1 право собственности на землю понятие формы собственности

Многие люди слышали словосочетание «правоустанавливающие документы на земельный участок», но они не всегда четко и правильно понимают, когда они нужны и что собой представляют, и как важно для сохранения недвижимости юридически безупречно оформлять необходимые документы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Правоустанавливающие документы, как это понятно из их названия, являются основаниями для установления права собственности. Не следует путать их с правоподтверждающими. Разница между тем, чтобы установить и подтвердить право собственности — существенна. Правоподтверждающие документы — лишь подтверждают факт возникновения права собственности, и сообщают, что в Единый реестр внесена соответствующая запись. Например, таким документом является свидетельство о регистрации права собственности — оно имеет юридическую силу только в комплекте с правоустанавливающим документом и обязательно ссылается на него. Кроме того, чтобы получить это свидетельство, нужен правоустанавливающий документ, например, договор купли-продажи земельного участка, на основании которого владелец стал собственником.

Правоустанавливающие документы на земельный участок нужны для предъявления в государственные органы в двух случаях:

  • Необходимо изменить/подтвердить данные владельца участка вследствие его продажи/покупки, дарения, завещания, заключения договора залога;
  • Доказать в судебной инстанции свое право на конкретный земельный участок (отбиться от рейдеров/мошенников).

На основании действующих нормативно-правовых документов (Федеральный закон №122-ФЗ от 21.06.1997) к правоустанавливающим актам относятся:

  1. Подписанные сторонами при неукоснительном соблюдении норм действующего законодательства соглашения купли/продажи, мены, приватизации, дарственные. Важно знать: если такие договоры заключены с малейшими нарушениями норм процессуального/материального законодательства, они являются ничтожными и в судебном порядке могут быть признаны не имеющими юридической силы;
  2. Вступившие в законную силу решения судов общей юрисдикции;
  3. Любые нормативно-правовые документы органов федеральной/региональной/муниципальной власти о выделении/предоставлении земельного участка.

Обратите внимание и неукоснительно следуйте данному правилу: оригиналы юридических актов на земельный участок никогда не передавайте в руки незнакомым людям вне органов государственной/муниципальной власти, кем бы они не представлялись, и какие бы аргументы не приводили.

Что должно быть указано в стандартном правоустанавливающем акте на объект недвижимости:

  1. Полные данные о его владельце: Ф.И.О., паспортные данные;
  2. Тип права на недвижимость (сервитут, частный сервитут, публичный сервитут, право пожизненного пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования);
  3. Описание земельного участка (где находится, его конкретные размеры, наиболее полно описываются особенности местности);
  4. Кадастровый номер земельного участка.

Документ на земельный участок набирает юридическую силу после того, как он будет зарегистрирован в уполномоченном органе государственной/региональной/муниципальной власти.

Важно знать: исправления, зачеркивания, какие – либо «помарки» могут быть причиной отказа в регистрации данного правоустанавливающего документа. Поэтому во время получения юридического документа внимательно с ним ознакомьтесь:

  • Правильно ли вписаны ваши паспортные данные, другие сведения, подтверждающие ваше право на земельный участок (непрофессионализм присутствует и в этих органах);
  • Нет ли в документе каких-либо исправлений.
  1. Сервитут – ограниченное право пользования чужим земельным участком (для проезда, прокладки различных магистралей и т.п.);
  2. Публичный сервитут – устанавливается на основании решения федеральной/региональной/муниципальной власти в интересах государства или граждан, без изъятия земельного участка;
  3. Частный сервитут – устанавливается на основании нормативных актов различных органов власти;
  4. Право безвозмездного срочного пользования – выдается владельцем земельного участка на определенный срок, согласованный сторонами. Документ необходимо регистрировать по правилам, установленным для оформления прав на недвижимость;
  5. Право постоянного пользования – предоставляется хозяином земельного участка на основании и по правилам, установленными нормативно-правовыми документами органов государственной/региональной/муниципальной власти;
  6. Право пожизненного наследуемого владения – владелец такого документа имеет право передать земельный участок только по наследству;
  7. Право собственности – владелец недвижимости имеет право совершить любые действия с участком, которые разрешены нормами действующего законодательства: дарить, продавать, закладывать в финансовых учреждениях и т.п.

Право частной собственности возникает в таких случаях:

  • При покупке земельного участка и соблюдении при этом норм действующего законодательства;
  • При условии правосубъектности (получил в подарок, унаследовал).

У многих граждан РФ бытует несколько упрощенное представление о правах и обязанностях на земельный участок. Некоторые считают, что «мой участок, что хочу, то и делаю».

На самом деле это ложное представление, так как поведение владельцев земельных участков регламентируется многочисленными нормами действующего законодательства.

Например: прежде, чем начать на земельном участке любое строительство, его необходимо согласовать с БТИ. В противном случае, ваша постройка, даже «собачья будка» будет незаконной и подлежит сносу.

Документы, которые необходимо подать для вступления в наследство на земельный участок:

  1. Оригинал свидетельства о смерти бывшего владельца;
  2. Документ, подтверждающий право конкретного физического лица на наследование (завещание, договор дарения, доказательства родственной связи);
  3. Справка о регистрации умершего и тех людей, кто с ним проживал последние 6 месяцев;
  4. Правоустанавливающий документ на земельный участок (ниже на видео приведен обширный список таких документов, от договора лизинга до решений суда);
  5. Выписку ЕГРП из Регистрационной палаты;
  6. Документ о денежной оценке объекта недвижимости.

Необходимо знать, что срок действия бумаг, которые необходимо подать в различные органы для регистрации/перерегистрации, ограничен:

  1. Выписка ЕГРП из Регистрационной палаты – 1 месяц;
  2. Оценка стоимости земельного участка – полгода;

Действительность оригиналов остальных документов, необходимых для предоставления в нотариальную контору, не ограничена каким-либо сроком.

Жизнь не стоит на месте и любому владельцу земельного участка может понадобиться его продать. Для этого в регистрационный орган (нотариальную контору) необходимо подать пакет документов, среди которых могут быть следующие правоустанавливающие документы:

  1. Решение органа гос.власти, имеющего полномочия распоряжаться участком, о предоставлении данного участка для строительства;
  2. Протокол аукциона (конкурса, торгов);
  3. Свидетельство о праве собственности на земельный участок;
  4. Документ, выданный уполномоченным органом о постоянном владении земельным участком;
  5. Акт о пожизненном владении землей.
  6. и т. п.

Первые два документа стоят отдельного комментария, потому что они имеют статус «правоустанавливающий документ» в зависимости от ситуации. Если по решению торгов, аукциона, органа власти заключается договор аренды или купли-продажи, то протокол или решение муниципалитета, предоставившего участок, не является правоустанавливающим документом. Совсем другое дело, если на основании протокола или решения владелец участка сразу же приступил к процедуре регистрации права бессрочного пользования земельным участком — в этом случае это полноценные правоустанавливающие документы.

Список правоустанавливающих документов не ограничивается двумя-тремя позициями. На видео приведены те документы, которые могут быть нужны для оформления наследства.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

terrafaq.ru

1. Понятие права собственности на землю. Соотношение права собственности на землю и права территориального верховенства. Содержание права собственности на землю по законодательству Российской Федерации.
1.1. Понятие права собственности на землю.
Право собственности на землю включает три правомочия: владения, пользования и распоряжения землей.
Право владение землей означает физическое обладание предметом собственности, т.е. землей.
Владеть землей может и несобственник, но только легитимно, т.е. в соответствии с законом. В противном случае завладение землей будет считаться самовольным захватом или самовольной передачей земли, за то по законодательству может применяться юридическая ответственность.
Право пользование землей дает возможность эксплуатировать ее полезные свойства и качества.
Обычно владение землей означает и пользование ею, с отстранением всех других претендентов. Но не исключены случаи, когда владелец не осуществляется пользования. Например, государственные лесные хозяйства России (лесхозы) являются по существу владельцами земель государственного лесного фонда. Они охраняют эти земли от незаконных вторжений, контролируют пользование ими со стороны заготовителей леса и иных управомоченных лесопользоватей, однако сами лесопользователями не являются.
Собственнику принадлежит право распоряжения землей. У владельца-несобственника (арендатора) этого права либо вовсе нет, либо он обладает им в ограниченном виде и только с согласия собственника. Оно (право распоряжения) выражается в праве собственника продать, заложить землю, передать ее в дар, обменять, завещать по наследству, сдать в аренду по частям или полностью, передать другому лицу в бесплатное пользование.
Право собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество. По своей правовой природе — это одно из основных вещных прав. Выступая в качестве объекта права собственности, земля приобретает особенные правовые черты: она становится “имуществом” или “вещью” — тем предметом гражданского, а теперь и земельного права, который отличают особые юридические признаки.
Институт права собственности на землю, переживший несколько исторических формаций, относится как к гражданскому так и земельному праву. Поэтому его содержание определяется нормами ст.209 ГК и ст.15 ЗК. В соответствии со ст.209 ГК собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Эти три правомочия существуют у каждого собственника и преломляются в субъективных правах собственников земельных участков, а юридически закрепляются в получении ими титула собственника, что и оформляется свидетельством о праве собственности.
Правомочия собственника характеризуются наличием не только прав, но и обязанностей, которые подробно излагаются в ст.40 ЗК. Основной обязанностью является использование земельного участка по целевому назначению. С гражданско-правовых позиций ст.210 ГК требует от собственника заботиться о своем земельном участке, поддерживать его в нормальном состоянии. Это требование должно быть адекватным целевому назначению земельного участка. В ГК это требование кроме того, выражается в обязанности нести бремя содержания своей собственности в должном состоянии (ст.210), нести риск случайной гибели.
Однако поскольку земельный участок, как и земля в целом, относится к природным ресурсам, в рациональном использовании которых заинтересовано все общество, законодательство (в публичных интересах) устанавливает ограничения в правах собственника и его обязанности по отношению к такого рода собственности. Эти ограничения выражены в требовании рационально использовать земельный участок, что отражено в ст.36 Конституции РФ, гл.17 ГК, в ст.1, 56 и особенно – в гл.VI ЗК. Конституция РФ требует при пользовании земельными участками не наносить ущерба окружающей среде и не нарушать прав и законных интересов иных лиц.
Хотя Конституцией РФ, помимо государственной, частной и муниципальной, установлена возможность существования и “иных” форм собственности, земельное законодательство останавливается пока только на трех перечисленных.
Особенностью права собственности на землю в России является то, что виды прав на землю определены в законодательстве “по субъекту”. В зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.
Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом. К субъектам правовых отношений, связанных с возникновением права собственности на землю, относятся также лица, вступающие в отношения по поводу приобретения этого права. Граждане и юридические лица как субъекты объединены содержанием права частной собственности на землю, которое им предоставлено законодательством.
В соответствии со ст.16 Земельного кодекса государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
1.2. Содержание и соотношение права собственности на землю и права территориального верховенства.
В земельном кодексе (ст.40) закреплены следующие права собственника земельного участка:

  • использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые;
  • пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иными словами, государство предоставило собственнику земельного участка возможность использовать, кроме земли, другие природные ресурсы, находящиеся в границах его участка, а также расположенные в недрах под участком. По общему правилу эти ресурсы находятся в собственности государства, за исключением замкнутых водоемов, которые согласно ст.261 ГК РФ и ст.40 Водного кодекса РФ находятся в собственности собственника земельного участка. Что касается пресных подземных вод и общераспространенных полезных ископаемых, то они относятся к государственной собственности. Поэтому государство закрепляет пределы использования указанных природных ресурсов собственниками земельных участков в ст.19 Закона РФ “О недрах”. В соответствии с указанной статьей собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.
Также собственники и владельцы участков имеют право:

  • возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • проводить в соответствие с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
  • другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Земельный кодекс также устанавливает, что собственник земельного участка имеет права собственности на:

  • посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование. В последней ситуации это право принадлежит арендатору, землевладельцу, землепользователю;
  • право собственности распространяется также на расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом РФ. Согласно ст.20 Лесного кодекса РФ древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности граждан или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоряжение указанной древесно-кустарной растительностью осуществляется собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ и законодательства РФ о растительном мире. Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.

Если право собственности представляет собой частно-правовую характеристику земельных участков, то с точки зрения публично-правовых властных полномочий государства, государственная территория определяется с помощью понятия территориальное верховенство.
Верховенство государства на своей территории (территориальное верховенство) означает, что государство осуществляет высшую, верховную власть (юрисдикцию) в отношении всех лиц и их объединений, находящихся на его территории. Государство обладает полновластием, полнотой публичной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в пределах своей территории, исключающей деятельность в этих пределах любой иной публичной власти. Отдельные изъятия из такого полновластия (установление иммунитета от юрисдикции государства) возможны лишь при условии согласия на то и соответствующего волеизъявления данного государства. Веления государственной власти, выступающей от лица государства, являются обязательными для всех органов государства, должностных лиц, граждан, их объединений, иностранцев и апатридов, находящихся в пределах государственной территории.
Территориальное верховенство государства есть следствие того факта, что над ним нет другой высшей власти, которая могла бы устанавливать или ограничивать правомочия государства и требовать его подчинения себе.
Верховенство государства выражается также в том, что только государство может предписывать обязательные для находящихся в его пределах органов, организаций и лиц правила поведения, т.е. создавать право и обеспечивать его исполнение.
В юридической литературе, на различных этапах правовой мысли предпринимались неоднократные попытки отождествить понятия “государственная территория” и “земля” либо провести четкий водораздел между ними. Так, старейшая теория, объясняющая правовую природу государственной территории, основана на признании земельного участка объектом частной собственности. При этом государство, в которое входят соответствующие земельные участки, в своих границах обладает публично-вещным правом собственности на землю, и оно (право) имеет преимущественную силу перед правами частных земельных собственников.
Данная теория со временем изжила себя, особенно в связи с появлением таких видов территории, как водное и воздушное пространства, материальные субстанции которых – вода и атмосферный воздух – по своей природе, текучести, не могут быть объектом права собственности.
Другая теория – теория компетенции(или предела) – связана , прежде всего с именем Г.Кельзена. Согласно данной теории, под территорией понимается сфера валидатарности (юридической действенности) национального юридического порядка, сфера, в пределах которой, согласно общему международному праву, органы, определенные национальным юридическим порядком, уполномочены осуществлять этот порядок. Иными словами, это абстрактное пространство, границы которого определяются пределом действия твердо установленного национального правопорядка.
Наибольшим признанием пользуется обоснованная в прошлом веке украинским юристом В.А. Незабитовским третья теория – пространственная, в соответствии с которой территория государства представляет собой сферу его властвования, территориального верховенства, суверенитета, осуществляемого в тех пределах, которые образуются совокупностью земельных, водных и воздушных участков, входящих в состав данного государства как страны в целом. Данная теория не исключает оценки территории не только как пространства осуществления государственной власти, но и как особого вида материального достояния.
2. Формы и виды собственности на землю в Российской Федерации. Частная собственность на землю: юридических лиц, граждан. Общая совместная и общая долевая собственность на землю. Государственная собственность на землю: федеральная, субъектов Российской Федерации. Муниципальная собственность на землю. Разграничение государственной собственности на землю.
2.1. Формы и виды собственности на землю в Российской Федерации.
Как уже отмечалось, согласно ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Статья 212 ГК РФ также подтверждает, что в Российской Федерации признается частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Однако ни Конституция РФ, ни ГК РФ не раскрывают понятия иных форм собственности.
Российское земельное законодательство пошло еще дальше. Принятый в 2001г. Земельный кодекс РФ прямо указывает на существование в России только трех форм собственности на землю: частной, государственной и муниципальной.
Действующее земельное законодательство выделяет два вида права частной собственности:

  • право собственности граждан;
  • право собственности юридических лиц.

Кроме того, собственность может быть индивидуальной и общей. Общая собственность, в свою очередь, подразделяется на совместную и долевую (в случаях, когда определена доля каждого).
Ранее действующий Земельный кодекс РСФСР 1991г. устанавливал наличие в России государственной собственности на землю, собственности граждан и коллективной (в форме коллективной совместной или коллективно-долевой) собственности на земельные участки. Таким образом, право частной собственности на землю юридических лиц не признавалось. Земли колхозов и других негосударственных и других негосударственных сельскохозяйственных кооперативов этих предприятий с определением или без определения доли каждого работника.
Право государственной собственности на землю по целевому назначению и месту расположения земельных территорий также подразделяется на два вида:

  • федеральная собственность на землю;
  • государственная собственность на землю субъектов РФ.

Муниципальная собственность на землю можно представить в виде земель городов, поселков, сел и иных населенных пунктов.
2.2. Частная собственность на землю: юридических лиц, граждан.
С началом земельных преобразований частная собственность была юридически закреплена Законом РСФСР от 23 ноября 1990г. “О земельной реформе”. Вместе с тем это право сразу ограничивалось. Во-первых, десятилетним мораторием на продажу земельных участков. Статья 9 названого закона гласила, что в пределах 10 лет с момента приобретения права собственности на земельный участок купля-продажа не допускается. Во-вторых, право приобретения земли в частную собственность было ограничено целями использования участка.
В собственность граждан могли передаваться земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства и крестьянского (фермерского хозяйства), садоводства, животноводства, а также ля иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.
Указом Президента от 27 декабря 1991г. “О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР” некоторые пределы по распоряжению земельными участками были сняты. В частности, с 1 января 1992г. гражданам – собственникам земельных участков разрешалась их продажа:

  • при выходе на пенсию по старости;
  • при получении земельного участка в порядке наследования;
  • при переселении с целью организации крестьянского хозяйства на свободных землях фонда перераспределения;

Законом РФ от 23 декабря 1992г. “О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства” гражданам РФ, получившим земельные участки в частную собственность для вышеуказанных целей, предоставлено право передавать их другим гражданам РФ независимо от сроков приобретения права собственности в пределах норм предоставления земельных участков.
В соответствии со ст.15 Земельного кодекса РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приватизации земли. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особых территориях РФ в соответствии с федеральными законами.
Вопросы частной собственности на земельные участки регулируются – кроме земельного и гражданского законодательства – также Водного кодекс, который устанавливает право частной собственности граждан на обособленные водные объекты (ст.40), т.е. на небольшие по площади и не проточные водные объекты, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
Лесной кодекс устанавливает право собственности на земли лесного фонда только Российской Федерации, которая может в свою очередь передать участки лесного фонда в собственность субъектов РФ. Граждане могут иметь на праве частной собственности произрастающие на землях, находящихся в их собственности растения (ст.20).
2.3. Общая совместная и общая долевая собственность на землю. Источники возникновения общей собственности на землю как составной части недвижимого имущества закреплены в п.4 ст.244 ГК РФ, которая гласит, что общая собственность при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи). В отношении земли право общей собственности имеет определенную специфику. Объективности ради, необходимо отметить, что на первых порах проведения земельной реформы общая собственность юридического закрепления не нашла. В ст.3 принятого 25 апреля 1991г. Земельного кодекса РСФСР наряду с государственной, колхозно-кооперативной и частной собственностью значилась коллективно-долевая форма собственности на землю.
Данная форма собственности просуществовала до октября 1993г. Следует сказать, что в ходе реорганизации колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных организаций членами их трудовых коллективов предоставлялось право получить земельную долю (пай). Причем этот пай выделялся гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство независимо от решения трудового коллектива сельскохозяйственной производственной организации.
Указом Президента РФ от 27 октября 1993г. “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” вместо коллективно-долевой собственности юридически была закреплена общая собственность на землю. В соответствии с п.5 этого Указа каждому члену коллектива производственного сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежала на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю по утвержденной форме.
В настоящее время общая собственность на земельные участки возникает в случаях, предусмотренных законодательством, или путем добровольного объединения собственниками принадлежащих им земельных участков. Соответственно этот вид собственности возникает либо в силу закона, либо по заключаемому между собственниками договору.
Каждому члену сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей долевой собственности, выдается свидетельство на право собственности на землю по утвержденной форме с указанием размеров площади земельной доли (пая) в гектарах, балло-гектарах. Границы земельных долей (паев) в натуре не устанавливаются.
При общей совместной собственности на землю указанное свидетельство выдается в случае подачи собственником заявления на выдел земельной доли (пая) в натуре для совершения сделок с землей.
Земельные участки многоквартирных жилых домов, включая площадь под домом, могут находиться в собственности или аренде жилищного товарищества (кондоминиума), членами которого являются собственники жилых и нежилых помещений в этих домах.
2.4. Государственная собственность на землю: федеральная, субъектов Российской Федерации.
Распределение государственной земельной собственности представляется актуальным в настоящее время, когда из общей массы земель бывшего СССР, считавшихся единым государственным земельным фондом, выделяются земли Российской Федерации и субъектов РФ. В целях удовлетворения общефедеральных нужд в земле необходимо отграничить федеральную земельную собственность от земель субъектов РФ.
В соответствии с Федеральным Законом от 17 июля 2001г. №101-ФЗ “О разграничении государственной на землю” устанавливается следующее разграничение названной собственности.
Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

  • земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;
  • земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти РФ, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти РФ; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности РФ; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;
  • земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находящееся до его приватизации в собственности РФ.

Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов РФ возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

  • земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ;
  • земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов РФ; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти субъекта РФ, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органам государственной власти субъектов РФ; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов РФ; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр регионального значения;
  • фонда перераспределения земель;
  • земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов РФ, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов РФ, а также земель запаса за границами муниципальных образований, за исключением основания, указанного в абз. 4 ст.3 настоящего Федерального Закона.

2.5. Муниципальная собственность на землю.
Муниципальная собственность на землю – это собственность муниципальных образований в пределах их черты. Однако и здесь не все земли находятся в муниципальной собственности. Они определяются методом “вычитания” федеральных земель, земель субъекта РФ и частных земель.
В первую очередь это земли, занятые муниципальными объектами (муниципальное жилье и т.д.). Далее на территории муниципального образования выделяются земли общего пользования (дороги, парки, кладбища и др.).
В муниципальную собственность могут включаться земли, приобретаемые по решению местной администрации у собственников земельных участков путем их выкупа в установленном порядке, а также земли, передаваемые из федеральных земель и земель субъектов Федерации.
В соответствии с Федеральным Законом от 17 июля 2001г. “О разграничении государственной собственности на землю” основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

  • земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;
  • земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в статьях 3 и 4 настоящего Федерального Закон; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданин, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, указанных в ст.3 и 4 настоящего Федерального Закона; под поверхностью этих земельных участок находятся участки недр местного значения;
  • земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находящееся до его приватизации в государственной собственности.

2.6. Разграничение государственной собственности на землю
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О разграничении государственной собственности на землю” 2001г.
Согласно ст.214 ГК РФ государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам (собственность субъекта Федерации).
От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника реализуют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 июля 2000г. №536 Минимущество России осуществляет:

  • проведение единой политики в области земельных и имущественных отношений;
  • приватизацию, управление и распоряжение государственным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей компетенции;
  • регулирование деятельности на рынке недвижимости и при осуществлении оценочной деятельности;
  • координацию в случаях, установленных федеральным законодательством, деятельности в области имущественных и земельных отношений иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст.125 ГК РФ).
Государство (в лице Российской Федерации и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из двух ролей: в качестве суверена, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, названные в ст.9, 10 Земельного кодекса, и в качестве собственника земельных участков – в последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков.
В Советском Союзе в условиях исключительной государственной собственности на землю существовал единый государственный земельный фонд, который не делился на собственность непосредственно Союза ССР и собственность союзных республик. После распада СССР за субъектами РФ было признано право государственной собственности на землю. Как следствие, возникла проблема разграничения государственной собственности на землю между федерацией и ее субъектами. Постановление Верховного Совета РСФСР от 29 декабря 1991г. “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность” не затрагивало вопросов разграничения земли. Впервые Указом Президента РФ от 16 декабря 1993г. “О федеральных природных ресурсах” были выделены федеральные земли.
Наконец, процедура проведения разграничения государственной собственности на землю установлена Федеральным законом “О разграничении государственной собственности на землю”, принятого 17 июля 2001г. и вступившего в силу 17 января 2002г.
В соответствии с ним право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основанием государственной регистрации права собственности являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
3. Объекты права собственности на землю. Земельный участок и земельные доли как объекты права собственности на землю.
3.1. Объекты права собственности на землю.
Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Таким образом, установлен принцип, согласно которому земля не может быть бесхозяйной. Аналогичное положение содержится в п.2 ст.214 Гражданского кодекса РФ.
Однако Земельный кодекс РФ содержит единственный случай, когда земельный участок может приобрести режим бесхозяйного имущества. Согласно ст.53 Земельного кодекса РФ при отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством (п.2). Это положение позволяет применить институт приобретательной давности к земельным отношениям, но с учетом особенностей, обусловленных объектом отношений.
В соответствии со ст.18 Земельного кодекса РФ право собственности на землю субъектов РФ возникает в случае:

  • признания отдельных земельных участков находящимися в собственности субъектов РФ федеральным законодательством;
  • разграничения государственной собственности на землю;
  • приобретения земельных участков в собственность субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Отнесение отдельных земельных участков федеральными законами к собственности субъектов РФ является частным случаем разграничения государственной собственности на землю.
Примером может служить Федеральным Закон “Об особо охраняемых природных территорий”, который отнес особо охраняемые природные территории регионального значения к собственности субъектов РФ (п.6 ст.2).
Земельные участки могут быть приобретены в собственность субъекта РФ, например, путем выкупа у гражданина или юридического лица для нужд субъекта Федерации. Порядок выкупа регулируется ст.279 Гражданского кодекса РФ с учетом ст.49 Земельного кодекса РФ.
Муниципальная собственность на землю, предусмотренная ст.19 Земельного кодекса РФ, возникает либо в результате разграничения государственной собственности на землю в соответствии с Федеральным Законом “О разграничении государственной собственности на землю”, либо в случае приобретения земельных участков, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Отнесение к муниципальной собственности отдельных земельных участков федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ является частным случаем разграничения государственной собственности на землю.
3.2. Земельный участок и земельные доли как объекты прав собственности на землю.
Земельный участок как объект гражданского права является недвижимым имуществом. На основании этого положения право собственности на земельный участок, а также его ограничение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Для земельных участков установлена также и специальная регистрация – в органах Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству.
Главное назначение гражданско-правовых сделок с земельными долями – служить основанием возникновения, изменения и прекращения земельных прав. С этой точки зрения особого внимания заслуживает особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, установленные ст.ст.12-14 ФЗ “об обороте земель сельскохозяйственного назначения” 2002г.
Гражданский кодекс РФ (п.1 ст.246) вводит общее правило, согласно которому распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Нормы земельного законодательства с полным основанием ввели особый порядок распоряжения общей долевой собственностью на тот случай, когда участников общей долевой собственности более пяти.
Эти особенности выражаются в том, что Закон вводит процедуру извещения сособственников о продаже доли в праве общей собственности на земельный участок. Для того чтобы иметь возможность воспользоваться своим преимущественным правом, сособственники должны быть своевременно осведомлены о предстоящем отчуждении доли и об условиях этого отчуждения. Продавец земельной доли обязан либо в письменной форме известить об этом остальных участников долевой собственности, либо опубликовать соответствующее сообщение в местной периодической печати.
4. Основания и порядок возникновения и прекращения права собственности на землю по российскому законодательству. Основные формы и особенности приватизации земли в Российской Федерации.
4.1. Основания и порядок возникновения и прекращения права собственности на землю по российскому законодательству.
В ст.17 Земельного кодекса установлены основания возникновения федеральной собственности на землю. Помимо разграничения в соответствии с Федеральным законом “О разграничении государственной собственности на землю” к таковым относятся приобретение Российской Федерацией земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, и признание федеральными законами нахождения отдельных земельных участков в федеральной собственности.
В последнем случае речь идет о тех земельных участках, которые находятся в федеральной собственности по прямому предписанию федерального закона. Например, в Федеральном законе от 6 февраля 1997г. №27-ФЗ “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации” предусмотрено, что земли и другие природные ресурсы, предоставленные внутренним войскам, находятся в федеральной собственности и используются внутренними войсками в соответствии с законодательством РФ (ст.5). Подобные правовые нормы содержатся в Федеральных законах “Об обороне”, “О государственной охране” и др. Этими законами государственная собственность на землю была разграничена в отношении отдельных земельных участков до принятия закона “О разграничении государственной собственности на землю”.
Поскольку осуществление разграничения государственной собственности на землю – процесс длительный, Законом “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” предусмотрено, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется (п.10). Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством РФ.
В соответствии со ст.18 Земельного кодекса право собственности на землю субъектов РФ возникает в случае:

  • признания отдельных земельных участков находящимися в собственности субъектов РФ федеральными законами;
  • разграничение государственной собственности на землю;
  • приобретения земельных участков в собственность субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Отнесение отдельных земельных участков федеральными законами к собственности субъектов РФ является частным случаем разграничения государственной собственности на землю, которое осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О разграничении государственной собственности на землю”.
Примером может служить Федеральный закон от 14 марта 1995г. №33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”, который отнес особо охраняемые природные территории регионального значения к собственности субъектов РФ (п.6 ст.2).
Земельные участки могут быть приобретены в собственность субъекта РФ, например, путем выкупа у гражданина или юридического лица для нужд субъекта Федерации. Порядок выкупа регулируется ст.279 ГК РФ с учетом ст.49 Земельного кодекса.
Необходимо отметить, что исключение из общего порядка установлено для двух субъектов Федерации: городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Закон “О разграничении государственной собственности на землю” установил, что он применяется в них с учетом особенностей, установленных другими федеральными законами. Этот же Закон предусматривает, что в Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства установлен особый порядок: на них распространяются основания внесения в перечень земельных участков, на которые у них возникает право собственности, установленные и для субъектов Российской Федерации, и для муниципальных образований. Аналогичная форма содержится в п.4 ст.19 Земельного кодекса: при разграничении государственной собственности на землю в Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность не передаются, эти субъекты Федерации передают принадлежащие им земли в собственность муниципальных образований на основании принимаемых ими законов.
Муниципальная собственность на землю, предусмотренная в ст.19 Земельного кодекса, возникает в результате разграничения государственной собственности на землю в соответствии с Федеральным законом “О разграничении государственной собственности на землю” либо в случае приобретения земельных участков, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, по основаниям, установленным гражданским законодательством.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (или в случаях, установленных законом, иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления).
Следует отметить, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации. Что касается гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки, то в отличие от государственной собственности она может возникать в порядке ст.225 ГК РФ и на бесхозяйные земельные участки, от которых отказались собственники.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге установлены особые основания возникновения муниципальной собственности на земельные участки. Поскольку при разграничении государственной собственности на землю в этих субъектах Российской Федерации земельные участки в муниципальную собственность не передаются, остаются два из названных в п.1 статьи основания: признание федеральным законом земельного участка находящимся в муниципальной собственности и приобретение земельного участка муниципальным образованием по основаниям, установленным гражданским законодательством.
При разграничении государственной собственности на землю в собственность того или иного муниципального образования переходят земли, находящиеся в границах этого требования. Однако муниципальное образование может приобрести, например, купить, земельный участок, находящийся за пределами территории муниципального образования. Точно так же субъект Российской Федерации или непосредственно Российская Федерация могут передать безвозмездно в собственность муниципального образования любой участок, в том числе и находящийся за пределами его границ. Что касается Москвы и Санкт-Петербурга, то поскольку передача земельных участков в муниципальную собственность регулируется их собственными законами, по всей видимости, ими может быть предусмотрена и возмездная передача земельных участков.
Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям предусмотренным законодательством РФ (п.1 ст.15 Земельного кодекса).
Согласно ст.213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в силу закона не может принадлежать гражданам и юридическим лицам. Земельный кодекс установил перечень земель, изъятых из оборота, которые не могут находиться в частной собственности, и земель, ограниченных в обороте, которые не подлежат передаче в частную собственность (кроме случаев, установленных федеральным законом).
Что касается юридических лиц, то собственниками земли могут быть все коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий и финансируемых собственниками учреждений. Земельные участки могут быть как переданы в собственность юридического лица в качестве вкладов их учредителями (участниками, членами), так и приобретены этим юридическим лицом по иным основаниям. При этом общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенной ими земли и могут использовать ее лишь для целей, предусмотренных их учредительными документами.
Иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства не могут обладать земельными участками на праве собственности, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (п.3 ст.15 Земельного кодекса). Следовательно, по общему правилу на всех остальных территориях, кроме перечисленных в статье, указанные лица могут приобретать земельные участки в собственность. Это, однако, не касается участков земли из земель сельскохозяйственного назначения, которыми иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, в соответствии со ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2002 г., могут обладать только на праве аренды.
Основания прекращения права собственности на земельный участок изложены в ст.44 Земельного кодекса: при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
Указанная статья в целом соответствует нормам Гражданского кодекса, с учетом особенностей земельных участков как имущества. В частности, в ней не упоминается о прекращении права собственности в случае гибели или уничтожения земельного участка, поскольку сама по себе такая ситуация невозможна: даже в случае деградации земли, нарушения почвенного покрова непосредственно земельный участок никуда не исчезает.
В соответствии со ст.52 Земельного кодекса отчуждение собственником земельного участка осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом ограничения оборотоспособности земельных участков.
Условия и порядок отказа собственника от права на земельный участок регулируются ст.53 Земельного кодекса.
Основания принудительного лишения собственника земельного участка регламентированы гражданским законодательством. Кроме случаев, перечисленных в ст.235 ГК РФ, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается.
Среди таких случаев в указанной статье названы:

  • выкуп у собственника земельных участков для государственных или муниципальных нужд, основания и порядок которого регламентированы ст.49 и 55 Земельного кодекса;
  • реквизиция и конфискация, порядок осуществления которых в отношении земельных участков регулируются соответственно ст.50 и 51 Земельного кодекса.

Иными словами лишения собственника прав на земельный участок в соответствии с гражданским законодательством могут быть:

  • обращение взыскания на имущество по обязательствам. По российскому законодательству гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст.24 ГК РФ);
  • гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным по решению суда, и требования кредиторов в этом случае удовлетворяются за счет принадлежащего должнику имущества (ст.25 ГК РФ);
  • юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст.56 ГК РФ).

Согласно ст.278 ГК РФ обращение взыскания на земельный участок по обязательствам собственника допускается только на основании решения суда (в то время как для другого имущества в соответствии со ст.237 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрен иной порядок обращения взыскания).
Право собственности на имущество (в том числе земельный участок), на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество:

  • отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу. В отношении земельного участка это может быть, например, случай, когда участок из земель сельскохозяйственного назначения поступил в силу наследования по завещанию в собственность юридического лица или гражданина, который не ведет сельскохозяйственное производство и не входит в перечень субъектов, которым такой участок мог бы быть предоставлен. В соответствии со ст.238 ГК РФ в этом случае собственник обязан произвести отчуждение такого участка в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. Если участок в установленный срок собственником не отчужден, он подлежит по решению суда принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом; при этом вычитаются затраты на отчуждение имущества;
  • отчуждение имущества, в том числе земельного участка в случаях: выплаты участнику долевой собственности остальными собственниками компенсации вместо выдела его доли в натуре в силу п.4 ст.252 ГК РФ; решения суда о признании права собственника недвижимости на приобретение в собственность земельного участка, на котором эта недвижимость расположена, в силу п.2 ст.272 ГК РФ.

Земельный участок может быть также изъят у собственника без выплаты его стоимости при надлежащем использовании этого участка в случаях:

  • если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки (ст.284 ГК РФ);
  • если участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом (ст.284 ГК РФ). В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, и время, в течение которого участок не может быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Поскольку специальных норм в отношении процедуры лишения права собственности на земельный участок при нарушении земельного законодательства пока не установлено, а ст.286 ГК РФ отсылает к земельному законодательству, следует ориентироваться на нормы ст.54 Земельного кодекса, устанавливающие такую процедуру в отношении землевладельцев и землепользователей.
В частности, к лишению права собственности вполне применимы нормы об исключительно судебном порядке принятия решения об изъятии земельного участка, об обязательности предварительного административного воздействия на нарушителя, о форме предупреждения о нарушении, выносимого органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля, с установлением срока для устранения нарушения.
Наконец, прекращение прав собственности на землю может произойти в результате приватизации и национализации.
При приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по решению самого собственника отчуждается в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством.
При национализации, наоборот, происходит обращение в государственную собственность земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц. Это возможно только на основании специального закона. При этом должно производиться возмещение стоимости земельных участков и других убытков в порядке ст.306 ГК РФ.
4.2. Основные формы и особенности приватизации земли в Российской Федерации.
Из Гражданского кодекса в Земельный кодекс перенесен целый ряд положений. И теперь в Земельном кодексе также закреплено единство судьбы земельного участка и зданий, строений, сооружений, на нем расположенных. В нем имеется ряд норм, направленных на соединение в собственности одного и того же лица зданий, строений, сооружений и земельного участка под ним. Таковы исключительное право собственника здания на приватизацию земельного участка под этим зданием, запрет на приватизацию зданий, строений, сооружений без земельного участка под ним, если только эти участки не исключены из оборота или не ограничены в обороте (ст.36).
Принципиальная разница в Земельном кодексе РФ по сравнению с Земельным кодексом РСФСР установлена в порядке приватизации земельных участков под зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в частной собственности, а также ранее предоставленных на том или ином праве, и незастроенных земель.
В ходе реформы право граждан на приобретение земельных участков в собственность постепенно стало распространяться на случаи приватизации недвижимости на земельном участке. Право на приватизацию земельных участков под приватизированной недвижимостью получили не только граждане РФ, но и иностранные граждане (ст.35 ЗК).
5. Понятие и виды прав на землю лиц, не являющихся собственниками земли. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками. Пожизненное наследуемое владение земельными участками. Аренда земельных участков. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Безвозмездное срочное пользование земельными участками.
5.1. Понятие и виды прав на землю лиц, не являющихся собственниками земли.
В Земельном кодексе закреплена следующая система прав на землю лиц, не являющихся собственниками:

  • постоянное (бессрочное) пользование земельными участками;
  • пожизненное наследуемое владение земельными участками;
  • аренда земельных участков;
  • право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут);
  • безвозмездное срочное пользование земельными участками.

Существовавшие до принятия Земельного кодекса и несоответствующие его положениям права на земельные участки (право хозяйственного ведения, право оперативного управления и др.) в соответствии со ст.3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, в целях упорядочения видов прав на землю, подлежат переоформлению со дня введения Кодекса в действие.
5.2. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками.
Земельный кодекс предусматривает льготные условия по пользованию землей на праве бессрочного постоянного пользования только для государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления. Гражданам, хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставляются. Хотя за теми из них, которым такое право было предоставлено ранее, Земельный кодекс его сохраняет.
Лица, пользующиеся землей на праве постоянного (бессрочного) пользования, не имеют права распоряжаться земельными участками, в том числе его внесения в уставный (складочный) капитал (п.6 ст.3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”). Однако Земельным кодексом предусмотрены разные возможности граждан и юридических лиц по дальнейшему использованию земельных участков на этом праве. Граждане могут продолжать использовать участки на указанном праве и их возможность переоформить его на право собственности сроком не ограничена. Юридические лица, за исключением названных в п.1 ст.20 Земельного кодекса, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участи в собственность по своему желанию до 1 января 2004 года в соответствии с правилами ст.36 Земельного кодекса.
5.3. Пожизненное наследуемое владение земельными участками.
Институт пожизненного наследуемого владения предусмотрен Земельным кодексом (ст.21) только для граждан, которые приобрели это право до введения Кодекса в действие. Кодекс не допускает распоряжение земельным участком, предоставленным на этом праве, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство. Введенное ограничение на распоряжение земельным участком означает невозможность передачи такого участка в аренду или безвозмездное срочное пользование, как предусмотрено ст.267 ГК РФ. Для того чтобы получить право распоряжаться участком, его достаточно переоформить в собственность бесплатно при условии оплаты лишь сборов, установленных федеральными законами для регистрации нового права на землю.
5.4. Аренда земельных участков.
Аренда земельных участков – один из видов пользования земельными участками, предоставляющий иной объем прав, чем вышеуказанные права на землю. Правовое регулирование аренды земельных участков должно основываться на нормах гражданского законодательства, а в Земельном кодексе установлены лишь некоторые особенности аренды земельных участков.
На праве аренды земельные участки могут быть предоставлены как гражданам, так и юридическим лицам.
Земельный кодекс исходит из того, что по общему правилу именно собственники земельных участков могут свободно предоставлять их в аренду в соответствии с нормами гражданского и земельного законодательства. Ограничения установлены в отношении Российской Федерации – собственника земельных участков, указанных в п.4 ст.27 Земельного кодекса в качестве исключенных из оборота. То же положение содержится в п.11 ст.22 – запрет на передачу в аренду изъятых из оборота земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В числе таких исключений можно назвать п.2 ст.16 Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях”, допускающий аренду на территории национальных парков, которые относятся к землям, исключенным из оборота. Исключением из общего правила о передачи земли в аренду ее собственником является предусмотренное п.10 ст.22 Земельного кодекса положение о том, что в случае наследования земельных участков лицам, не достигшим совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия.
Земельным кодексом закреплено преимущественное право арендатора земельного участка по истечении срока договора аренды на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением следующих случаев:

  • когда собственник находящегося на этом участке здания, строения или сооружения захочет реализовать свое преимущественное право на аренду данного земельного участка (п.5 ст.35);
  • когда граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, желают осуществить свое исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды (п.1 ст.36);
  • когда арендодатель желает прекратить договор аренды в связи с совершением арендатором действий (бездействия), предусмотренных ст.46 Земельного кодекса.

Арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока действия договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Однако при заключении договора аренды земельного участка можно предусмотреть необходимость такого согласия. В указанных ситуациях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением случаев передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется. Реализация на практике последней нормы потребует, скорее всего, внесения изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.Аналогичный порядок предусмотрен и для передачи земельного участка в субаренду.
Более широкий объем прав предоставлен в соответствии с п.9 ст.22 Земельного кодекса арендатору при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем 5 лет.
Помимо того, что арендатор земельного участка получает право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, указанная норма предусматривает, что изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды прав арендатора не допускаются.
Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем 5 лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
Если государство или муниципальное образование – собственник земельного участка выразит желание продать его, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу за исключением случаев, предусмотренных п.1 ст.36 Земельного кодекса.
Особая норма, регулирующая передачу земельного участка в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательных работ, содержится в п.7 ст.22 Земельного кодекса, в котором, в частности, определен срок такой аренды – не более чем 1 год.
5.5. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).
Земельный кодекс ввел понятие “публичный сервитут” в земельное законодательство (ст.23) впервые на уровне федерального закона. Однако этот институт не нов для современного российского законодательства. Водный кодекс в 1995г. (ст.ст.43-44) и Лесной кодекс в 1997г. (ст.21) ввели понятия “водные сервитуты” и “лесные сервитуты”. Описание публичного сервитута наиболее подробно до принятия Земельного кодекса было дано в ст.64 Градостроительного кодекса, которая закрепила, что публичный сервитут устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в случаях, когда это определяется государственными или общественными интересами. Земельный кодекс развил эти положения и предусмотрел, что публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (п.2 ст.23 Земельного кодекса).
В соответствии с положениями ст.23 Земельного кодекса в результате установления публичного сервитута, так же как и при установлении частного сервитута, возникает обременение земельного участка правами лиц, в интересах которых он установлен, но только в данном случае круг этих лиц может быть неопределенным: например, при установлении прохода населения через земельный участок (участки) к прибрежной полосе. Известно, что при запрете на приватизацию прибрежной полосы за последние годы огромное количество земельных участков по берегам рек и озер было передано в частную собственность для строительства дач, коттеджей, баз отдыха. В результате население было лишено права свободного доступа к водным объектам. Установление публичных сервитутов может помочь в решении этой проблемы.
Земельным кодексом определены отдельные виды публичных сервитутов, которые корреспондируют предусмотренным Гражданским кодексом частным сервитутам: например, для обеспечения прохода или проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи и т.п. Основное отличие будет, как уже указывалось, в способе установления сервитута и в тех интересах, в которых он устанавливается. Собственник земельного участка в целях прокладки линии электропередачи или газопровода к своему участку может заключать договор с собственником соседнего земельного участка либо с несколькими собственниками участков, через которые будет осуществлен подвод коммуникаций к его участку, и в таком случае это будет частный сервитут. Если же через существующий район индивидуальной жилой застройки будет необходимо провести коммуникации для вновь застраиваемой территории, это скорее всего будет сделано на основе установления публичного сервитута.
Земельным кодексом установлены следующие виды публичных сервитутов:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона скота через земельный участок;
  • сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
  • использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе.

Сервитут может устанавливаться на определенный срок (срочный сервитут) или без указания срока (постоянный сервитут). Это в равной степени относится к частным и к публичным сервитутам. При установлении сервитута должно соблюдаться следующее правило: осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
В отношении платы за ограниченное пользование земельным участком (сервитут) законодатель ввел разные требования по отношению к платности такого использования применительно к частному и публичному сервитуту. Так, собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
При введении публичного сервитута собственник обремененного участка может требовать плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установившего сервитут, если это приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка.
Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (п.7 ст.23). Также лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (п.8 ст.23).
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.
5.6. Безвозмездное срочное пользование земельными участками.
Земельным кодексом (ст.24) закреплено право безвозмездного срочного пользования земельными участками, которое не является совершенно новым институтом для современного российского законодательства. Первым отличительным признаком данного права на землю выступает безвозмездность пользования. Кроме того, предоставление земельных участков в срочное пользование подразумевает установление срока пользования – в договоре или прямо в законе (1 год в соответствии со ст.24 Земельного кодекса). При предоставлении земельных участков на этом праве из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, срок определяется договором: например, при предоставлении служебного надела – сроком трудового договора.
Земельный кодекс предусмотрел три случая предоставления земельных участков на этом этапе:

  • из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, указанными ст.29 Кодекса, юридическим лицам, которые в соответствии с Кодексом сохранили право получать землю в пользование на праве постоянного бессрочного пользования, — то есть государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, но на срок не более чем один год;
  • из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иными гражданами и юридическими лицами на основании договора;
  • из земель организаций, указанных в п.2 ст.24, гражданам в виде служебного надела.

Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков.
Категории работников организаций указанных отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Служебные наделы выделяются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

web-local.rudn.ru

Еще по теме:

  • Трудовой договор пенсия НОРМАТИВНАЯ БАЗА 1. Конституция Российской Федерации. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. 3. Трудовой кодекс Российской Федерации. 1.1. РАБОТНИК принимается на работ у в ______________________________________, подразделение на должность __________________________________________________________________ с […]
  • Право пользоваться адвокатом Согласно конституционному положению каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ч.1 ст. 48 Конституции Российской Федерации). Таким образом при ответе на вопрос кто имеет право воспользоваться профессиональными услугами адвоката ответ достаточно прост - каждый. Проще говоря, право […]
  • Ч 1 ст 292 ук рф приговор 1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния […]
  • Размер пособия по уходу 2012 Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в наименование статьи 14 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г. Статья 14. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального […]
  • Как в фсс получить пособие по беременности и родам Как заполнить 4-ФСС по беременности и родам, волнует многих бухгалтеров, получивших больничный лист от декретницы. Обо всех тонкостях заполнения формы в данном случае читайте в нашей статье. Получив в женской консультации больничный лист по беременности и родам (БиР), работница получает право на оплачиваемый перерыв […]
  • Образец заявления на работу рб Как оплачивается больничный после декретного отпуска, как рассчитывается средний заработок сотрудника в этом случае, в какие сроки производится выплата? Обо всем этом и многом другом вы узнаете из нашей статьи. Больничный после декретного отпуска в 2016 году рассчитывается с учетом требований ч. 1, 3, 5 ст. 14 […]
  • Судебные пошлины в арбитражный суд Уплаченная госпошлина в суд — это одно из основных требований, которое должен выполнить истец, чтобы его дело рассмотрели в законном порядке. Сумма для оплаты разнится для некоторых инстанций и видов заявления, кроме того, отдельные иски требуют расчета, не являясь фиксированными. Как правильно рассчитать размер […]
  • Законы для несовершеннолетних в казахстане Первое, что необходимо для получения материнского капитала в 2016 году, — это верно заполненное заявление установленной формы. В соответствии с приведенными бланками, в заявлении указывается: название органа ПФР, в который направляется документ; паспортные данные заявителя, имеющего право на материнский капитал, […]