Закон об адресе юридического лица

В уставе ООО был указан адрес местонахождения с указанием города, улицы и номера дома. Такие сведения содержались в ЕГРЮЛ. По требованию налоговой ООО внесло в реестр еще и сведения о конкретном номере офиса, который занимает ООО в данном здании. Требуется ли в данном случае вносить изменения в учредительные документы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае вносить изменения в устав не требуется.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
Пункт 2 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» также предусматривает, что место нахождения общества с ограниченной ответственностью (далее также — общество, ООО) определяется местом его государственной регистрации.
Согласно п. 3 ст. 54 ГК РФ в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Абзацем вторым того же пункта предусмотрено, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения, в том числе об адресе юридического лица в пределах его места нахождения, являются открытыми и общедоступными. Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (п. 2 ст. 51 ГК РФ, пп. «в» п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ)).
Таким образом, законодательство разграничивает понятия места нахождения и адреса юридического лица, включая общество с ограниченной ответственностью. Для того чтобы обозначить в уставе общества его место нахождения, достаточно указать наименование населенного пункта (муниципального образования), на территории которого находится адрес этого общества. При этом закон не запрещает детализировать сведения устава о месте нахождения общества путем указания конкретного адреса, например улица и дома или улицы, дома и номера офиса. Однако свойством публичной достоверности обладают именно сведения ЕГРЮЛ, включающие информацию о конкретном адресе юридического лица, по которому с ним может осуществляться связь. Закон связывает определенные правовые последствия в отношениях юридического лица с иными лицами с наличием сведений об адресе этого юридического лица в ЕГРЮЛ, но не в уставе.
В случае изменения содержащихся в ЕГРЮЛ сведений юридическое лицо обязано внести в этот реестр измененные сведения в течение трех рабочих дней (п. 5 ст. 5 Закон N 129-ФЗ). Однако закон не обязывает юридическое лицо приводить содержание устава в точное соответствие со сведениями об адресе этого юридического лица, которые содержатся в ЕГРЮЛ.
Сказанное подтверждается правовой позицией, изложенной в п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61, в соответствии с которой изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица.
То есть, если у юридического лица меняется адрес в пределах его места нахождения, и сведения об этом адресе в уставе отсутствуют, в связи с внесением в ЕГРЮЛ информации об адресе юридического лица изменения в его устав вносить не требуется (смотрите в связи с этим также постановление АС Уральского округа от 27.09.2016 N Ф09-8748/16).
В рассматриваемом случае в уставе общества не указан его адрес с детализацией до номера офиса. Но отсутствие таких сведений в уставе, по нашему мнению, не влечет необходимость его изменения в связи с внесением в ЕГРЮЛ сведений об адресе общества, включающем номер офиса в здании, так как положение устава о месте нахождения общества не противоречит информации ЕГРЮЛ об адресе этого ООО, а лишь менее детально обозначает этот адрес по сравнению со сведениями ЕГРЮЛ при том, что конкретизировать в уставе сведения об адресе юридического лица закон не обязывает.
Отметим, что в правоприменительной практике высказывается мнение, согласно которому в случаях, когда в учредительных документах юридического лица указано не только место его нахождения (наименование населенного пункта), но детальный адрес (название улицы, номер дома и т.д.), то при изменении такого конкретного адреса, помимо изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, требуется внести изменения и в учредительные документы (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2015 N 13АП-19344/15, информация УФНС России по Владимирской области от 11.02.2014 «О внесении изменений в учредительные документы организации при смене адреса»).
Однако в рассматриваемом случае этот подход не применим, так как упомянутый в вопросе адрес общества, сведения о котором включены в ЕГРЮЛ, детализирует информацию о его месте нахождения, указанную в уставе, но не противоречит ей (сведения об адресе с детализацией до номера дома в уставе и в ЕГРЮЛ идентичны).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

www.garant.ru

Статья 17. Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, а также для государственной регистрации изменений, связанных с принятием решения о том, что юридическое лицо будет действовать или не будет действовать на основании типового устава, и документы, представляемые для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц

1. Для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в изменениях, внесенных в учредительный документ юридического лица, или учредительном документе юридического лица в новой редакции и заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительный документ юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительный документ юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;

в) изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, или учредительный документ юридического лица в новой редакции;

д) документ, подтверждающий принятие Банком России решения о регистрации проспекта акций, если в учредительный документ юридического лица, являющегося непубличным акционерным обществом, внесены изменения о включении в его фирменное наименование указания на то, что оно является публичным. Требования к форме и содержанию указанного документа устанавливаются Банком России;

е) документ, подтверждающий принятие Банком России решения об освобождении юридического лица, являющегося публичным акционерным обществом, от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, если в учредительный документ юридического лица, являющегося акционерным обществом, внесены изменения об исключении из его фирменного наименования указания на то, что оно является публичным. Требования к форме и содержанию указанного документа устанавливаются Банком России;

ж) документ, подтверждающий факт принятия общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью решения об увеличении уставного капитала общества, или решение единственного участника общества с ограниченной ответственностью об увеличении уставного капитала общества, если в устав общества с ограниченной ответственностью, утвержденный его учредителями (учредителем) или участниками (участником), внесены изменения, связанные с увеличением уставного капитала общества, на основании указанных решения общего собрания участников общества или решения единственного участника общества.

2. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

В случае, если изменения в единый государственный реестр юридических лиц, касающиеся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, вносятся на основании вступившего в законную силу судебного акта или решения третейского суда, для внесения записи в реестр в регистрирующий орган представляется заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия вступившего в законную силу акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо подлинник и копия решения третейского суда вместе с подлинником исполнительного листа, выданного по такому решению в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда. Заверенная копия судебного акта, подлинник исполнительного листа по решению третейского суда представляются в регистрирующий орган и не подлежат возврату. Подлинный экземпляр решения третейского суда подлежит возврату заявителю, копия такого решения не подлежит возврату и остается в материалах регистрирующего органа.

2.1. Для государственной регистрации изменений, связанных с принятием участниками юридического лица решения о том, что юридическое лицо в дальнейшем не будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом «е» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в регистрирующий орган представляются документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

В случае, если участниками юридического лица принято решение о том, что юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом «е» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в регистрирующий орган представляются заявление, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, и решение участников юридического лица, указанное в настоящем абзаце.

2.2. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

3. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, договор о присоединении и передаточный акт.

4. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о том, что юридическое лицо, являющееся акционерным обществом, находится в процессе уменьшения уставного капитала, к заявлению о внесении таких изменений в единый государственный реестр юридических лиц прилагается решение об уменьшении уставного капитала такого юридического лица.

Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, предусмотренных настоящим пунктом, документы представляются в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после даты принятия решения об уменьшении уставного капитала юридического лица, являющегося акционерным обществом.

5. Утратил силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 228-ФЗ.

6. К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.

Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы.

К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.

Абзац утратил силу с 1 января 2016 года. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 209-ФЗ.

Положения настоящего пункта не распространяются на случаи изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

fzrf.su

Сегодня, говоря «юридический адрес», редко кто задумывается о сути и, прежде всего, о правовой стороне этого понятия. Тем не менее, задуматься бы стоило, ведь вокруг этого термина у предпринимателей то и дело возникают вопросы, нередко перерастающие в серьезное недопонимание при общении с государственными органами. Попробуем разобраться в этом вопросе и посмотрим, что о юридическом адресе говорит закон, а что стало исключительно порождением предпринимательской практики.

Сегодня практически каждый знает, что юридический адрес является неотъемлемым реквизитом любого юридического лица. Сведения о нем вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). В дальнейшем все изменения относительно юридического адреса должны быть оперативно зарегистрированы и также внесены в ЕГРЮЛ. Порядок внесения изменений таких, как адрес регистрации юридического лица, а также порядок первичной регистрации юридических лиц (при которой мы впервые сталкиваемся с понятием «юридический адрес»), регулируется Федеральным законом «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ. Что же с этим термином не так? Здесь мы сталкиваемся с первой и главной особенностью этого вопроса.

Дело в том, что действующее Законодательство РФ понятия «юридический адрес» вообще не содержит. Как бы Вы ни старались – ни в одном законе или законодательном акте такой формулировки Вы не найдете: ее там просто нет. То, что мы сегодня называем юридическим адресом, на языке Гражданского Кодекса РФ называется «местом нахождения юридического лица», и согласно п.2 ст. 8 Федерального закона РФ « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», каждое юридическое лицо, прошедшее государственную регистрацию, обязано иметь адрес своего местонахождения, и, если быть точным – адрес местонахождения своего исполнительного органа (руководителя).

Это, в свою очередь, означает, что понятие адреса местонахождения юридического лица носит правоустанавливающий характер, поскольку именно адрес регистрации определяет место исполнения обязательств предприятия, связанных с уплатой налогов и сборов и договорных обязательств.

Так, существование понятий «юридический» и «фактический адрес», активно употребляемых сегодня в предпринимательских кругах, просто неправомерно, поскольку, по закону, фирма может быть зарегистрирована только по действительному адресу своего местонахождения. Однако это никак не помешало ни тому, ни другому войти в обиход наших предпринимателей, и основательно укрепиться не только в разговорной речи, но и в официальных документах.

Систематизировав все имеющиеся у нас сведения о юридических адресах, попробуем дать определение понятию, которого, по закону, не существует.

Так, юридический адрес – это неофициальный юридический термин, обозначающий место регистрации предприятия или, согласно формулировке Гражданского кодекса РФ, «место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица».

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ). В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)

Откуда же взялась практика регистрации фирм не по фактическому адресу? Дело в том, что в определенный момент (к середине 90-х годов) количество юридических лиц в Москве стало резко возрастать, а существенного увеличения площади офисных помещений при этом не происходило. Выход из этой ситуации нашелся чрезвычайно быстро. Учитывая то, что на тот момент при регистрации юридического лица проверялись только документы на адрес, предприниматели стали указывать в своих учредительных документах, мягко говоря, «ненастоящие» адреса.

Здесь могли быть адреса, на которые уже зарегистрированы другие фирмы (а то и несколько), откуда, кстати говоря, и появились адреса массовой регистрации, а также просто «рисованные» адреса, по которому могло даже не быть ни фирмы, ни офиса, а просто какой-нибудь сомнительного вида объект, адрес которого нигде не фигурировал. Так, на практике юридический адрес – это комплект документов, необходимых для государственной регистрации любого юридического лица и подтверждающих, что юридическое лицо действительно можно найти по этому адресу.

Здесь, важно понимать, что зарегистрировано юридическое лицо может быть отнюдь не на любой адрес, и этот вопрос также регламентируется Законом.

Оптимальный вариант, когда юридический и фактический адрес регистрируемого предприятия совпадают, и принадлежат при этом к нежилому фонду. Однако, несмотря на единство норм закона в отношении юридических адресов, требование о том, чтобы местонахождением фирмы де-юре было местонахождение исполнительного органа, существует ряд вариантов, когда де-факто это совсем не так.

Так, например, помимо случаев, когда учредители юридического лица указывают достоверные сведения, прикладывая гарантийное письмо и договор аренды на адрес, по которому действительно располагается исполнительный орган юридического лица, существует еще ряд вариантов возникновения в графе «адрес местонахождения юридического лица» альтернативных сведений. Это может быть связано с тем, что предприниматель не может зарегистрировать свою фирму по ее фактическому адресу (например, собственник помещения не дает своего согласия), или же просто не хочет.

Именно на тот случай, когда регистрация предприятия по его фактическому адресу невозможна, и существует такая альтернатива как приобретение юридического адреса. В ряде случаев это может быть единственным вариантом для прохождения процедуры регистрации фирмы, но при этом важно руководствоваться основными правилами выбора юридических адресов.

www.uradresa.ru

Статья 17. Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, а также для государственной регистрации изменений, связанных с принятием решения о том, что юридическое лицо будет действовать или не будет действовать на основании типового устава, и документы, представляемые для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц

1. Для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в изменениях, внесенных в учредительный документ юридического лица, или учредительном документе юридического лица в новой редакции и заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительный документ юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительный документ юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы представлены в регистрирующий орган через многофункциональный центр, один экземпляр предусмотренных настоящим подпунктом изменений или учредительных документов с отметкой регистрирующего органа направляется этим органом одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, в многофункциональный центр, который выдает указанный экземпляр изменений или учредительных документов одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, предусмотренные настоящим подпунктом изменения или учредительные документы в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет изменения или учредительные документы, представленные заявителем в электронной форме и подписанные электронной подписью регистрирующего органа. Экземпляр данных изменений или учредительных документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте при указании заявителем на необходимость получения и способа получения этих документов при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;

д) документ, подтверждающий принятие Банком России решения о регистрации проспекта акций, если в учредительный документ юридического лица, являющегося непубличным акционерным обществом, внесены изменения о включении в его фирменное наименование указания на то, что оно является публичным. Требования к форме и содержанию указанного документа устанавливаются Банком России;

е) документ, подтверждающий принятие Банком России решения об освобождении юридического лица, являющегося публичным акционерным обществом, от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, если в учредительный документ юридического лица, являющегося акционерным обществом, внесены изменения об исключении из его фирменного наименования указания на то, что оно является публичным. Требования к форме и содержанию указанного документа устанавливаются Банком России;

ж) документ, подтверждающий факт принятия общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью решения об увеличении уставного капитала общества, или решение единственного участника общества с ограниченной ответственностью об увеличении уставного капитала общества, если в устав общества с ограниченной ответственностью, утвержденный его учредителями (учредителем) или участниками (участником), внесены изменения, связанные с увеличением уставного капитала общества, на основании указанных решения общего собрания участников общества или решения единственного участника общества.

2. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

В случае, если изменения в единый государственный реестр юридических лиц, касающиеся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, вносятся на основании вступившего в законную силу судебного акта или решения третейского суда, для внесения записи в реестр в регистрирующий орган представляется заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия вступившего в законную силу акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо подлинник и копия решения третейского суда вместе с подлинником исполнительного листа, выданного по такому решению в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда. Заверенная копия судебного акта, подлинник исполнительного листа по решению третейского суда представляются в регистрирующий орган и не подлежат возврату. Подлинный экземпляр решения третейского суда подлежит возврату заявителю, копия такого решения не подлежит возврату и остается в материалах регистрирующего органа.

2.1. Для государственной регистрации изменений, связанных с принятием участниками юридического лица решения о том, что юридическое лицо в дальнейшем не будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом «е» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в регистрирующий орган представляются документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

В случае, если участниками юридического лица принято решение о том, что юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом «е» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в регистрирующий орган представляются заявление, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, и решение участников юридического лица, указанное в настоящем абзаце.

2.2. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

3. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, договор о присоединении и передаточный акт.

4. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о том, что юридическое лицо, являющееся акционерным обществом, находится в процессе уменьшения уставного капитала, к заявлению о внесении таких изменений в единый государственный реестр юридических лиц прилагается решение об уменьшении уставного капитала такого юридического лица.

Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, предусмотренных настоящим пунктом, документы представляются в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после даты принятия решения об уменьшении уставного капитала юридического лица, являющегося акционерным обществом.

5. Утратил силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 228-ФЗ.

6. К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.

Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы.

К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.

Абзац утратил силу с 1 января 2016 года. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 209-ФЗ.

Положения настоящего пункта не распространяются на случаи изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

www.zakonrf.info

Налоговая внесла в ЕГРЮЛ пометку о недостоверности адреса нашей организации. Организация находится в бизнес-центре. В уставе указан адрес, номер помещения, но не указан номер офиса. Видимо нужно дополнить в юр. адресе номер офиса.

Как это правильно оформить, какими документами? Нужно ли вносить изменения в устав?

Мы дважды подавали сведения подтверждающие адрес (договор аренды и св-во о собственности), но пометка о недостоверности остается. Конкретных замечаний налоговая не дает. В уставе нашей организации указан адрес: город, улица, помещение, но НЕ указан номер комнаты, который имеется в договоре аренды. Такая же информация об адресе указана в ЕГРЮЛ. Мы предполагаем, что проблема связана именно с не указанием номера комнаты. Как решить эту ситуацию?

Налоговая внесла в ЕГРЮЛ пометку о недостоверности адреса нашей организации. Организация находится в бизнес-центре. В уставе указан адрес, номер помещения, но не указан номер офиса. Видимо нужно дополнить в юр. адресе номер офиса.

скорее всего так и есть. особенно если в договоре аренды указан офис.

директору необходимо подать заявление по форме Р14001

нет, тем более сейчас в уставе вообще можно указывать только субъект и город.

2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

Здравствуйте. Обратите внимание на следующую информацию:

В уставе ООО был указан адрес местонахождения с указанием города, улицы и номера дома. Такие сведения содержались в ЕГРЮЛ. По требованию налоговой ООО внесло в реестр еще и сведения о конкретном номере офиса, который занимает ООО в данном здании. Требуется ли в данном случае вносить изменения в учредительные документы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае вносить изменения в устав не требуется.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
Пункт 2 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» также предусматривает, что место нахождения общества с ограниченной ответственностью (далее также — общество, ООО) определяется местом его государственной регистрации.
Согласно п. 3 ст. 54 ГК РФ в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Абзацем вторым того же пункта предусмотрено, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения, в том числе об адресе юридического лица в пределах его места нахождения, являются открытыми и общедоступными. Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (п. 2 ст. 51 ГК РФ, пп. «в» п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ)).Таким образом, законодательство разграничивает понятия места нахождения и адреса юридического лица, включая общество с ограниченной ответственностью. Для того чтобы обозначить в уставе общества его место нахождения, достаточно указать наименование населенного пункта (муниципального образования), на территории которого находится адрес этого общества. При этом закон не запрещает детализировать сведения устава о месте нахождения общества путем указания конкретного адреса, например улица и дома или улицы, дома и номера офиса. Однако свойством публичной достоверности обладают именно сведения ЕГРЮЛ, включающие информацию о конкретном адресе юридического лица, по которому с ним может осуществляться связь. Закон связывает определенные правовые последствия в отношениях юридического лица с иными лицами с наличием сведений об адресе этого юридического лица в ЕГРЮЛ, но не в уставе.
В случае изменения содержащихся в ЕГРЮЛ сведений юридическое лицо обязано внести в этот реестр измененные сведения в течение трех рабочих дней (п. 5 ст. 5 Закон N 129-ФЗ). Однако закон не обязывает юридическое лицо приводить содержание устава в точное соответствие со сведениями об адресе этого юридического лица, которые содержатся в ЕГРЮЛ.
Сказанное подтверждается правовой позицией, изложенной в п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61, в соответствии с которой изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица.
То есть, если у юридического лица меняется адрес в пределах его места нахождения, и сведения об этом адресе в уставе отсутствуют, в связи с внесением в ЕГРЮЛ информации об адресе юридического лица изменения в его устав вносить не требуется (смотрите в связи с этим также постановлениеАС Уральского округа от 27.09.2016 N Ф09-8748/16).
В рассматриваемом случае в уставе общества не указан его адрес с детализацией до номера офиса. Но отсутствие таких сведений в уставе, по нашему мнению, не влечет необходимость его изменения в связи с внесением в ЕГРЮЛ сведений об адресе общества, включающем номер офиса в здании, так как положение устава о месте нахождения общества не противоречит информации ЕГРЮЛ об адресе этого ООО, а лишь менее детально обозначает этот адрес по сравнению со сведениями ЕГРЮЛ при том, что конкретизировать в уставе сведения об адресе юридического лица закон не обязывает.
Отметим, что в правоприменительной практике высказывается мнение, согласно которому в случаях, когда в учредительных документах юридического лица указано не только место его нахождения (наименование населенного пункта), но детальный адрес (название улицы, номер дома и т.д.), то при изменении такого конкретного адреса, помимо изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, требуется внести изменения и в учредительные документы (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2015 N 13АП-19344/15, информация УФНС России по Владимирской области от 11.02.2014 «О внесении изменений в учредительные документы организации при смене адреса»).
Однако в рассматриваемом случае этот подход не применим, так как упомянутый в вопросе адрес общества, сведения о котором включены в ЕГРЮЛ, детализирует информацию о его месте нахождения, указанную в уставе, но не противоречит ей (сведения об адресе с детализацией до номера дома в уставе и в ЕГРЮЛ идентичны).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Оформить внесение изменений в ЕГРЮЛ следует, подготовив форму Р14001.

Небольшое дополнение. Сейчас в МИФНС 46 очень большое количество отказов по причине неправильно указанного адреса (без офиса), кроме того, у вас будет по 14 форме не просто смена адреса, а исключение из ЕГРЮЛ пометки о недостоверности сведений. Поэтому во избежание отказа нужно подстраховаться. Вместе с формой заявления предоставьте в налоговую решение/протокол о смене адреса и подтверждающие документы на адрес (заверенная директором копия договора аренды, в котором прописан номер офиса, и копию свидетельства о праве собственности арендодателя на недвижимое имущество).

Бычков А. Достоверность адреса юрлица // ЭЖ-Юрист. 2015. N 14. С. 13.

О недостоверности адреса компании могут свидетельствовать и такие обстоятельства, как:
— отсутствие объекта недвижимости с таким адресом;
— существование объекта незавершенного строительства с условным адресом;
— отсутствие волеизъявления собственника на предоставление возможности использовать адрес принадлежащего ему помещения (Постановление ФАС ПО от 26.03.2014 по делу N А65-18282/2013), в частности подача им в регистрирующий орган заявления об отсутствии своего согласия на использование адреса принадлежащего ему помещения;
информация о массовости того или иного адреса от правоохранительных органов, сведения об отсутствии компании по месту нахождения с почтамта и от иных органов (Постановление Арбитражного суда УО от 29.08.2014 N Ф09-5146/14 по делу N А60-40247/2013) и др.
В качестве недостоверного также рассматривается неполный адрес. Например, содержащий только информацию о субъекте РФ, об улице и о номере дома без указания номера квартиры, офиса, поскольку в этом случае связь с компанией невозможна (Постановление ФАС УО от 23.04.2014 N Ф09-1641/14 по делу N А71-8776/2013).
С 01.01.2016 регистратор получит право проверять достоверность сведений, включенных или включаемых в ЕГРЮЛ с учетом возражений, которые смогут представлять любые заинтересованные лица, а также пояснений и документов, представленных самой компанией. Регистратор вправе не только запрашивать объяснения и документы, но и проводить осмотр помещений, используемых под адрес. В случае выявления недостоверности сведений в регистрации может быть отказано.
При поступлении возражений от заинтересованного лица относительно сведений о компании в ЕГРЮЛ либо по результатам проверки регистратором последний вносит запись о недостоверности таких сведений и запрашивает мнение компании, у которой есть 30 дней, чтобы дать ответ. Если мотивированного ответа нет, запись о недостоверности сведений о компании остается в ЕГРЮЛ.Изменение адреса в ЕГРЮЛ будет осуществляться путем подачи заявления о том, что принято такое решение, и последующей подачи документов для смены адреса по истечении 20 дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о принятии компанией решения о смене адреса (Федеральный закон от 30.03.2015 N 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Таким образом, для изменения адреса в ЕГРЮЛ Вам необходимо подать заявление о том, что принято такое решение, и впоследствии подать документы для смены адреса по истечении 20 дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о принятии компанией решения о смене адреса.

Также Ваша компания имела право в течение 30 дней дать ответ на запрос от налоговой.

Ответ в налоговую подавали дважды, вместе с договором аренды, свидетельством о собственности. Отметку не убрали.

m.pravoved.ru

Еще по теме:

  • Госпошлина на автобус Справочная служба: (351) 259-66-20, 259-66-18, факс 259-66-15 По данному адресу электронной почты процессуальные документы в электронном виде не принимаются , поскольку в соответствии с п. 1.2 приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28.12.2016 № 252 они могут быть поданы только […]
  • Закон 54-фз пункт 3 статьи 2 В Российской Федерации Федеральный закон представляет собой законодательный акт, действие которого распространяется на ее субъекты. Порядок принятия этих нормативно-правовых актов установлен различными регламентами палат Федерального собрания, а также нормами Конституции. Принимаются все законы большинством голосов […]
  • Налоги экономика предприятия В учебнике рассматриваются современный организационно-экономический механизм функционирования предприятия, вопросы формирования и рационального использования экономических ресурсов, разработки стратегии развития, экономического обоснования объемов производства и реализации продукции, финансовых результатов […]
  • О налогах на имущество физических лиц с изменениями Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" 22 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 27 января 1995 г., 17 июля 1999 г., 24 июля 2002 г., 22 августа 2004 г., 5 апреля, 28 ноября 2009 г., 22, 27 июля 2010 г., 29 июня 2012 г., 2, 23 июля, 2, 27 ноября 2013 г. Федеральным законом от 4 […]
  • Пособие по егэ химия Предлагаемое пособие составлено в соответствии с требованиями новой спецификации ЕГЭ и предназначено для подготовки к единому государственному экзамену по химии. Книга включает задания высокого уровня сложности (С1—С5). Каждый ее раздел содержит необходимые теоретические сведения, разобранные (демонстрационные) […]
  • Презентация государственная собственность Презентация была опубликована 4 года назад пользователемЕкатерина Демидова 2 МЕСТО РОССИИ в МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ Объем ВВП России за 2011 год составил в текущих ценах 54 трлн. 585,6 млрд. рублей (2010 г трлн. 336,7 млрд. руб.) (1990 г. – 587 млрд. руб.) Рост реального ВВП России в 2011 г. составил (Прирост за 2010 год […]
  • Закона n 1488-1 Темой статьи является известие, пренеприятное для многих организаций, привлекающих средства других лиц для финансирования капитальных вложений. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 11.07.2011 принял Постановление N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу […]
  • Налоги включаемые в косвенные расходы Наибольший урожай выявленных ошибок приходится на I квартал года, поскольку это время подготовки годовой бухгалтерской отчетности и годовой декларации по налогу на прибыль. Обнаружив любые ошибки в налоговой отчетности, лучше оперативно действовать по принципу "нашел - исправил - отразил". Но при исправлении ошибок в […]