Федеральный закон о естественной монополии

Надежда Романенкова,
эксперт электронной площадки «Аукционный Конкурсный Дом»

Из этого материала вы узнаете, возможно ли возложить ответственность на контрактного управляющего, к ответственности каких видов можно привлечь контрактного управляющего, как следует рассчитывать сумму закупок у единственного поставщика образовательным организациям, обязан ли заказчик включить требование об обеспечении исполнения контракта в договор с единственным поставщиком-субъектом естественной монополии и о многом другом.

На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) на практике отвечает эксперт электронной площадки «Аукционный Конкурсный Дом» Надежда Романенкова.

Возможно ли возложить ответственность на специалиста (начальника отдела), назначенного контрактным управляющим?

Да, возможно. Контрактный управляющий несет ответственность в пределах осуществляемых им полномочий (ч. 5 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Как правило, в его должностной инструкции прописаны должностные обязанности и ответственность за их неисполнение. В частности, за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, и причинение материального ущерба работодателю лицо несет ответственность по трудовому законодательству (ст. 232 ТК РФ); за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством. Так, КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение требований законодательства о контрактной системе при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя); за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; за нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и другие. При этом контрактные управляющие, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 7.29-7.32 КоАП РФ, ч. 7, ч. 7.1 ст. 19.5 КоАП РФ, ст. 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Приказ о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (контрактного управляющего)

Помимо этого, ст. 12 Закона № 44-ФЗ установлено, что должностные лица заказчиков (в том числе контрактные управляющие) несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. За нарушение этих требований контрактные управляющие несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 107 Закона № 44-ФЗ).

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Однако указанное ограничение не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Есть ли документ, в котором прописаны данные нужды, или каждое поселение утверждает их самостоятельно на Совете депутатов?

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

Понятие «нужды сельских поселений» в законодательстве о контрактной системе не раскрывается. Поэтому при осуществлении закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ необходимо, в первую очередь, изучить круг вопросов местного значения, закрепленный в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также муниципальные правовые акты, исходя из которых и следует определять нужды сельских поселений с учетом принципа разумности.

Помните, что с 1 января 2015 года вступает в силу ст. 18 Закона № 44-ФЗ «Обоснование закупок». Любая закупка должна быть обоснована. Обоснованность заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным ст. 13 вышеуказанного закона, в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента РФ, решениям, поручениям Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов федерации, законам субъектов федерации, муниципальным правовым актам, а также законодательству России и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

Следует отметить, что в ст. 13 Закона № 44-ФЗ предусмотрены основания формирования плана закупок, среди которых – муниципальные программы и иные документы планирования.

Как правильно рассчитать сумму закупок у единственного поставщика для образовательной организации?

Сумма закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по общему правилу установлена п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и не должна превышать 100 тыс. руб. При этом для образовательных организаций действует специальная норма (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), которая имеет приоритет перед общей.

Так, образовательные организации вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 50% совокупного годового объема заказчика и не должен составлять более чем 20 млн руб. в год. Например, если общий объем закупок составляет 10 млн руб., заказчик вправе размещать заказы у единственного поставщика на сумму до 5 млн руб. включительно.

Обязан ли заказчик включить требование об обеспечении исполнения контракта в договор с единственным поставщиком-субъектом естественной монополии?

Требование об обеспечении исполнения контракта должно быть установлено заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом. Частью 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ определены случаи, когда заказчик вправе (а не обязан) установить указанное требование. К таким случаям относится и осуществление закупки товара, работы или услуги в сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, заказчик не обязан включать требование об обеспечении исполнения контракта в договор с единственным поставщиком-субъектом естественной монополии. Единственное исключение составляют случаи, когда обязательность такого требования установлена в законе.

Мы – муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. В 2014 году нам выделено порядка 2,5 млн руб. на текущий ремонт в связи с открытием дополнительных образовательных групп. Эти средства не включены в муниципальное задание. Каким законом нам руководствоваться при осуществлении закупок на оказание услуг по текущему ремонту?

Автономные учреждения осуществляют закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 1 ч. 2 ст. 1 вышеназванного закона).

Из этого правила есть два исключения: предоставление автономному учреждению бюджетных инвестиций на капремонт (ч. 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ), а также передача автономному учреждению полномочий государственных, муниципальных органов, органов управления внебюджетными фондами или Госкорпорации «Росатом» (ч. 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Как видим, осуществление текущего ремонта под эти исключения не подпадает, поэтому при осуществлении закупок Вам следует руководствоваться Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Возможно ли заключение в рамках Закона № 44-ФЗ договора (а не государственного контракта) на сумму до 100 тыс. руб.?

По итогам осуществления закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключаются государственные и муниципальные контракты (п. 8 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Исключение составляет заключение гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) от имени Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, если Вы не относитесь к перечисленным в п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ субъектам, по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму до 100 тыс. руб. Вам придется заключать именно государственный контракт.

Какому подразделению образовательного учреждения передаются функции по размещению заказов: управлению образования, централизованной бухгалтерии или какому-либо другому?

Решение данного вопроса находится в компетенции руководителя, который выбирает, назначать ли ему контрактного управляющего либо создавать контрактную службу. При этом заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., в соответствии со ст. 38 Закона № 44-ФЗ и приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» должны создать контрактные службы.

При создании контрактной службы организация специального структурного подразделения (департамента, управления, отдела, бюро и т.д.) не является обязательной – достаточно определить лиц, ответственных за осуществление закупок. В этом случае специалисты по закупкам могут одновременно выполнять и другие функции, а также числиться в разных подразделениях.

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ
Определяем размер пени и штрафов за нарушение госконтракта на конкретных примерах.

Закон № 44-ФЗ: с чего начать работу
О том, как работать с новым законом, рассказывают наши эксперты: генеральный директор ООО «Тендеры.ру» Кирилл Кузнецов и генеральный директор Центра поддержки госзакупок Олег Петряшев.

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок.

Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры»

www.garant.ru

Банкротство предприятия Процедуры банкротства: Наблюдение Финансовое оздоровление Внешнее управление Конкурсное .

Банкротство физических лиц — процедура, позволяющая законно освободиться от долгов более 500 000 рублей в суде.

Законодательство о банкротстве Законы о банкротстве (несостоятельности): Федеральный закон «О несостоятельности .

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ, банкротство (несостоятельность) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Банкротство — это единственная законная процедура по ликвидации юридических лиц и ИП с долгами, а также по списанию безнадежной задолженности физического лица.

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом. Должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ, банкротом не могут быть признаны: казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации.

Признаки банкротства юридических лиц: Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к юридическому лицу превышают 300 000 рублей.

Для отдельных категорий должников — юридических лиц законом установлены иные признаки, например, при признании банкротом отсутствующего должника или при банкротстве стратегической организации или естественной монополии.

Основания для возбуждения дела о банкротстве: Основанием для возбуждения дела о банкротстве является заявление о признании должника банкротом, поданное в арбитражный суд с соблюдением всех норм, предусмотренных Законом о банкротстве и Арбитражным процессуальным кодексом РФ, при наличии соответствующих оснований. Такое заявление может быть подано:

  1. Конкурсным кредитором — при условии наличия вступившего в силу решения суда. При этом для подачи заявления о банкротстве должника кредитной организацией (банком) не требуется судебный акт;
  2. Уполномоченным органом — ФНС РФ;
  3. Должником — с заявлением в суд обращается руководитель должника. Участники должника, в т.ч. и бывшие, с таким заявлением в арбитражный суд обращаться не могут. Руководитель должника обязан обратиться с заявлением, если: удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами; обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника; должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества. Ликвидатор обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.

Для принятия арбитражным судом заявления ФНС РФ о банкротстве отсутствующего должника необходимо наличие одного из следующих оснований:
— если гражданин-должник или руководитель должника — юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным;
— если в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника;
— при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
При этом суды, как правило, отказывают в возбуждении дела о банкротстве, в случае если налоговый орган не может подтвердить наличие у отсутствующего должника имущества для покрытия судебных расходов.

После принятия заявления о банкротстве арбитражным судом назначается судебное заседание по рассмотрению его обоснованности. В случае признания заявления обоснованным вводится процедура наблюдения. В случае банкротства ликвидируемого должника сразу вводится процедура конкурсного производства. Также в ходе дела о банкротстве могут применяться следующие процедуры банкротства: внешнее управление и мировое соглашение . Наиболее часто банкротство проходит по схеме: наблюдение — конкурсное производство. Внешнее управление, как правило, вводится для восстановления платежеспособности в отношении предприятий, обладающих имущественным комплексом. Процедура финансового оздоровления практически не используется.

Для проведения процедуры банкротства судом утверждается арбитражный управляющий: временный управляющий в наблюдении, конкурсный управляющий — в конкурсном производстве, внешний управляющий — в случае введения внешнего управления. В общих случаях кандидатура временного управляющего указывается заявителем при подаче заявления о банкротстве; кандидатуры конкурсного и внешнего управляющих выбирает собрание кредиторов большинством голосов.

Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Вводится на срок до 7 месяцев. Временный управляющий при проведении процедуры наблюдения:

  • Публикует сведения о введении процедуры в газете «Коммерсант» и в ЕФРСБ;
  • Уведомляет кредиторов;
  • Запрашивает документы о деятельности должника;
  • Участвует в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований кредиторов;
  • Контролирует деятельность должника;
  • Проводит финансовый анализ и составляет отчеты;
  • Делает вывод о возможности восстановления платежеспособности должника;
  • Проводит первое собрание кредиторов;
  • Отчитывается перед судом.

Конкурсные кредиторы для участия в первом собрании кредиторов должны предъявить свои требования в арбитражный суд в течение 30 дней после публикации сообщения в «Коммерсанте». В случае пропуска срока их требования будут рассмотрены в следующей процедуре. Должник в ходе процедуры имеет право осуществлять деятельность с учетом наложенных законом о банкротстве ограничений.

В конце процедуры наблюдения проводится первое собрание кредиторов, которое большинством голосов принимает решения о дальнейшей процедуре и кандидатуре арбитражного управляющего. На основании решения собрания кредиторов суд вводит следующую процедуру.

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Конкурсный управляющий при проведении конкурсного производства:

  • Публикует сведения о введении процедуры в газете «Коммерсант»;
  • Уведомляет кредиторов;
  • Запрашивает документы о деятельности должника;
  • Участвует в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований кредиторов;
  • Исполняет обязанности руководителя должника;
  • Проводит собрания кредиторов;
  • Отчитывается перед судом;
  • Проводит инвентаризацию имущества;
  • Формирует конкурсную массу;
  • Взыскивает дебиторскую задолженность;
  • Оспаривает сделки должника;
  • Организует реализацию имущества;
  • Привлекает руководителей организации к субсидиарной ответственности и возмещению убытков;
  • Удовлетворяет денежные требования кредиторов.

По завершению конкурсного производства должник исключается из ЕГРЮЛ, а его обязательства считаются исполненными.

Включает в себя 3 категории должников — банкротство физических лиц, банкротство индивидуальных предпринимателей, банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства. На 2 категорию распространяются требования закона о банкротстве, аналогичные банкротству физических лиц, с учетом определенных особенностей. Особняком стоит 3 категория должников — банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства.

Признаки банкротства : Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает 500 000 рублей.

dolgnikov.net

Федеральным законом от 5 октября 2015 года N 275-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.10.2015, N 0001201510060003) (о порядке вступления в силу см. статью 6 Федерального закона от 5 октября 2015 года N 275-ФЗ);
Федеральным законом от 26 июля 2017 года N 205-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.07.2017, N 0001201707260042);
Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 279-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.07.2017, N 0001201707310015).
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Настоящий Федеральный закон с 26 октября 2006 года (со дня вступления в силу Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ) и до приведения в соответствие с указанным Федеральным законом применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ, — пункт 2 статьи 53 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Предусмотренное настоящим Федеральным законом регулирование деятельности субъектов естественных монополий не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий:

естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (абзац в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ ;

потребитель — физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии;

руководитель субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта) — лицо, уполномоченное выступать без доверенности от имени субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта).

Понятия «товар», «товарный рынок», «хозяйствующие субъекты», «группа лиц» применяются соответственно в значениях, указанных в статьях 4 и 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26 июля 2017 года N 205-ФЗ.

Понятие «инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования» применяется в значении, указанном в статье 2 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (часть дополнительно включена с 18 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 16-ФЗ) .

1. Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах (абзац в редакции, введенной в действие с 18 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 16-ФЗ :

2. В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (пункт дополнительно включен с 18 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 16-ФЗ) .

3. Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, из состояния естественной монополии, определяемого в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, в состояние конкурентного рынка (пункт дополнительно включен с 18 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 16-ФЗ) .

1. Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее — органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

2. Органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ .

(наименование в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ

Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее — методы регулирования):

ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей) (часть дополнительно включена с 10 сентября 2001 года Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 126-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 мая 2006 года Федеральным законом от 4 мая 2006 года N 62-ФЗ .

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 26 июня 2012 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ.

1. В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка (пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ .

2. Органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за (абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ :

3. Для совершения действий, указанных в абзацах втором — четвертом пункта 2 настоящей статьи, субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения (абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ .

Требования к содержанию такой информации и форме ее представления, а также порядок рассмотрения ходатайства определяются правилами, утверждаемыми соответствующим органом регулирования естественной монополии.

Орган регулирования естественной монополии вправе отказать в удовлетворении ходатайства, если заявленные в нем действия могут привести к отрицательным последствиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также в случаях, если заявителем не представлены все необходимые документы либо при их рассмотрении обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая существенное значение для принятия решения, является недостоверной.

Орган регулирования естественной монополии не позднее 30 дней со дня получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении — согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован.

В случае, если для принятия решения необходима дополнительная информация, орган регулирования естественной монополии вправе запросить ее у заявителя и увеличить срок рассмотрения ходатайства на 30 дней при условии, что такой запрос вместе с уведомлением о продлении срока рассмотрения ходатайства направлен заявителю не позднее 15 дней со дня его получения.

Если в 15-дневный срок со дня истечения срока рассмотрения ходатайства ответ органа регулирования естественной монополии не будет получен либо в удовлетворении ходатайства будет отказано по мотивам, которые заявитель сочтет незаконными, заявитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

5. Государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) (далее — органы государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ) .

6. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий, организацией и проведением проверок субъектов естественных монополий, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных законодательством Российской Федерации в отношении антимонопольного контроля, а также особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 7-9 настоящей статьи (пункт дополнительно включен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ) .

7. Предметом проверки является соблюдение субъектом естественной монополии в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, в том числе требований к установлению и (или) применению цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий (пункт дополнительно включен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ) .

8. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

9. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1. Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.

2. Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии:

3. Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства (пункт дополнительно включен с 9 апреля 2003 года Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 39-ФЗ) .

4. Субъекты естественной монополии обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности. Ведение раздельного учета доходов и расходов субъекта естественной монополии по видам деятельности осуществляется в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации и (или) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ) .

5. В целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — регулируемая деятельность субъектов естественных монополий).

сведения об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчеты об их реализации;

1. Стандарты раскрытия информации должны обеспечивать:

2. Стандарты раскрытия информации утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом положений федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, регулирующих правоотношения в соответствующей сфере деятельности, по каждой сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Стандарты раскрытия информации должны содержать состав информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и порядок предоставления такой информации.

В соответствии со стандартами раскрытия информации уполномоченные в установленном порядке Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, учитывая отраслевые, технологические, структурные, географические и другие особенности деятельности субъектов естественных монополий, вправе утверждать:

формы, сроки и периодичность предоставления субъектами естественных монополий информации, подлежащей свободному доступу;

правила заполнения утвержденных в установленном порядке форм конкретными субъектами естественных монополий и (или) их группами (категориями).

3. Государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий в части соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий осуществляется органами государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

1. Органы регулирования естественных монополий образуются в сферах деятельности, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона.

2. Общее руководство федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественной монополии осуществляется его руководителем (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ .

5. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественной монополии ликвидируется в случае появления возможности для развития конкуренции на соответствующем товарном рынке и (или) в случае изменения характера спроса на товар субъектов естественных монополий.

Органы регулирования естественных монополий выполняют следующие основные функции:

формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль;

определяют методы регулирования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применительно к конкретному субъекту естественной монополии;

контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований настоящего Федерального закона;

вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях;

принимают решения по всем вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также применения предусмотренных настоящим Федеральным законом методов регулирования (абзац дополнительно включен с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ) .

1. Органы регулирования естественных монополий вправе:

2. Субъекты естественных монополий, их потребители, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность, или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в пункте 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в орган регулирования естественных монополий для урегулирования в досудебном порядке споров, связанных с установлением и применением регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом цен (тарифов) (абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ .

1. Орган регулирования естественной монополии принимает решение о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности с учетом их стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:

2. При принятии решения о применении методов регулирования деятельности конкретного субъекта естественной монополии орган регулирования естественной монополии обязан рассматривать информацию, предоставленную заинтересованными лицами, о деятельности данного субъекта естественной монополии.

1. В целях исполнения функций, возложенных на органы регулирования естественных монополий, их работники имеют право беспрепятственного доступа к информации о деятельности субъектов естественных монополий, иных хозяйствующих субъектов, имеющейся у органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также у субъектов естественных монополий и иных хозяйствующих субъектов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2012 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 291-ФЗ.

2. Субъекты естественных монополий, иные хозяйствующие субъекты, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны по требованию органов регулирования естественных монополий предоставлять достоверные документы, объяснения в письменной и устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления органами регулирования естественных монополий функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2012 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 291-ФЗ.

3. Сведения, которые составляют коммерческую тайну и получены органом регулирования естественной монополии на основании настоящей статьи, разглашению не подлежат.

1. Органы регулирования естественных монополий обязаны через средства массовой информации сообщать о принятых ими решениях о введении, об изменении или о прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него, о применяемых методах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и о конкретных показателях и требованиях, предъявляемых к ним органами регулирования естественных монополий.

2. Органы регулирования естественных монополий обязаны сообщать через средства массовой информации обо всех случаях применения ответственности за нарушения настоящего Федерального закона.

3. Сообщения о ликвидации органов регулирования естественных монополий и об основаниях для принятия такого решения публикуются в средствах массовой информации.

1. При нарушениях настоящего Федерального закона субъекты естественных монополий (их руководители), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (их должностные лица) в соответствии с решениями (предписаниями) органов регулирования естественных монополий обязаны:

2. Субъект естественной монополии обязан перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную им в результате нарушения настоящего Федерального закона, в срок, установленный решением органа регулирования естественной монополии.

3. Штрафы, подлежащие уплате по решению органа регулирования естественной монополии, перечисляются в федеральный бюджет в срок, установленный этим решением.

Если действиями (бездействием) субъекта естественной монополии, нарушающими настоящий Федеральный закон, причинены убытки, в том числе от завышения цены (тарифа), другому хозяйствующему субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественной монополии в соответствии с гражданским законодательством.

В случае, если органом регулирования естественной монополии принято решение с нарушением настоящего Федерального закона, в том числе об определении (установлении) цен (тарифов) без достаточного экономического обоснования, и в результате этого субъекту естественной монополии или иному хозяйствующему субъекту причинены убытки, они вправе требовать возмещения этих убытков в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

1. Решения по определению (установлению) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий принимаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ

2. Решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования либо об отказе по внесенному предложению принимаются не позднее шести месяцев со дня поступления предложения. При этом отказ или частичный отказ от принятия внесенного предложения должен быть мотивирован (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ .

1. Органы регулирования естественных монополий в пределах своей компетенции вправе рассматривать дела о нарушениях настоящего Федерального закона и принимать по ним решения.

2. Основаниями для рассмотрения дел служат заявления хозяйствующих субъектов, потребителей, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, представления органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и прокуратуры.

3. Органы регулирования естественных монополий вправе рассматривать дела по собственной инициативе на основании сообщений средств массовой информации и иных имеющихся в их распоряжении материалов, свидетельствующих о нарушениях настоящего Федерального закона.

1. Порядок рассмотрения органами регулирования естественных монополий дел о нарушениях настоящего Федерального закона определяется Правительством Российской Федерации.

2. Решения, принятые органами регулирования естественных монополий по результатам рассмотрения дела, направляются заинтересованным лицам в письменной форме не позднее 10 дней со дня их принятия. Предписания, выданные на основании принятых решений, направляются заинтересованным лицам в тот же срок.

3. Решения по делам, связанным с нарушениями настоящего Федерального закона, которые затрагивают общественные интересы, подлежат опубликованию в средствах массовой информации не позднее месяца со дня их принятия.

1. Решения (предписания) органов регулирования естественных монополий исполняются субъектами естественных монополий (их руководителями), органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (их должностными лицами) в срок, предусмотренный решениями (предписаниями), но не позднее 30 дней со дня их получения.

2. В случае неисполнения органами исполнительной власти или органами местного самоуправления решений (предписаний) об отмене или об изменении актов, принятых с нарушением настоящего Федерального закона, либо о восстановлении первоначального положения органы регулирования естественных монополий вправе обратиться в суд с иском о признании данных актов недействительными (полностью или частично) и (или) о понуждении восстановить положение, существовавшее до нарушения.

3. В случае неисполнения субъектом естественной монополии предписания о заключении договора или о внесении изменений в заключенный договор орган регулирования естественной монополии вправе предъявить в суд иск о понуждении субъекта естественной монополии заключить договор или о внесении изменений в заключенный договор.

4. При неисполнении субъектами естественных монополий предписаний о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения настоящего Федерального закона, органы регулирования естественных монополий вправе предъявить в суд иск о взыскании необоснованно полученной прибыли.

1. Субъекты естественных монополий (их руководители), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (их должностные лица), потребители, общественные организации потребителей, их ассоциации и союзы, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично решений (предписаний) органов регулирования естественных монополий в случае несоответствия их настоящему Федеральному закону.

2. Подача заявления в суд приостанавливает исполнение решения (предписания) органа регулирования естественных монополий, вынесенного по результатам рассмотрения дела о нарушении настоящего Федерального закона, на время его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ .

Федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий формируются в пределах расходов, предусмотренных бюджетом на содержание государственного аппарата.

1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его официального опубликования.

docs.cntd.ru

Еще по теме:

  • Штрафы в коап за нарушение 44-фз Надежда Романенкова, эксперт электронной площадки "Аукционный Конкурсный Дом" Из этого материала вы узнаете, возможно ли возложить ответственность на контрактного управляющего, к ответственности каких видов можно привлечь контрактного управляющего, как следует рассчитывать сумму закупок у единственного поставщика […]
  • Штрафы предусмотренные 44-фз Надежда Романенкова, эксперт электронной площадки "Аукционный Конкурсный Дом" Из этого материала вы узнаете, возможно ли возложить ответственность на контрактного управляющего, к ответственности каких видов можно привлечь контрактного управляющего, как следует рассчитывать сумму закупок у единственного поставщика […]
  • Штрафы фас по 44 фз Вопрос: Заказчик покупает бумагу А4. Это у них совместный аукцион и в техническом задании для каждого отдельного заказчика (для партии поставки) указаны разные характеристики. Например, 500 пачек сорта С, 200 пачек класса А. Причем там, где написан класс «А» указаны остальные характеристики – плотность и др. – […]
  • Приказ о проведении котировок 44 фз Дмитрий Соколов, генеральный директор ООО "Альянс Консалтинг Групп", руководитель проекта fks-help.ru На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" […]
  • Проверка качества товара и экспертиза Вопрос: Документы, которые мы прикладываем для регистрации на электронной площадке (устав и пр.) должны быть заверены нотариально? Ответ: Нотариального заверения не требуется. Это может быть скан оригинала. Заверяются документы электронной подписью уполномоченного лица. Вопрос: Мы хотим поставить заказчику товар […]
  • Где информацию о штрафах Сергей Габестро, генеральный директор ООО "Фабрикант.ру", омбудсмен по закупкам Из этого материала вы узнаете о порядке заключения контракта в случае реорганизации юридического лица, как проводить закупку у единственного поставщика, может ли контрактный управляющий быть членом единой комиссии и о многом другом. На […]
  • Пеня и штрафы по 223 фз Нарушение обязательств по договору всегда приводит к ущемлению интересов добросовестного контрагента – но если это касается государственных закупок, то пострадавшей стороной в итоге оказываются обычные граждане. Поэтому способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных контрактов оговариваются […]
  • Правила проведения государственных закупок Дмитрий Соколов, генеральный директор ООО "Альянс Консалтинг Групп", руководитель проекта fks-help.ru На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" […]