Приказ 144 мчс

Приказ МЧС России от 31 марта 2015 г. N 145 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (с изменениями и дополнениями)

Приказ МЧС России от 31 марта 2015 г. N 145
«Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»

В целях организации работы с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»* приказываю:

Утвердить прилагаемую Инструкцию по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

*Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410, N 31, ст. 4196; 2012, N 31, ст. 4470; 2013, N 19, ст. 2307; N 27, ст. 3474; 2014, N 48, ст. 6638.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 апреля 2015 г.
Регистрационный N 36865

Инструкция
по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(утв. приказом МЧС России от 31 марта 2015 г. N 145)

См. справку о порядке рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти

1.1. Настоящая Инструкция по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — Инструкция) разработана в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»*(1) (далее — Закон), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868*(2), и определяет правила приема, регистрации, рассмотрения и хранения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц (далее — обращения граждан), контроля за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан, анализа состояния работы с обращениями граждан, организации и осуществления личного приема граждан в центральном аппарате Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России), в территориальных органах — региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, спасательных воинских формированиях МЧС России, подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формированиях, военизированных горноспасательных частях, образовательных, научных, медицинских, санаторно-курортных и иных учреждениях и организациях, находящихся в ведении МЧС России (далее — территориальные органы и организации МЧС России).

1.2. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно*(3) и основывается на принципах гласности и открытости.

1.3. Рассмотрению должностными лицами в пределах их компетенции подлежат направленные в центральный аппарат МЧС России, территориальные органы и организации МЧС России в письменной форме или в форме электронного документа предложения, заявления и жалобы, а также устные и письменные обращения граждан, представленные на личном приеме.

1.4. Информация об адресах центрального аппарата МЧС России, территориальных органов и организаций МЧС России, справочных телефонах, порядке и сроках рассмотрения обращений граждан, месте и времени личного приема граждан соответствующими должностными лицами размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте МЧС России и официальных сайтах территориальных органов и организаций МЧС России (далее — официальный сайт), на информационных стендах, размещенных в зданиях МЧС России в местах, доступных для посетителей. Запрещается размещение информационных стендов в местах, доступ к которым возможен только при предъявлении документов, удостоверяющих личность граждан.

1.5. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в центральный аппарат МЧС России, территориальные органы и организации МЧС России или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц*(4).

1.6. Руководители структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов и организаций МЧС России несут персональную ответственность за организацию работы с обращениями граждан, их объективное и всестороннее рассмотрение, соблюдение сроков и порядка рассмотрения обращений граждан, систематический анализ обращений граждан.

1.7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов*(5).

2. Прием, регистрация и учет письменных обращений граждан

2.1. Организация работы по приему, регистрации и учету письменных обращений граждан, обращений, поступивших по электронной почте и по факсимильной связи, осуществляется структурным подразделением центрального аппарата МЧС России, ответственным за работу с обращениями граждан.

2.2. С целью приема письменных обращений граждан в центральном аппарате МЧС России, территориальных органах и организациях МЧС России на первых этажах административных зданий в доступных для граждан местах устанавливаются специальные ящики для приема обращений. Выемка корреспонденции производится не реже двух раз в день.

2.3. Поступающие в центральный аппарат МЧС России, территориальные органы и организации МЧС России письменные обращения принимаются соответствующим структурным подразделением центрального аппарата МЧС России, территориального органа или организации МЧС России, ответственным за работу с обращениями граждан (далее — подразделение, ответственное за работу с обращениями граждан).

2.4. Перед вскрытием конвертов, бандеролей, других почтовых отправлений (далее — конверты) должностными лицами структурного подразделения, ответственного за работу с обращениями граждан, проверяется правильность их адресования. Ошибочно (не по адресу) присланные конверты возвращаются на отделение почтовой связи невскрытыми.

2.5. Все конверты, поступившие в адрес центрального аппарата МЧС России, территориальных органов и организаций МЧС России, в том числе адресованные конкретному должностному лицу с пометкой «лично», подлежат обязательному вскрытию и предварительному просмотру.

2.6. В случае выявления опасных или подозрительных вложений в конверте работа с письменным обращением приостанавливается до выяснения обстоятельств и принятия соответствующего решения руководителем структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, ответственного за работу с обращениями граждан, руководителем территориального органа и организации МЧС России или лицом, замещающим их в установленном порядке.

2.7. В случае обнаружения при вскрытии конверта отсутствия в конверте обращения или недостачи, упомянутых гражданином или содержащихся в описи документов, составляется акт, в системе электронного документооборота (далее — СЭД), предназначенной для регистрации, учета и хранения обращений граждан, доведения электронных образов обращений граждан и указаний по исполнению обращений граждан до исполнителей, контроля исполнения обращений граждан, архивной и справочно-информационной работы, вносятся соответствующие отметки.

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается двумя должностными лицами структурного подразделения, ответственного за работу с обращениями граждан. Гражданину направляется ответ с приложенным экземпляром акта, второй экземпляр акта приобщается к полученным документам.

2.8. Конверт хранится вместе с обращением и уничтожается после истечения срока хранения обращения.

2.9. Все обращения граждан, поступающие в адрес центрального аппарата МЧС России, территориальных органов и организаций МЧС России, подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления*(6), за исключением жалоб на решения и действия (бездействие) должностных лиц МЧС России при предоставлении государственных услуг, которые регистрируются не позднее следующего рабочего дня со дня их поступления*(7).

2.10. Регистрация обращений граждан осуществляется в центральном аппарате МЧС России, территориальных органах и организациях МЧС России с использованием СЭД отдельно от других направлений документационного обеспечения и начинается ежегодно с номера 1.

В случае поступления обращения в выходные или праздничные дни регистрация производится в течение трех рабочих дней, следующих за выходными и праздничными днями.

На каждое поступившее обращение в СЭД заводится отдельная регистрационно-контрольная карточка (далее — РКК).

2.11. Основными сведениями об обращении, подлежащими обязательному учету в РКК, являются:

почтовый адрес заявителя(ей) и (или) адрес электронной почты;

шифры вопросов, содержащихся в обращении, в соответствии с типовым общероссийским тематическим классификатором обращений граждан, организаций и общественных объединений;

фамилия и резолюция руководителя структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, территориального органа и организации МЧС России, к которому поступило для рассмотрения обращение, и фамилия лица, ответственного за рассмотрение обращения (исполнителя);

сведения о дате и результатах рассмотрения обращения;

сведения о месте хранения материалов рассмотренного обращения.

2.12. Сведения о кратком содержании сути обращения, внесенные в графу «Краткое содержание» РКК, должны быть конкретными и носить информативный характер.

2.13. Графа «Почтовый адрес» РКК заполняется с соблюдением общепринятого при оформлении почтовой корреспонденции порядка. Если адрес отсутствует и на конверте, и в тексте обращения, при определении региона проживания гражданина следует руководствоваться данными почтового штемпеля по месту отправки.

2.14. Для внесения дополнительных сведений об обращении в РКК предусматривается графа «Примечание».

2.15. При регистрации обращения на лицевой стороне первого листа в правом нижнем углу на свободном от текста месте проставляется регистрационный штамп, в котором указывается дата регистрации обращения и учетный номер, состоящий из буквенного индекса «Г» и порядкового номера.

Текст зарегистрированного обращения сканируется и в электронном виде прикрепляется к РКК.

2.16. Повторные обращения регистрируются также, как и первичные. При этом в РКК обращения проставляется отметка «повторное» с указанием регистрационного номера предыдущего обращения.

Повторным считается обращение, поступившее от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный законодательством Российской Федерации срок рассмотрения или заявитель не удовлетворен данным ему ответом.

Обращения одного и того же заявителя по разным вопросам повторными не являются.

2.17. Письменное обращение, в котором не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ (далее — анонимное обращение), регистрируется в СЭД в общем порядке с пометкой «Анонимное» в графе «Заявитель» РКК. Ответ на такое обращение не дается.

Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией*(8). Информация о направлении обращения по компетенции вносится в РКК.

2.18. Обращения, текст которых не поддается прочтению, регистрируются в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией. При этом в графе «Краткое содержание» делается запись о том, что текст в обращении гражданина не поддается прочтению, о чем в течении # семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению*(9).

2.19. Обращения граждан в форме электронного документа, направленные гражданами путем заполнения специальной формы на официальных сайтах МЧС России, территориальных органов и организаций МЧС России, регистрируются в СЭД.

3.1. Письменное обращение, поступившее в центральный аппарат МЧС России, территориальные органы и организации МЧС России в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения*(10).

3.2. Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается предшествующий рабочий день перед выходным или праздничным днем.

Пункт 3.3 изменен с 19 декабря 2017 г. — Приказ МЧС России от 16 октября 2017 г. N 442

3.3. Сроки рассмотрения обращений граждан исчисляются в календарных днях с даты регистрации в Министерстве, территориальном органе или организации МЧС России.

3.4. Обращения, поступившие с пометкой о срочности доставки «вручить немедленно» или «срочно», рассматриваются в установленном порядке.

3.5. Срок рассмотрения обращения, поступившего в ходе личного приема гражданина, исчисляется с даты приема гражданина.

3.6. Обращения, рассмотренные Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — Министр) или его заместителями, передаются в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, ответственное за работу с обращениями граждан, для регистрации в СЭД и последующего направления в течение трех дней в соответствующие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы и организации МЧС России для рассмотрения.

3.7. Обращения граждан, поступившие в территориальные органы и организации МЧС России и рассмотренные руководителями территориальных органов и организаций МЧС России или лицами, замещающими их в установленном порядке, передаются в соответствующее структурное подразделение, ответственное за работу с обращениями граждан, для регистрации в СЭД и последующего направления в соответствующие структурные подразделения территориальных органов и организаций МЧС России для рассмотрения.

3.8. В случаях, когда обращение направляется для рассмотрения нескольким структурным подразделениям центрального аппарата МЧС России, территориальным органам или организациям МЧС России, ответственным исполнителем является подразделение, указанное в резолюции первым (далее — ответственный исполнитель). Ответственный исполнитель, которому направляется подлинник обращения, осуществляет сбор соответствующей информации от соисполнителей по обращению для подготовки ответа на обращение.

Соисполнители в течение первой половины срока, отведенного на подготовку письменного ответа заявителю, представляют ответственному исполнителю предложения для включения в проект ответа заявителю или сообщают об отсутствии указанных предложений.

Ответственность за качественное и своевременное рассмотрение обращения несут все соисполнители, указанные в резолюции.

3.9. Передача обращений граждан из одного структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, территориального органа или организации МЧС России в другое осуществляется через соответствующее структурное подразделение, ответственное за работу с обращениями граждан, не позднее двух дней со дня регистрации обращения.

3.10. Результатами рассмотрения обращений граждан, в том числе полученных в ходе личного приема граждан, являются:

письменный или направленный в форме электронного документа либо устный, данный на личном приеме, ответ гражданину по существу всех поставленных вопросов;

письменное или направленное в форме электронного документа либо устное, данное на личном приеме, гражданину уведомление:

о направлении обращения в другие государственные органы, органы местного самоуправления или должностному лицу по компетенции;

о приобщении обращения к ранее поступившему обращению;

3.11. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию МЧС России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в центральном аппарате МЧС России, территориальном органе или организации МЧС России в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения*(11).

3.12. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам*(12).

3.13. При направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в случае необходимости могут быть запрошены документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения*(13).

3.14. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, территориальный орган и организацию МЧС России или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется*(14).

3.15. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения*(15).

3.16. По обращениям граждан, принятым к рассмотрению, исполнитель в случае необходимости запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия*(16), проводит проверку по указанным в обращении фактам, при необходимости лично встречается с гражданином, направившим обращение.

По результатам проверки исполнителем составляется акт о результатах проведенной проверки с изложением выявленных нарушений (или отсутствием таковых), выводов и предложений, который утверждается руководителем структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, территориального органа или организации МЧС России, которому поручено рассмотрение обращения.

Заключение не составляется в случае, если гражданин обратился с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Пункт 3.17 изменен с 19 декабря 2017 г. — Приказ МЧС России от 16 октября 2017 г. N 442

3.17. При поступлении в установленном порядке запроса из государственного органа, органа местного самоуправления или от должностного лица, рассматривающих обращение, заместители Министра, руководитель структурного подразделения центрального аппарата, ответственного за организацию административной работы и правовой деятельности, и руководители территориальных органов и организаций МЧС России в течение 15 дней представляют документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок представления.

3.18. В исключительных случаях Министр, заместители Министра, начальники территориальных органов МЧС России, руководители организаций МЧС России или лица, замещающие их в установленном порядке, вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение*(17).

Для продления срока рассмотрения обращения в центральном аппарате МЧС России ответственный исполнитель не позднее трех дней до истечения установленного срока представляет докладную на имя Министра или заместителя Министра, принявшего решение о рассмотрении обращения, согласованную со структурным подразделением центрального аппарата МЧС России, ответственным за работу с обращениями граждан, с информацией о проделанной работе, причинах продления конкретных мероприятий и сроках, необходимых для завершения рассмотрения обращения.

Для продления срока рассмотрения обращения в территориальном органе или организации МЧС России ответственный исполнитель не позднее трех дней до истечения установленного срока представляет докладную на имя руководителя территориального органа или организации МЧС России с информацией о проделанной работе, причинах продления конкретных мероприятий и сроках, необходимых для завершения рассмотрения обращения.

3.19. Ответ гражданину готовится ответственным исполнителем с учетом утвержденного заключения (если оно составлялось), информации, представленной соисполнителями, документов и материалов, представленных другими государственными органами, органами местного самоуправления.

При одновременном поступлении основного обращения и его дубликата либо поступления дубликата до окончания рассмотрения основного обращения заявителю дается единый ответ.

Если дубликат поступил после окончания рассмотрения основного обращения, то заявителю направляется ответ со ссылкой на дату и исходящий номер отправленного ответа на основное обращение. Копия ответа направляется в случае прямого указания заявителя о его неполучении.

3.20. Текст ответа составляется в официальном стиле без употребления служебных аббревиатур. Ответ на обращение должен содержать обоснованный и мотивированный ответ на каждый изложенный в обращении вопрос. При необходимости в ответе приводится ссылка на законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Пункт 3.21 изменен с 19 декабря 2017 г. — Приказ МЧС России от 16 октября 2017 г. N 442

3.21. В случае получения письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, заместители Министра, руководитель структурного подразделения центрального аппарата, ответственного за организацию административной работы и правовой деятельности, и руководители территориальных органов и организаций МЧС России или лица, замещающие их в установленном порядке, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом*(18).

3.22. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, Министр, заместители Министра, руководители территориальных органов и организаций МЧС России или лица, замещающие их в установленном порядке, вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение*(19).

3.23. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений*(20).

3.24. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в центральный аппарат МЧС России, территориальный орган и организацию МЧС России или соответствующему должностному лицу*(21).

Пункт 3.25 изменен с 19 декабря 2017 г. — Приказ МЧС России от 16 октября 2017 г. N 442

3.25. Ответы на обращения граждан, рассмотренные в центральном аппарате МЧС России, визируются руководителем структурного подразделения, которому поручено рассмотрение обращения в соответствии с резолюцией и подписываются заместителями Министра, руководителем структурного подразделения центрального аппарата, ответственного за организацию административной работы и правовой деятельности.

Ответы на обращения граждан, рассмотренные в территориальных органах и организациях МЧС России, подписываются руководителем территориального органа или организации МЧС России или лицом, замещающего его в установленном порядке.

3.26. Подлинные документы (свидетельство о рождении, паспорт, диплом, трудовая книжка, водительское удостоверение, свидетельство о регистрации, свидетельство о праве собственности и другие правоустанавливающие документы), денежные знаки и ценные бумаги возвращаются гражданину заказным отправлением вместе с ответом. При этом в ответе ответственным исполнителем должны быть перечислены их наименования и указано количество листов приложения.

3.27. Ответы на обращения граждан печатаются на бланках установленного образца и после регистрации в СЭД направляются по почте, по адресу электронной почты или по требованию выдаются на руки заявителям под роспись в журнале учета личного приема граждан, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 1 к настоящей Инструкции.

Пункт 3.28 изменен с 19 декабря 2017 г. — Приказ МЧС России от 16 октября 2017 г. N 442

3.28. Обращения, содержащие сведения о фактах коррупции должностных лиц Министерства либо об их личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, направляются в установленном порядке в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, отвечающее за профилактику коррупционных и иных правонарушений, для рассмотрения и подготовки проекта ответа.

3.29. Министр, заместители Министра, руководители структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов и организаций МЧС России принимают меры по защите чести и достоинства сотрудников, служащих и работников МЧС России, реализации или восстановлении их законных прав, если порочащие их сведения, изложенные в обращениях, не нашли свое подтверждение.

4.1. Личный прием граждан в системе МЧС России проводится должностными лицами в соответствии с Регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом МЧС России от 02.09.2014 N 484 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 октября 2014 г., регистрационный N 34275).

4.2. Организация приема граждан руководством МЧС России обеспечивается структурным подразделением, ответственным за работу с обращениями граждан.

4.3. Графики приема граждан размещаются на официальных сайтах МЧС России, территориальных органов и организаций МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на информационных стендах, размещенных в зданиях МЧС России в местах, доступных для посетителей.

4.4. Прием граждан, как правило, ведется в специально оборудованных помещениях на нижних этажах зданий (строений), оснащенных оргтехникой, имеющих отдельный вход и приспособленных пандусом для лиц с ограниченными физическими возможностями.

4.5. Место ожидания оборудуется информационными стендами для граждан, системами кондиционирования (охлаждения и нагревания) воздуха, средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации, средствами оказания первой помощи, а также схемами размещения средств пожаротушения и путей эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации. В месте ожидания предусматривается доступ к местам общественного пользования. При наличии возможности места ожидания оборудуются электронной системой управления очередью и другими техническими средствами.

4.6. Помещения для приема обеспечиваются стульями, столами, а также писчей бумагой и ручками.

4.7. Рабочие места сотрудников, осуществляющих прием граждан, оборудуются телефонной связью, а также оргтехникой.

4.8. Должностные лица, участвующие в приеме, обеспечиваются настольными или настенными табличками с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и должности.

4.9. Прием граждан ведется в порядке очередности. Допускается прием по предварительной записи.

4.10. Прием инвалидов, многодетных, пенсионеров, иногородних граждан производится вне очереди.

4.11. Подготовка документов для приема граждан Министром, его заместителями возлагается на руководителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, начальников территориальных органов МЧС России, руководителей организаций МЧС России, к компетенции которых относятся вопросы, поставленные в обращении.

4.12. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность*(22).

4.13. В случае грубого, агрессивного поведения гражданина прием прекращается, о чем делается запись в журнале учета посетителей. Граждане с признаками алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения на прием не допускаются.

4.14. Во время личного приема гражданин делает устное заявление, которое регистрируется в журнале приема граждан, либо оставляет письменное обращение по существу задаваемых им вопросов.

В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема, рекомендуемый образец которой приведен в приложении N 2 к настоящей Инструкции. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов*(23).

4.15. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

4.16. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию МЧС России, гражданину дается разъяснение о порядке дальнейшего обращения*(24).

4.17. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в рассмотрении его обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов*(25).

4.18. Ответственность за обеспечение приема граждан и учет обращений, рассмотренных на личном приеме, несут руководители структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов и организаций МЧС России.

5. Контроль за соблюдением порядка и сроков рассмотрения обращений граждан

5.1. Контроль за соблюдением порядка и сроков рассмотрения обращений граждан осуществляется в целях обеспечения своевременного и качественного исполнения поручений по обращениям граждан, принятия оперативных мер по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, анализа содержания поступающих обращений, хода и результатов работы с обращениями граждан.

Контроль за соблюдением порядка и сроков рассмотрения обращений граждан включает:

сбор и обработку информации о ходе рассмотрения обращений;

подготовку оперативных запросов исполнителям о ходе и состоянии исполнения поручений по обращениям;

подготовку и обобщение данных о содержании и сроках исполнения поручений по обращениям граждан;

снятие с контроля поручений по рассмотренным обращениям.

5.2. Контроль за соблюдением порядка и сроков рассмотрения обращений граждан, который должен быть постоянным, всесторонним и объективным, осуществляется руководителями структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов и организаций МЧС России или их заместителями.

5.3. Структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, ответственное за работу с обращениями граждан, осуществляет контроль за исполнением всех обращений, поступивших на рассмотрение в центральный аппарат МЧС России, и особый контроль за соблюдением порядка и сроков рассмотрения обращений граждан, поступивших из органов государственной власти с контролем исполнения.

На обращениях граждан (сопроводительных письмах к ним), взятых на особый контроль, проставляется штамп «Контроль» и делается соответствующая отметка в РКК.

при представлении ответственным исполнителем копии ответа заявителю по существу изложенных в обращении вопросов;

при представлении ответственным исполнителем копии ответа контролирующему органу;

при представлении ответственным исполнителем информации о личной встрече с заявителем и решении вопросов, изложенных в обращении, с направлением письменного ответа заявителю;

при представлении ответственным исполнителем копии сопроводительного письма о направлении обращения в другой государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, и уведомления гражданину, направившему обращение, о переадресации обращения.

Датой снятия с контроля является дата отправления окончательного ответа гражданину и (или) в контролирующий орган.

5.5. Структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, ответственное за работу с обращениями граждан, с установленной периодичностью представляет информацию об обращениях, срок рассмотрения которых истек, и информирует руководство МЧС России о ходе рассмотрения обращений граждан.

5.6. Руководители структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов и организаций МЧС России и их заместители должны регулярно проверять состояние исполнительской дисциплины, рассматривать случаи нарушения установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения обращений граждан, принимать меры по устранению выявленных нарушений.

6. Организация хранения письменных обращений и материалов, связанных с их рассмотрением

6.1. Письменные обращения и материалы, связанные с их рассмотрением, формируются в дела в соответствующих структурных подразделениях центрального аппарата МЧС России, территориальных органов и организаций МЧС России в соответствии с номенклатурой дел.

6.2. Каждое рассмотренное письменное обращение и все материалы, связанные с их рассмотрением, формируются в отдельный блок документов в следующей последовательности:

письменное обращение, приложения к нему (если имеются);

визовые копии ответа автору обращения, промежуточных ответов автору (если имеются);

письменная докладная о продлении срока рассмотрения обращения (если имеется);

заключение о результатах проведенной проверки (в случае ее проведения);

материалы проверки по письменному обращению (в случае ее проведения).

6.3. При необходимости направления или возврата самого обращения после его рассмотрения в другие государственные органы, органы местного самоуправления или другому должностному лицу в блок документов по письменному обращению подшивается его копия, а также визовая копия сопроводительного документа. В РКК вносятся соответствующие сведения.

6.4. Материалы по письменным обращениям граждан, сгруппированные в блоки, подшиваются в дела в хронологическом, исходя из даты регистрации обращения, или в алфавитном порядке и хранятся в соответствии с требованиями инструкции по делопроизводству.

6.5. Должностным лицам, ответственным за делопроизводство по обращениям граждан, запрещается принимать на хранение нерассмотренные письменные обращения, а также неправильно или не полностью оформленные материалы проверок по письменным обращениям.

6.6. Запрещается хранение рассмотренных материалов по письменным обращениям у исполнителей.

7.1. Обращения граждан должны систематически анализироваться и обобщаться в целях своевременного выявления причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, а также совершенствования работы с обращениями граждан в центральном аппарате МЧС России, территориальных органах и организациях МЧС России.

Особое внимание должно быть обращено на устранение причин, вызывающих повторные и коллективные жалобы, по вопросам, которые могут и должны разрешаться в структурных подразделениях центрального аппарата МЧС России, территориальных органах и организациях МЧС России.

7.2. Анализ состояния работы с обращениями граждан в центральном аппарате МЧС России, территориальных органах и организациях МЧС России осуществляется ежеквартально путем предоставления в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, ответственное за работу с обращениями граждан, информации:

о количестве и характере рассмотренных обращений граждан;

о количестве и характере решений, принятых по обращениям граждан в пределах своих полномочий;

о количестве и характере судебных споров с гражданами, а также сведения о принятых по ним судебных решениях;

7.3. Структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, ответственное за работу с обращениями граждан, обобщает результаты анализа обращений граждан в системе МЧС России и представляет доклад Министру.

7.4. Проведение проверок осуществляется с определенной периодичностью структурным подразделением центрального аппарата МЧС России или территориального органа МЧС России, ответственным за работу с обращениями граждан, в ходе которых изучаются и оцениваются:

организация работы по планированию и проведению организационных мероприятий по повышению исполнительской дисциплины, улучшению качества рассмотрения обращений, выявлению и устранению причин, порождающих повторные жалобы;

статистические и аналитические материалы, связанные с рассмотрением обращений граждан;

материалы коллегий и совещаний, на которых рассматривались вопросы организации и совершенствования рассмотрения обращений;

организация приема и регистрации письменных обращений граждан;

номенклатурные дела с письменными обращениями и материалами, связанными с их рассмотрением, на предмет полномочий должностного лица на подписание ответа, а также соблюдения порядка и сроков рассмотрения обращений;

знание сотрудниками, осуществляющими работу с обращениями граждан, требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих работу с обращениями граждан, а также должностных инструкций;

иные документы, необходимые для объективного и качественного анализа состояния работы с обращениями граждан.

7.5. По результатам проверок составляются справки, предусматривающие сроки устранения выявленных недостатков.

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410, N 31, ст. 4196; 2013, N 31, ст. 4470; 2013, N 19, ст. 2307, N 27, ст. 3474; 2014, N 48, ст. 6638

*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2697, N 51, ст. 6285; 2010, N 19, ст. 2301, N 20, ст. 2435, N 51 (ч. 1), ст. 6903; 2011, N 1, ст. 193, ст. 194, N 2, ст. 267, N 40, ст. 5532; 2012, N 2, ст. 243, N 6, ст. 643, N 19, ст. 2329, N 47, ст. 6455; 2013, N 26, ст. 3314, N 52 (ч. 2), ст. 7137; 2014, N 11, ст. 1131, N 27, ст. 3754; 2015, N 4, ст. 641, N 11, ст. 1588

*(3) Часть 3 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон)

*(7) Пункт 15 Правил подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также Государственной копрорации по атомной энергии «Росатом» и ее должностных лиц, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ее должностных лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 35, ст. 4829; 2014, N 50, ст. 7113)

base.garant.ru

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 июня 2006 г. N 7904

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

О ПОРЯДКЕ ПРИЕМА, РЕГИСТРАЦИИ И ПРОВЕРКИ

СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И ИНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ В ОРГАНАХ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,

В соответствии со статьями 40, 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921), статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649), пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820 «О государственном пожарном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (ч. II), ст. 5491), а также во исполнение пункта 5.2 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2005 г., регистрационный N 7339) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России).

2. Признать утратившим силу Приказ МЧС России от 15.06.2004 N 283 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации, разрешения и учета сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, и иной информации о пожарах» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 сентября 2004 г., регистрационный N 6028).

О ПОРЯДКЕ ПРИЕМА, РЕГИСТРАЦИИ И ПРОВЕРКИ

СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И ИНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ В ОРГАНАХ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,

1. Настоящая Инструкция разработана на основе Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК Российской Федерации), Федерального закона «О пожарной безопасности» , иных федеральных законов и Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» и устанавливает единый порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — органы ГПС МЧС России, если не указано иное), а также определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649.

Для целей настоящей Инструкции под сообщением об ином происшествии следует понимать информацию об административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, связанных с пожарами, поступившую по телефону, телеграфу, факсимильной и иным видам связи, а также сведения об этом, содержащиеся в жалобах и иных обращениях граждан, должностных лиц и организаций.

2. Действие Инструкции распространяется на следующих должностных лиц органов ГПС МЧС России в пределах их компетенции:

а) заместителей главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору; государственных инспекторов Российской Федерации по пожарному надзору — начальников управлений государственного пожарного надзора региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместителей;

б) главных государственных инспекторов специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместителей; главных государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместителей;

в) старших дознавателей и дознавателей органов ГПС МЧС России (далее — дознаватели ГПС МЧС России);

3. Организация работы по обеспечению приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях, контроль за их осуществлением возлагаются на должностных лиц, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящей Инструкции.

4. Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами, указанными в настоящей Инструкции, возложенных на них полномочий и обязанностей по приему, регистрации, проверке сообщений о преступлениях и иных происшествиях, а также принятию по ним процессуальных решений влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

5. Сообщения о преступлениях вне зависимости от территории и времени совершения преступных деяний, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности принимаются во всех органах ГПС МЧС России.

6. В общедоступных помещениях административных зданий органов ГПС МЧС России на стендах размещаются: выписки из положений УПК Российской Федерации и настоящей Инструкции, регламентирующих порядок приема сообщений о преступлениях; образцы письменного заявления о преступлении, письменного заявления о явке с повинной и требования по их составлению; перечень должностных лиц органов ГПС МЧС России, правомочных принимать такие сообщения, а также оформлять протоколы принятия устного заявления о преступлении; сведения о руководителях и иных должностных лицах органов прокуратуры и суда (должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, адрес органа и номер служебного телефона), которым в соответствии с УПК Российской Федерации могут быть обжалованы действия, связанные с приемом (или отказом в приеме) сообщений о преступлениях. Такая информация может быть доведена полностью или частично до сведения граждан через средства массовой информации и размещена на Интернет-сайте МЧС России и (или) интернет-сайтах территориальных органов МЧС России.

7. Правомочными осуществлять прием сообщений о преступлениях и оформлять их в соответствии с требованиями УПК Российской Федерации являются должностные лица, указанные в подпунктах «а», «б», «в» пункта 2 настоящей Инструкции.

Должностные лица органов ГПС МЧС России, перечисленные в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящей Инструкции, вправе уполномочить своими распоряжениями иных подчиненных должностных лиц, с учетом степени их юридической подготовки, принимать и оформлять сообщения о преступлениях.

Должностные лица, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящей Инструкции, принимают сообщения о преступлениях, как правило, в дни и часы, предусмотренные графиком приема граждан.

Круглосуточный прием сообщений о преступлениях и их оформление осуществляются в органах ГПС МЧС России при наличии организованного постоянного дежурства дознавателей, а также должностных лиц, уполномоченных на осуществление этих действий. Их отсутствие не является основанием для иных должностных лиц, указанных в подпункте «г» пункта 2 (из числа уполномоченных принимать сообщения о преступлениях) настоящей Инструкции, отказать заявителю в приеме от него сообщения о преступлении.

Прием руководителями органов ГПС МЧС России граждан с жалобами на то, что дознаватель или иное уполномоченное должностное лицо органов ГПС МЧС России отказалось принять сообщение о преступлении, осуществляется незамедлительно.

8. Заявление о преступлении может быть сделано заявителем, прибывшим в орган ГПС МЧС России, в устном или письменном виде.

Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

9. Прибывшему в орган ГПС МЧС России с сообщением о преступлении предлагается написать соответствующее заявление, в котором он также указывает о своей осведомленности об ответственности по ст. 306 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК Российской Федерации), которая может наступить в случае заведомо ложного доноса.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954.

10. Устное сообщение о преступлении заносится в протокол (приложение 2 к ст. 476 УПК Российской Федерации). При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Протокол подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. В нем должны также содержаться данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность.

11. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно заносится в протокол следственного действия. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

12. Заявление о явке с повинной (добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении) может быть сделано как в произвольном письменном, так и в устном виде. Принятое устное заявление заносится в протокол (приложение 3 к ст. 476 УПК Российской Федерации).

13. Сообщения о совершенном или готовящемся преступлении и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, если они не были приняты и (или) оформлены в порядке, установленном пунктами 8 — 12 настоящей Инструкции, считаются полученными из иных источников. Такими источниками могут быть, например, сведения, распространенные в средствах массовой информации, содержащиеся в письмах, жалобах и иных обращениях граждан и организаций; информация, переданная по телефону, телеграфу и иным средствам связи.

При обнаружении признаков преступления в ходе проверки вышеуказанных сообщений должностные лица, указанные в пункте 2 настоящей Инструкции, составляют рапорт (приложение 1 к ст. 476 УПК Российской Федерации). Аналогичный рапорт составляется дознавателем ГПС МЧС России в случае выявления в ходе расследования уголовного дела признаков другого ранее неучтенного преступления.

14. Должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями сообщение о преступлении, обязано выдать заявителю под роспись в талоне-корешке талон-уведомление (приложение N 1 к настоящей Инструкции) о принятии этого сообщения с указанием в нем данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

15. Бланки талонов-уведомлений и талонов-корешков изготавливаются типографским способом.

Заполненные талоны-корешки сдаются должностному лицу органа ГПС МЧС России, осуществившему регистрацию этого сообщения (для отчета и организации их хранения в течение одного года с момента выдачи талона-уведомления заявителю).

16. Отказ в принятии сообщения о преступлении правомочным должностным лицом, а также невыдача им заявителю уведомления о приеме сообщения о преступлении недопустимы.

17. Сообщения об иных происшествиях принимаются в круглосуточном режиме согласно территориальности по каналам единой телефонной связи «01».

18. Прием сообщений об иных происшествиях осуществляется должностными лицами дежурных смен единой дежурно-диспетчерской службы (дежурными диспетчерами) — «01».

19. Для регистрации поступивших по почте и принятых сообщений о преступлениях, обеспечения контроля за соблюдением сроков их проверки и полученными результатами, а также принятыми процессуальными решениями в каждом органе ГПС МЧС России ведется Книга регистрации сообщений о преступлениях (приложение N 2 к настоящей Инструкции).

В Книге регистрации сообщений о преступлениях (далее — КРСП, если не указано иное) отражаются следующие сведения: порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению о преступлении; дата и время его принятия; сведения о заявителе, должностном лице, его принявшем; номер талона-уведомления, выданного заявителю; дата и время регистрации сообщения, а также сведения о лице, его зарегистрировавшем; краткое изложение сообщения; резолюция руководителя; должность, фамилия лица, получившего для проверки сообщение о преступлении, его подпись и дата; сведения о принятом процессуальном решении и дате его принятия; особые отметки (о продлении срока проверки, отметки проверяющих лиц и т.д.).

КРСП хранится не менее 3 лет с момента регистрации в ней последнего сообщения о преступлении.

20. Обязанности по ведению КРСП и регистрации в ней сообщений о преступлениях возлагаются решением руководителя органа ГПС МЧС России на одно из должностных лиц, указанных в подпунктах «б» — «г» пункта 2 настоящей Инструкции, а также могут быть возложены на специалиста.

21. При регистрации сообщения о преступлении в нем проставляется штамп регистрации (приложение N 3 к настоящей Инструкции), в оттиск которого вносятся регистрационный номер сообщения по КРСП, дата регистрации, фамилия, инициалы и подпись должностного лица, зарегистрировавшего данное сообщение.

22. Функции по регистрации сообщений о преступлениях в нерабочее время и нерабочие дни могут быть также возложены на дежурных дознавателей ГПС МЧС России.

23. Должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении, обязано принять меры к незамедлительной его регистрации в КРСП, ведущейся в том органе ГПС МЧС России, в котором оно проходит службу, если иное не установлено настоящей Инструкцией.

24. При наличии причин, препятствующих должностному лицу зарегистрировать в течение 3 часов принятое им сообщение о преступлении (например, в связи со значительной отдаленностью от места регистрации, стихийным бедствием, непогодой и т.д.), сведения о таком сообщении могут быть внесены в КРСП на основании информации, переданной (полученной) по различным каналам связи (почтовой, телефонной, телеграфной и другим средствам передачи информации), либо по его прибытию в орган ГПС МЧС России.

25. Регистрация рапорта об обнаружении признаков преступления, составленного по результатам проверки полноты регистрации сообщений о преступлении и ином происшествии, жалоб и иных обращений граждан и организаций осуществляется в том органе ГПС МЧС России, в котором он был составлен.

26. Регистрация сообщений о преступлениях, принятых должностными лицами, перечисленными в части 3 ст. 40 УПК Российской Федерации, осуществляется на основании полученной от этих лиц информации. Такая информация может быть передана (получена) по различным каналам связи.

27. Поступившие по подследственности заверенные в установленном порядке копии (выписки) протоколов судебного заседания и протоколов следственных действий с внесенными в них сообщениями о других неучтенных преступлениях подлежат регистрации в том органе ГПС МЧС России, в который они поступили для проверки.

Регистрации в КРСП также подлежат сообщения о преступлениях, поступившие для проверки и принятия процессуального решения из вышестоящих органов ГПС МЧС России (независимо от ранее произведенной регистрации).

28. Запрещается отражать в КРСП ставшие известными сведения о частной жизни заявителя (пострадавшего), его личной и семейной тайне, а также иную конфиденциальную информацию, охраняемую законом.

29. Непринятие правомочным должностным лицом мер к регистрации принятого сообщения о преступлении или отказ в регистрации представленного сообщения недопустимы.

30. Регистрация сообщений об иных происшествиях осуществляется непосредственно при их поступлении от должностных лиц, указанных в пункте 18 настоящей Инструкции к должностному лицу органа ГПС МЧС России, на которое решением должностных лиц органа ГПС МЧС России, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящей Инструкции, возложена обязанность по регистрации указанных сообщений.

Регистрация сообщений об иных происшествиях производится должностным лицом органа ГПС МЧС России в Журнале регистрации пожаров и иных происшествий (приложение N 4 к настоящей Инструкции).

В Журнале регистрации пожаров и иных происшествий (далее — ЖРП, если не указано иное) отражаются следующие сведения: порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению о происшествии; дата и время его принятия; данные о заявителе, должностном лице, его принявшем и зарегистрировавшем; краткое изложение сообщения; фамилия лица, получившего для проверки сообщение о происшествии, и время получения; результаты проверки сообщения; особые отметки (номер карточки учета пожара; акт или рапорт о последствиях пожара и т.д.).

ЖРП хранится не менее 3 лет с момента регистрации в нем последнего сообщения о происшествии.

Запрещается отражать в ЖРП ставшие известными сведения о частной жизни заявителя (пострадавшего), его личной и семейной тайне, а также иную конфиденциальную информацию, охраняемую законом.

31. Непринятие правомочным либо уполномоченным должностным лицом органа ГПС МЧС России мер к регистрации принятого сообщения об ином происшествии или отказ в регистрации представленного сообщения недопустимы.

32. При наличии причин, препятствующих должностному лицу незамедлительно сдать на регистрацию сообщение об ином происшествии (в связи со значительной отдаленностью от места регистрации, стихийным бедствием, непогодой и т.п.), регистрация такого сообщения в ЖРП может быть осуществлена на основании информации, переданной (полученной) по различным каналам связи. В иных случаях регистрация указанных сообщений может быть осуществлена при прибытии должностного лица в орган ГПС МЧС России.

33. Если сообщение об ином происшествии не относится к компетенции органов ГПС МЧС России или указанное в нем происшествие произошло на территории, обслуживаемой другим органом ГПС МЧС России, то сообщение об этом передается по территориальности, о чем делается отметка в ЖРП.

34. Принятые сообщения о преступлениях, в том числе поступившие по почте, после их регистрации незамедлительно докладываются должностным лицам, указанным в подпунктах «а», «б» пункта 2 настоящей Инструкции, которые организуют проверку сообщений о преступлениях, в том числе, по которым были произведены отдельные следственные действия по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы).

35. Анонимные заявления о преступлениях, которые в соответствии с частью 7 ст. 141 УПК Российской Федерации не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, направляются по решению должностных лиц органов ГПС МЧС России, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящей Инструкции, в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность , для проверки в установленном порядке. Если указанная в таких сообщениях информация требует незамедлительной проверки, то она должна быть немедленно передана по различным каналам связи.

Статья 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349).

36. Правомочными проверять сообщения о преступлениях являются дознаватели органов ГПС МЧС России.

37. Должностные лица органов ГПС МЧС России, указанные в подпунктах «а», «б» пункта 2 настоящей Инструкции, вправе уполномочить своими решениями иных подчиненных должностных лиц, с учетом степени их юридической подготовки, проверять сообщения о преступлениях.

38. В ходе проверки сообщений о преступлениях правомочные или уполномоченные на это должностные лица органов ГПС МЧС России могут: получать объяснения; истребовать и изучать необходимые документы и материалы; назначать документальные проверки или ревизии; затребовать имеющиеся в распоряжении средств массовой информации документы и материалы, подтверждающие сведения о преступлении, а также данные о лице, представившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации; произвести отдельные следственные действия по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, предусмотренные статьей 146 УПК Российской Федерации, а также осуществить иные действия, предусмотренные Федеральным законом «О пожарной безопасности».

39. Если при проверке поступившего и зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что оно подлежит передаче в другой орган дознания или предварительного следствия по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд, то должностное лицо, принявшее или проверяющее сообщение, обязано вынести в 3 экземплярах постановление о передаче сообщения по подследственности (приложение 10 к ст. 476 УПК Российской Федерации) или постановление о передаче сообщения в суд (приложение 11 к ст. 476 УПК Российской Федерации).

Первый экземпляр постановления вместе с сообщением о преступлении и иными документами (при их наличии) должен быть в течение суток после его вынесения направлен в соответствующий орган по подследственности или подсудности, второй — заявителю, а третий экземпляр с копией сообщения приобщается в накопительное дело органа ГПС МЧС России (приложение N 5 к настоящей Инструкции), направившего вышеназванные документы.

Информация, содержащаяся в сообщениях, требующих неотложного реагирования, либо постановление с этим сообщением должны быть предварительно переданы в соответствующий орган по подследственности по каналам телефонной или факсимильной связи.

Информация о направлении сообщений и постановлений по подследственности или подсудности регистрируется в журналах и разносных книгах, предусмотренных инструкцией по ведению делопроизводства, о чем делается отметка в КРСП.

Если по сообщению о преступлении принято решение о направлении его для проверки и принятия процессуального решения в нижестоящий орган ГПС МЧС России, то об этом делается соответствующая отметка в КРСП.

40. Повторные сообщения приобщаются к первичному сообщению об этом же преступлении, если по нему еще не принято процессуальное решение, о чем делается соответствующая отметка в КРСП.

В случаях, когда по принятому и зарегистрированному сообщению о преступлении будет установлено, что по результатам проверки другого сообщения об этом же преступлении, поступившего от этого же или иного заявителя, было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о его возбуждении, такое сообщение приобщается к соответствующему материалу или возбужденному (прекращенному) уголовному делу, о чем уведомляется заявитель, а также делается соответствующая отметка в КРСП.

41. Проверка сообщения о преступлении должна быть завершена не позднее 3 суток со дня поступления первого сообщения о нем.

Должностные лица, указанные в подпунктах «а», «б» пункта 2 настоящей Инструкции, вправе продлить срок проверки сообщения о преступлении до 10 суток. При необходимости проведения документальных проверок или ревизий срок проверки сообщения о преступлении может быть продлен прокурором или его заместителем до 30 суток.

42. Ходатайство о продлении срока проверки сообщения оформляется в виде постановления (приложения 8 и 9 к ст. 476 УПК Российской Федерации) в 2 экземплярах. Первый из них подшивается в материалы проверки, а второй — в накопительное дело.

43. О продлении срока проверки сообщения о преступлении должна быть произведена соответствующая отметка в КРСП.

44. По сообщениям о преступлениях принимаются решения, предусмотренные ст. 145 УПК Российской Федерации. В случаях принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела этот материал регистрируется в Журнале регистрации материалов об отказе в возбуждении уголовных дел (далее — ЖРОМ) (приложение N 6 к настоящей Инструкции), а по нереабилитирующим основаниям — дополнительно (через дробь) в Едином журнале учета преступлений, лиц, их совершивших, и движении уголовных дел , о чем делается соответствующая отметка в КРСП.

Приложение к Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов (приложение N 3 к Приказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2005 г., регистрационный N 7339).

45. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: перечень должностных лиц органов ГПС МЧС России приведен в пункте 2 данной Инструкции, в частности, в подпунктах «а» и «б» этого пункта.

46. Проверка сообщений об иных происшествиях осуществляется должностными лицами органов ГПС МЧС России по решению должностных лиц, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящей Инструкции.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: перечень должностных лиц органов ГПС МЧС России приведен в пункте 2 данной Инструкции, в частности, в подпунктах «а» и «б» этого пункта.

47. По результатам проверки сообщений об иных происшествиях должностным лицом, ее осуществившим, составляется и докладывается должностным лицам органа ГПС МЧС России, указанным в подпунктах «а» и «б» настоящей Инструкции, рапорт, к которому могут быть приложены соответствующие материалы (протокол об административном правонарушении, акты, справки, объяснения и др.).

48. Сроки проверки сообщений об иных происшествиях определяются с учетом федерального законодательства должностным лицом органа ГПС МЧС России, ее поручившим (назначившим).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: перечень должностных лиц органов ГПС МЧС России приведен в пункте 2 данной Инструкции, в частности, в подпунктах «а» и «б» этого пункта.

49. Должностные лица органов ГПС МЧС России, указанные в подпунктах «а» и «б» настоящей Инструкции, рассмотрев представленные результаты проверки сообщения об ином происшествии, в соответствии со своими полномочиями принимают одно из следующих решений:

а) о регистрации рапорта в КРСП, организации проверки в порядке ст. 144 УПК Российской Федерации или о его направлении по подследственности;

б) о привлечении лица к административной ответственности по представленному протоколу об административном правонарушении;

в) о возбуждении административного дела и производстве административного расследования;

г) о списании материалов проверки в накопительное дело.

50. О принятом решении должно быть письменно уведомлено лицо, сообщившее об ином происшествии, если оно установлено.

51. Контроль за соблюдением порядка приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах ГПС МЧС России осуществляется должностными лицами органов ГПС МЧС России, указанными в подпунктах «а», «б» пункта 2 настоящей Инструкции, а также по их поручениям иными должностными лицами органов ГПС МЧС России.

52. Ежедневный контроль за своевременностью и полнотой регистрации сообщений о преступлениях и иных происшествиях, а также за соблюдением правил ведения книг и журналов, предусмотренных настоящей Инструкцией, возлагается на заместителей:

главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору;

начальников управлений государственного пожарного надзора региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — государственных инспекторов Российской Федерации по пожарному надзору;

главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;

главных государственных инспекторов специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору;

главных государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.

53. Начальник управления государственного пожарного надзора МЧС России — заместитель главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору; начальники управлений государственного пожарного надзора региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору; главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; главные государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору; главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору своим решением создают в органе ГПС МЧС России специальную комиссию по проверке регистрационно-учетной дисциплины (далее — Комиссия), которая обязана проводить ежемесячные сверки своевременности и полноты регистрации сообщений о преступлениях и иных происшествиях, соблюдения сроков их проверки, обоснованности принятых решений, а также по решениям вышеуказанных должностных лиц, проводить служебные проверки в отношении должностных лиц органов ГПС МЧС России, допустивших нарушения требований законодательных и иных нормативных правовых актов при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях и иных происшествиях. Председателем комиссии назначается заместитель:

начальника управления государственного пожарного надзора МЧС России;

начальника управления государственного пожарного надзора региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

главного государственного инспектора субъекта Российской Федерации по пожарному надзору;

главного государственного инспектора специального или воинского подразделения федеральной противопожарной службы по пожарному надзору;

главного государственного инспектора города (района) субъекта Российской Федерации по пожарному надзору.

54. По результатам вышеуказанных сверок Комиссия составляет акт (приложение N 7), а по результатам служебной проверки — заключение, которые докладываются начальнику управления государственного пожарного надзора МЧС России; начальникам управлений государственного пожарного надзора региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — государственным инспекторам Российской Федерации по пожарному надзору; главным государственным инспекторам субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; главным государственным инспекторам специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору; главным государственным инспекторам городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, который принимает безотлагательные меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, а также применяет в отношении виновных лиц меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

55. В ходе инспектирования и контрольных проверок, проводимых вышестоящими органами ГПС МЧС России, в обязательном порядке должно изучаться состояние регистрационно-учетной дисциплины при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях и иных происшествиях. Результаты проверок подлежат отражению в соответствующих справках, которые после их составления представляются для ознакомления под роспись начальнику проверенного органа ГПС МЧС России.

56. Принятые, зарегистрированные и проверяемые (проверенные) сообщения о преступлениях, книги регистрации сообщений о преступлениях, талоны-корешки, материалы проверки и постановления, вынесенные по результатам рассмотрения этих сообщений, представляются прокурорам, их заместителям и по их поручениям иным прокурорским работникам, должностным лицам органов ГПС МЧС России, указанным в подпунктах «а», «б» пункта 2 настоящей Инструкции, контролирующим (проверяющим) должностным лицам вышестоящих органов ГПС МЧС России, а также в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также ведомственными нормативными правовыми актами, — судьям и другим должностным лицам.

www.mchs.gov.ru

Еще по теме:

  • Разрешение на оружие юридическому лицу Приказ МВД РФ от 19 июня 2012 г. N 609 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу с особыми уставными задачами разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему" (с изменениями и […]
  • Размер пособия по уходу 2012 Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в наименование статьи 14 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г. Статья 14. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального […]
  • Приказ мвд россии 543 Приказ МВД РФ от 20 февраля 2012 г. N 106 "О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, и утверждении Перечня отдельных должностей сотрудников органов внутренних дел […]
  • Правила выписывания и оформления рецептов Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства […]
  • Приказ министра образования об аттестации Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. N 968 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. N 968"Об […]
  • Срок рассмотрения претензий в банке Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (с изменениями и дополнениями) Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821"О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению […]
  • Получить справку из мвд об отсутствии судимости Приказ МВД РФ от 7 ноября 2011 г. N 1121 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования" (с […]
  • Иц справка об отсутствии судимости Приказ МВД РФ от 7 ноября 2011 г. N 1121 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования" (с […]