – 2-е склонение .

В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание –и , в дательном – окончание –е .

Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание –и .

Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цапл ю – 1-е склонение .

Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.

Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .

Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочк ой – 1-е склонение .

Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .

Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осен и – 3-е склонение .

В следующей статье мы поговорим о склонении существительных во множественном числе.

  1. Русский язык – 4 классЗавершаем цикл изучения русского языка в начальной школе статьей о.
  2. Склонение имен существительныхИзменение слова по числам и падежам называется склонением. В этой.
  3. Части речи – предлоги и союзыПродолжим разбор основных правил русского языка и в этой статье.
  4. Части речи – глаголПродолжим изучение частей речи. В этой статье речь пойдет о.
  5. Части речи – имя прилагательноеПродолжим разбирать части речи и сегодня поговорим об имени прилагательном.

Понравилась статья — поделитесь с друзьями:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru

Тесты по русскому языку (4 класс) с ответами можно найти на нашем сайте. С их помощью легко проверить уровень усвоенных знаний и умений по пройденному материалу, подготовиться к любым проверочным работам.

Формат тестов соответствует работе ЕГЭ и состоит из двух частей А и Б. В первой части записаны задания на повторение теоретического материала. Каждый вопрос имеет несколько вариантов ответов, из которых только один правильный. Во второй части записаны упражнения, в которых требуются практические навыки. Например:

– распределить слова по группам в соответствии с определённым правилом;

Такой формат приучит работать с тестами, ребята не будут ощущать дискомфорт на выпускном экзамене.

Все тестовые задания можно скачать абсолютно бесплатно и использовать учителю в работе. С помощью наших тематических тестов преподаватель может повторять с учениками пройденную тему. Можно дать такое задание, как самостоятельную работу для поурочного оценивания. Это даст возможность проверить большее число учеников за один урок.

Тесты можно решать дома. В спокойной обстановке легче готовиться к контрольным работам. Ответы, которые есть в конце каждого теста, помогут самостоятельно проверить работу и выявить пробелы в знаниях.

Все упражнения записаны в двух вариантах. Это поможет лучше закрепить материал при самостоятельной подготовке. Если в первом случае допущена ошибка, то следует ещё раз повторить правило, и во втором варианте постараться эту ошибку не допускать.

Итоговые тесты можно использовать для проведения или подготовки контрольной работы за четверть или год. К концу учебного года выпускники младшей школы должны уметь:

– различать глухой\звонкий, твёрдый\мягкий согласные звуки;

– находить проверочное слово на безударную гласную в корне;

– писать правильно глаголы второго лица в единственном числе;

– разбирать предложение на главные и второстепенные члены;

– правильно употреблять мягкий знак после шипящих в написании имён существительных;

– правильно писать слова с непроизносимой согласной в корне слова.

Решать тесты онлайн по русскому языку (4 класс) – это лучшая тренировка перед проверочной работой. В такой способ можно быстро оценить уровень знаний, и постараться его повысить с помощью правильных ответов. Они помогут детально разобраться с каждым заданием и лучше запомнить правило.

obrazovaka.ru

Еще по теме:

  • Трудовой договор пенсия НОРМАТИВНАЯ БАЗА 1. Конституция Российской Федерации. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. 3. Трудовой кодекс Российской Федерации. 1.1. РАБОТНИК принимается на работ у в ______________________________________, подразделение на должность __________________________________________________________________ с […]
  • Кто имеет право на радиационную безопасность С февраля 2008 года вступила в силу Инструкция ЦБР от 04.12.2007 № 131-И «О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением». Инструкция № 131-И ЦБ РФ разработана на основании Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», Федерального закона […]
  • Правила округление десятичных дробей Округление десятичных дробей осуществляется так же, как и округление натуральных чисел. Правило. Чтобы округлить десятичную дробь до определенного разряда целой или дробной части, все меньшие разряды заменяются нулями или отбрасываются, а предшествующий отбрасываемой при округлении цифре разряд не изменяет своей […]
  • Морские споры примеры 36. Закончите схему «Значение растений» В природе Воздух – обогащают кислородом, поглощают углекислый газ. для животных – пищей источник – питаются хищники. В жизни человека Источник – пища, сырьё. сырьё для отраслей промышленности – злаковые, плодово-ягодные, лекарственные, Кормовые и технические Познавательное – […]
  • Москва ул Московская суд ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА РОССИИ (ФТС РОССИИ) Официальное наименование:Федеральная таможенная служба Адрес:121087, Москва, Новозаводская ул., д. 11/5, Телетайп 611385 VETO RU Банковские реквизиты: Плательщик – УФК по г. Москве (Федеральная таможенная служба)ИНН 7730176610, КПП 773001001, л/сч 03731001530 Банк […]
  • Лекция права несовершеннолетних Лекция 17. Уголовная ответственность несовершеннолетних 1. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних2. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания 1. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних В новом уголовном законодательстве […]
  • Правило фонетика звуки и буквы 1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные. 2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, […]
  • Пособия на ребенка 2014 в украине В Законе «О Государственном бюджете Украины на 2018 год», к сожалению, нет ни слова о выплатах при рождении ребенка, которые к прожиточному минимуму не привязаны.. Повышать их не планируется и в Закон «О государственной помощи семьям с детьми», определяющий размеры выплат, изменения в части выплат пособия при […]