Ч 1 ст 292 ук рф приговор

1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

1. Являясь посягательством на нормальную деятельность публичного аппарата управления (государственных органов и органов местного самоуправления), служебный подлог отличается от других предусмотренных в гл. 30 УК преступлений своим субъектным составом. Только при совершении служебного подлога его субъектом могут быть как должностное лицо (см. примечание 1 и комментарий к ст. 285), так и государственный служащий и служащий органа местного самоуправления (см. комментарий к ст. 288), не являющиеся должностными лицами.

2. Предметом служебного подлога являются официальные документы — документированная информация, зафиксированная на любом материальном носителе (в том числе и электронный документ), выдаваемая (исходящая) государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными корпорациями, органами управления и должностными лицами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РФ, а равно документированная информация (обязательства, справки, договоры и т.п.), выдаваемая частными лицами, коммерческими и иными организациями, находящаяся в ведении (делопроизводстве) государственных и муниципальных органов, для удостоверения фактов и событий, имеющих юридическое значение. Официальные документы порождают для использующих их лиц определенные юридические последствия, предоставляют права, возлагают обязанности либо освобождают от них .

Официальные документы должны содержать необходимые реквизиты в зависимости от характера документа и его материального носителя и быть подписаны соответствующим должностным лицом либо снабжены электронной цифровой подписью, если речь идет о документе, хранимом, обрабатываемом и передаваемом с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем.

3. В законе названы две разновидности преступных деяний, объединяемые одним понятием «служебный подлог»: 1) внесение заведомо ложных сведений в официальные документы; 2) внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание. Таким образом, подлог может быть материальным — внесение различных изменений в действительный документ и интеллектуальным — составление ложного по содержанию, но подлинного по форме документа.

Внесение заведомо ложных сведений в официальные документы — это запись не соответствующей действительности информации в подлинный документ, который при этом сохраняет все признаки и реквизиты настоящего. Это деяние может представлять и изготовление полностью поддельного как по форме, так и по содержанию документа. К такой разновидности подлога относятся также пометка документа другим числом, не соответствующим фактической дате составления или выдачи документа, подделка подписи другого должностного лица и т.п. Внесение в официальный документ исправлений, искажающих их действительное содержание, может быть совершено путем подчистки, дописки и иными способами.

При этом в силу прямого указания закона деяние не должно содержать признаков преступления, предусмотренного ст. 292.1 УК.

4. Обязательным условием признания содеянного именно служебным подлогом является совершение соответствующих действий по отношению к официальным документам должностным лицом или государственным (муниципальным) служащим в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей (в рамках или с превышением служебной компетенции).

Если субъект, в принципе являющийся должностным лицом или служащим, подделывает не официальный документ или не использует при подделке те возможности, которыми он обладает в силу своего служебного положения, состава служебного подлога не будет. В соответствующих случаях эти действия могут быть квалифицированы по ст. 327 УК (см. комментарий к этой статье). По этой же статье УК будут нести ответственность за подделку документов служащие государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений, поскольку они не находятся на государственной службе и не являются муниципальными служащими.

5. Для признания деяния преступным не требуется наступления каких-либо последствий. Преступление окончено с момента учинения одного из названных в законе действий независимо от того, был ли использован данный подложный документ.

Наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства охватывается ч. 2 комментируемой статьи.

О содержании указанных последствий см. комментарий к ст. 285.

6. Служебный подлог может быть совершен только с прямым умыслом, виновное лицо должно руководствоваться корыстными или иными личными побуждениями (см. комментарий к ст. 285). Наличие какого-либо другого мотива при внесении заведомо ложных сведений в официальные документы или совершении иных действий, предусмотренных ст. 292, исключает ответственность за служебный подлог.

7. Цель фальсификации должностным лицом или служащим официальных документов закон не оговаривает. Однако в тех случаях, когда подлог совершается с целью последующего использования ложных документов для совершения другого преступления, содеянное одновременно может являться приготовлением к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления.

Использование должностным лицом или служащим изготовленных им заведомо фиктивных документов при совершении хищения чужого имущества путем мошенничества, присвоения или растраты надлежит квалифицировать по совокупности как хищение и служебный подлог. Точно так же по совокупности преступлений квалифицируются действия должностного лица или служащего, которые используют подделанный ими официальный документ для совершения или сокрытия любого другого преступления. Подлог не требует самостоятельной квалификации лишь тогда, когда он является конструктивным признаком другого преступления (например, ст. 188 УК).

Если служебный подлог учиняется с целью оказания содействия другому лицу в совершении преступления, виновный привлекается к ответственности по ст. 292 УК и за пособничество в совершении другого преступления.

rulaws.ru

Квалифицирующим признаком рассматриваемого преступления является совершение его г руппой л иц п о п редварительному с говору , а особо квалифицирующим — н аступление т яжких п оследствий. Преступление признается совершенным группой лиц по предваритель- ному сговору, если в нем участвовали два или более лица, заранее догово- рившиеся о совместном совершении преступления ч. Законодатель не определяет, какие именно последствия следует счи- тать тяжкими, оставляя это на усмотрение правоприменителя.

К тяжким могут быть отнесены последствия в виде невосполнимой утраты инфор- мации единого государственного реестра в результате ее уничтожения, как на основном, так и на резервном носителях, а также уничтожения документов, на основании которых эта информация была внесена.

При квалификации деяния следует иметь в виду, что по общему правилу если наступившее тяжкое последствие при фальсификации государственного реестра одновременно предусмотрено другой статьей частью статьи УК РФ, содеянное подлежит квалификации только по ст. Однако это правило не будет действовать в тех случаях, когда предусмотренная законом санкция за преступление, предусматривающее эти последствия, выше санкции, предусмотренной в ч.

В этом случае содеянное под- лежит квалификации по совокупности ч. Если действия по внесению заведомо недостоверных сведений в единый государственный реестр или по уничтожению подлогу доку- ментов, на основании которых были внесены сведения в такой реестр, совершались из корыстной или иной личной заинтересованности и по- влекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства, содеянное подпадает одновременно под ст.

При этом если должностное лицо при совершении указанных действий об- ладало полномочиями по доступу к единому государственному реестру и непосредственному внесению в него каких-либо сведений, содеянное образует конкуренцию норм ст. В случае же совершения указанного деяния лицом, не обладающим полномочиями по непосредственному внесению в реестр каких-либо сведений, при ква- лификации содеянного образуется конкуренция cm.

С учетом того, что фальсификация единого государственного рее- стра является частным случаем злоупотребления полномочиями или превышения полномочий, конкуренция норм в обоих из перечислен- ных случаев разрешается в пользу положений ст.

При этом образуется конкуренция, при которой каждый из составов указанных преступлений содержит как общие, так и специальные при- знаки по отношению к другому составу. В этом случае при квалифика- ции деяния необходимо исходить из нормы, которая предусматривает наиболее высокую меру наказания. Как в теории, так и на практике этот вопрос решается неоднозначно. Ряд ученых и практических работников исходит из того, о что ст.

Другие ученые и правоприменители, отмечая, что понятие, опреде- ляемое в указанном Законе, не может быть использовано при квалифи- кации деяния по ст. При таком уяснении под официальным понимается документ, принятый в том числе и непубличными организациями. Указанные документы подделывались с целью их использования и фактически использовались.

Во-первых, письменная доверенность, договор купли-продажи и многие другие сделки, совершаемые в письменной форме, также пред- усмотрены законом, из них также вытекают определенные права, одна- ко они не могут быть отнесены к официальным документам.

В данном Определении в частности отмечается следующее: Таким образом, обжалуемая норма не содержит неопределенности уголовно-правового запрета. С учетом этого при квалификации деяния можно заключить, что необходимо придерживаться позиции Конституционного Суда РФ и под официальными понимать только те документы, которые приняты органами законодательной, исполнительной или судебной власти.

Следует напомнить, что единые государственные реестры ведутся уполномоченными органами исполнительной власти, то есть субъектами, имеющими право принимать официальные документы. Однако означает ли это, что они относятся к официальным документам? Как представляется, несмотря на наличие признака официальности, реестры не являются документами вообще. Документ, как письменный, так и электронный, — это материальный носитель, на котором зафиксирована информация на конкретно определенную дату или период времени.

Достоверность этой информации на указанный в документе период времени заверяется подписью лица, выдавшего документ, или иного уполномоченного лица и или оттиском печати органа или организации либо использованием фирменного бланка органа или организации и или иным установленным способом. После введения документа в оборот он уже не может быть изменен. В случае если зафиксированная в нем информация устаревает, взамен старого документа принимается новый, содержащий сведения, актуальные на текущую дату.

Таким образом, информация, зафиксированная в документе, всегда носит статичный характер.

В отличие от этого информация, представленная в базах данных, фиксируется в динамике, то есть она может меняться без изменения самого носителя информации — реестра. Поэтому единый государственный реестр автоматизированная база данных, карточки, списки и т. С учетом названных выше критериев к официальным д окументам м огут б ыть о тнесены только выдаваемые регистрирующим органом выписки из реестра, свидетельства о праве или иные носители, воспро- изводящие часть информации реестра и удостоверяющие ее достовер- ность на конкретную дату.

Однако такие документы не являются ча- стью единого государственного реестра, в связи с чем внесение в них недостоверных сведений не образует преступления, предусмотренного ст.

FAQ Обратная связь Вопросы и предложения. Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права?

Соотношение с иными преступлениями. Квалифицирующие признаки преступления Квалифицирующим признаком рассматриваемого преступления является совершение его г руппой л иц п о п редварительному с говору , а особо квалифицирующим — н аступление т яжких п оследствий.

xn—-itbicldenfdqzca2myb.xn--p1ai

1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Предметом преступления является официальный документ — письменный или иной документ , исходящий от государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, управленческих структур Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, предоставляющий определенные права, возлагающий обязанности или освобождающий от них либо удостоверяющий юридически значимые факты или события. Официальный документ — это документ, который порождает определенные юридические последствия.
———————————
В Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 28.07.2012) (РГ. 2010. 2 авг.) дается понятие электронного документа. Электронный документ — документированная информация, представленная в электронной форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием ЭВМ, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (п. 11.1 ст. 2). Электронный документ является равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе. Понятие электронной подписи раскрывается в ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в ред. от 10.07.2012) (РГ. 2011. 8 апр.). Электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Например, постановления о возбуждении и прекращении уголовного дела удостоверяют такие события и факты, которые имеют юридическое значение и влекут юридические последствия, в связи с чем внесение в эти документы заведомо ложных сведений должностными лицами органов внутренних дел из иной личной заинтересованности, выразившейся в желании улучшения показателей раскрываемости преступлений, является служебным подлогом, ответственность за совершение которого предусмотрена комментируемой статьей.

Документы, исходящие от отдельных лиц, коммерческих и иных организаций, не являющихся государственным или муниципальным учреждением (договоры, расписки и т.д.), сами по себе официальными документами не являются. Вместе с тем, если такие документы попадают в ведение (делопроизводство) указанных выше государственных (муниципальных) органов или учреждений, их следует признать официальными, поскольку через деятельность публичного аппарата власти и управления они приобретают свойства официального документа; кроме того, их искажение способно затруднить выполнение возложенных на государственные или муниципальные структуры функций.

Официальный документ должен иметь необходимые реквизиты (номер, дата, печать и другие реквизиты в зависимости от характера самого документа) и быть подписанным уполномоченным на это должностным лицом.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, может быть выполнена одним из следующих действий: 1) внесением в официальный документ заведомо ложных сведений; 2) внесением в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание.

Внесение в официальный документ заведомо ложных сведений имеет место в случае, когда в подлинный по своей форме документ (т.е. сохраняющий все внешние реквизиты) вносятся не соответствующие действительности сведения (так называемый интеллектуальный подлог). Также данное деяние может выражаться в нанесении на документ ложных реквизитов, например проставление даты, не соответствующей фактической дате составления документа, либо в подделке подписи на документе.

Внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание, — это подчистка, дописка подлинного текста, совершение иных действий, в результате которых меняется содержание, информативная нагрузка документа (материальный подлог).

Служебный подлог имеет место только в том случае, когда внесение в документ заведомо ложных сведений и исправлений связано со служебными функциями виновного лица, т.е. осуществляется именно в связи с выполнением им своих служебных обязанностей. Если же должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает такие же действия, но безотносительно к имеющейся по службе возможности, состав данного преступления отсутствует. При определенных условиях это деяние может быть квалифицировано по ст. 327 УК. По этой же статье следует квалифицировать действия виновного, когда должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает указанные действия не по отношению к официальному документу, который является таковым изначально, независимо от произведенных с ним действий, а работает с обычным документом, изготавливая из него документ официальный.

Следует учитывать, что при внесении заведомо ложных сведений в официальные документы, являющиеся основанием к приобретению гражданства (к примеру, вид на жительство), содеянное квалифицируется по ч. 1 ст. 292.1 УК как по специальной норме (ч. 3 ст. 17 УК).

3. Состав преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является формальным. Преступление окончено с момента внесения в официальный документ ложных сведений либо исправлений, искажающих его действительное содержание, независимо от того, был ли в дальнейшем такой документ использован. Использование поддельного документа при совершении какого-либо преступления следует квалифицировать по совокупности служебного подлога с соответствующим преступлением (например, со ст. ст. 159, 160 УК). Заранее не обещанный служебный подлог в целях сокрытия хищения, совершенного другим лицом, не может быть квалифицирован как пособничество в хищении и охватывается только составом преступления, предусмотренного комментируемой статьей.

Внесение в официальный документ ложных сведений или исправлений с целью дальнейшего его использования для совершения тяжкого или особо тяжкого преступления образует совокупность служебного подлога и приготовления к соответствующему тяжкому или особо тяжкому преступлению.

4. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражена виной в виде прямого умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив преступления — корыстная или иная личная заинтересованность (о содержании этого признака см. комментарий к ст. 285). Отсутствие умысла исключает наличие рассматриваемого состава преступления. Подписание же, например, подложного документа по небрежности при наличии соответствующих признаков может быть квалифицировано как халатность по ст. 293 УК.

5. Субъект преступления — специальный. Им может быть как должностное лицо, так и государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за совершение одного из указанных в ч. 1 данной статьи действий, последствием которого явилось существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (о данном последствии см. комментарий к ст. 285).

stykrf.ru

Фигура милиционера, а сейчас – полицейского воспринимается в обществе весьма неоднозначно. Укоренилось мнение, что в милиции – полиции работают люди, совсем не склонные охранять права граждан, а наоборот нарушающие закон на каждом шагу. Такое мнение, сформировавшееся в обществе, порою мешает быть беспристрастными к этой категории правоохранителей со стороны иных «служителей закона», когда в отношении милиционеров возбуждаются уголовные дела и при отсутствии к этому оснований.

12.04.2010года Первоуральским городским судом был вынесен оправдательный приговор в отношении сотрудника ГИБДД «П», который обвинялся в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч.3 ст.286 УК РФ.

26.05.2010года Судебная Коллегия по уголовным делам Свердловского областного суда оставила без удовлетворения кассационную жалобу потерпевшего и кассационное представление прокурора города Первоуральска, оставив оправдательный приговор без изменения.

На настоящее время мой подзащитный «П» имеет на руках вступившее в законную силу решение Первоуральского городского суда об удовлетворении его исковых требований по компенсации морального вреда.

В конце марта 2011 года ко мне за юридической помощью обратился сотрудник патрульно-постовой службы ОВД по ГО Ревда и ГО Дегтярск «Ш», который, как выяснилось, привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 292 Уголовного Кодекса РФ, им уже выполнены требования ст. 217 Уголовно-процессуального Кодекса РФ и уголовное дело направлено на рассмотрение в Ревдинский городской суд.

После ознакомления с материалами уголовного дела, у меня сложилось впечатление, что обвинение «Ш» является не обоснованным и в его действиях отсутствует состав преступления, предусмотренный указанной выше нормой уголовного Закона.

«Ш» обвинялся в том, что он, являясь сотрудником патрульно-постовой службы ОВД по ГО Ревда и ГО Дегтярск, то есть должностным лицом, составил протокол об административном правонарушении в отношении гр. «Р…» по ч. 2 ст. 20.20 Кодекса об административных правонарушения РФ, который фактически данного правонарушения не совершал. В последствии, в отношении гр. «Р…» было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности и на него наложен административный штраф в сумме 500 руб. 00 коп.

11 апреля 2011 года «Ш» был осужден Ревдинским городским судом по ч. 1 ст. 292 Уголовного Кодекса РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 8 месяцев, с применением положений ст.73 Уголовного Кодекса РФ, условно с испытательным сроком 6 месяцев.

20 мая 2011года Судебной Коллегией по уголовным делам Свердловского областного суда рассмотрена моя кассационная жалоба, как защитника осужденного «Ш», которая полностью удовлетворена, приговор в отношении «Ш» отменен, уголовное дело прекращено в связи с отсутствием в его действиях признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 Уголовного Кодекса РФ.

Суть позиции защиты сводилась к тому, что выводы суда, изложенные в приговоре, не соответствуют фактически установленным обстоятельствам, что в конечном итоге привело к неправильному применению норм материального права.

По моему мнению, изложенному в кассационной жалобе, совершение объективной стороны состава преступления не подтверждено исследованными материалами дела, суд необоснованно отверг доводы свидетелей защиты, построив обвинительный приговор на показаниях свидетелей обвинения, которые по своей сути являлись противоречивыми и противоречия в ходе судебного следствия устранены не были.

Так же, по мнению защиты, протокол об административном правонарушении не может относиться к официальному документу и внесение в него любых сведений (правдивых, ложных) не образует состав преступления, предусмотренного ч.1 ст.292 УК РФ. Кроме прочего, не был доказан и мотив совершения преступления «иная личная заинтересованность», в приговоре суд сам определил что по его мнению является «иной личной заинтересованностью» «Ш», выйдя таким образом за пределы предъявленного ему обвинения органом следствия.

Что касается внесения заведомо ложных сведений в официальный документ- в определении Судебной Коллегии по уголовным делам Кемеровского областного суда еще в 2006 году указывалось: «по смыслу уголовного закона официальными являются документы, определяющие какие-либо полномочия учреждений, организаций, объединений, но не частных лиц…». По более узкому определению ст. 5 Федерального закона РФ «Об обязательном экземпляре документов», официальные документы – документы, принятые органами законодательной, исполнительной, судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер.

Таким образом, документ, изготовленный в отношении конкретного лица, не смотря на то, что он изготовлен должностным лицом, нельзя признать официальным документом». Таким образом, по моему мнению, внесение в протокол об административном правонарушении ложных сведений не может образовать состав преступления, предусмотренный ч.1 ст.292 УК РФ.

Судебная коллегия по уголовным делам Свердловского областного суда, в своем определении указала, что все доводы защитника являются обоснованными, отменила приговор Ревдинского городского суда в отношении «Ш» и, как я указала выше, уголовное дело прекратила в связи с отсутствием в действиях «Ш» состава инкриминированного ему преступления.

Достигнутое окончательное решение по данному уголовному делу для меня является важным по нескольким существенным мотивам:

1. Закон должен пониматься одинаково следователями, судьями, прокурорами, адвокатами. Интерпретация закона в рамках ведомственных интересов, неминуемо приводит к его нарушению. Закон должен иметь равную силу для всех.

2. Два самых свежих примера из моей практики свидетельствуют, что и сотрудники милиции-полиции нуждаются (оказывается!) в такой же защите государства, как и другие граждане, поскольку не все они и не всегда — отрицательные герои милицейских будней.

3. Может уже настало время, когда мы должны досконально исследовать любой факт, ставший предметом следствия, либо судебного разбирательства и давать ему оценку беспристрастно, с позиции закона, а не узковедомственных интересов?

advokat-tgbudkevich.ru

1. Незаконная выдача должностным лицом или государственным служащим паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства, а равно внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства Российской Федерации, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Часть 1 комментируемой статьи содержит, по сути, два состава преступления, характеризующиеся спецификой предмета и совершаемого деяния:

1) незаконная выдача должностным лицом или государственным служащим паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства;

2) внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ.

2. Предметом первого состава преступления является паспорт гражданина Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Указа Президента РФ от 13.03.1997 N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» , паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории РФ, и вводится в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1301.

В соответствии со ст. 10 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (в ред. от 22.02.2012) , выдача паспортов производится территориальными органами ФМС России в порядке, определяемом данной службой. В настоящее время выдача паспортов производится на основании Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 07.12.2009 N 339 (в ред. от 28.10.2011) .
———————————
СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 3). Ст. 5596; 2008. N 14. Ст. 1412; 2010. N 33. Ст. 4433; 2011. N 22. Ст. 3190; 2012. N 10. Ст. 1229.

В целях обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на свободный выезд из России и въезд в нее, для осуществления их защиты и покровительства за пределами Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 30.12.2012) Указом Президента РФ от 21.12.1996 N 1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации» введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами России (паспорт гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию — заграничный паспорт) . Выдача заграничного паспорта производится территориальными органами ФМС России на основании Административного регламента Федеральной миграционной службой по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету, утвержденного Приказом ФМС России от 03.02.2010 N 26 (в ред. от 01.12.2011) .
———————————
СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029; 1998. N 4. Ст. 531; N 30. Ст. 3606; 1999. N 26. Ст. 3175; 2003. N 2. Ст. 159; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; 2006. N 27. Ст. 2877; N 31 (ч. 1). Ст. 3420; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 29; N 3. Ст. 410; N 49. Ст. 6071; N 50. Ст. 6240; 2008. N 19. Ст. 2094; N 20. Ст. 2250; N 30 (ч. 1). Ст. 3583; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5735, 5748; 2009. N 1. Ст. 30; N 2. Ст. 772; N 7. Ст. 772; N 26. Ст. 3123; N 52 (ч. 1). Ст. 6407, 6450; 2010 N 11. Ст. 1173; N 15. Ст. 1756; N 21. Ст. 2524; N 30. Ст. 4011; N 31. Ст. 4196; N 52 (ч. 1). Ст. 7000; 2011. N 1. Ст. 16, 28, 29; N 13. Ст. 1689; N 15. Ст. 2021; N 17. Ст. 2321; N 50. Ст. 7339, 7340, 7342; 2012. N 21. Ст. 4322; РГ. 2012. N 262, 302.

СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5914. Изменения, внесенные Указом Президента РФ от 22.10.2009 N 1180 (СЗ РФ. 2009. N 43. Ст. 5049), вступают в силу с 1 января 2014 г.

Образец паспорта утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.03.1997 N 298 «Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации» (в ред. от 06.10.2011) (СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1435; 2008. N 14. Ст. 1412; N 34. Ст. 3937; 2009. N 23. Ст. 2821; 2010. N 17. Ст. 2101; 2011. N 42. Ст. 5922). Такой паспорт действителен до замены его по желанию гражданина Российской Федерации паспортом нового поколения в соответствии со ст. 4 Указа Президента РФ от 19.10.2005 N 1222 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации» (в ред. от 27.07.2007) (СЗ РФ. 2005. N 43. Ст. 4372; 2007. N 31. Ст. 4020). О паспорте нового поколения см. подробнее: Постановление Правительства РФ от 18.11.2005 N 687 «Об утверждении образцов и описания бланков паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта гражданина Российской Федерации и служебного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации» (в ред. от 21.04.2010) (СЗ РФ. 2005. N 48. Ст. 5037; 2006. N 15. Ст. 1619; 2010. N 4. Ст. 411; N 17. Ст. 2101).

3. Объективная сторона преступления состоит в незаконной выдаче паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицом без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

Основания приобретения гражданства Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 12.11.2012) . Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России (имеющие вид на жительство), могут приобрести гражданство Российской Федерации в результате приема в гражданство, восстановления в гражданстве и на основании международных договоров РФ.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031; 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4417; 2004. N 45. Ст. 4377; 2006. N 2. Ст. 170; N 31 (ч. 1). Ст. 3420; 2007. N 49. Ст. 6057; N 50. Ст. 6241; 2008. N 40. Ст. 4498; 2009. N 1. Ст. 9; N 26. Ст. 3125; 2012. N 47. Ст. 6393.

Общий и упрощенный порядок приема в гражданство установлены ст. ст. 13, 14 указанного Закона, а также ст. ст. 10 — 21 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (в ред. от 30.12.2012) . Восстановление в гражданстве осуществляется в соответствии со ст. 15 данного Закона и ст. 22 указанного Положения.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4571; 2004. N 1. Ст. 16; 2006. N 45. Ст. 4670; 2007. N 31. Ст. 4020; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3476; 2009. N 34. Ст. 4170; N 43. Ст. 5049; 2011. N 43. Ст. 6025; 2012. N 23. Ст. 2991; N 38. Ст. 5074; РГ. 2012. N 286. Изменения, внесенные Указом Президента РФ от 22.10.2009 N 1180, вступают в силу с 1 января 2014 г.

Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства состоит в выдаче паспорта без приобретения такими лицами гражданства в установленном законодательством порядке, т.е. в отсутствие решения о приобретении гражданства, принятого полномочным органом РФ.

4. Состав преступления является формальным. Преступление окончено с момента фактической передачи паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства и получения его данным лицом.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

6. Субъект преступления — специальный — должностное лицо или государственный служащий ФМС России.

7. Следующий состав преступления, предусмотренный ч. 1 комментируемой статьи, — это внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации.

8. Предметом преступления выступают документы, являющиеся основанием к приобретению гражданства Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства. Перечень таких документов, в зависимости от основания приобретения гражданства, содержится в ст. ст. 10 — 22.1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. К их числу относятся, например, вид на жительство, один из документов, подтверждающих наличие у иностранного гражданина или лица без гражданства законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка и т.п.) и др.

9. Объективная сторона преступления состоит во внесении в документ, являющийся основанием к приобретению гражданства Российской Федерации, заведомо ложных сведений и последствии, выражающемся в незаконном приобретении гражданства. Следует учитывать, что вопрос о внесении указанных сведений в документ, отвечающий признакам официального документа, при возникающей конкуренции со ст. 292 УК решается в пользу ст. 292.1 УК, поскольку она является специальной по отношению к служебному подлогу. Для наличия рассматриваемого состава преступления необходимо, чтобы незаконное приобретение гражданства Российской Федерации явилось следствием внесения в соответствующий документ не соответствующих действительности сведений.

10. Состав преступления материальный. Преступление окончено с момента принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, решения о приобретении гражданства.

11. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.

12. Субъект преступления является специальным — это должностное лицо, а также государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, использующий свои служебные полномочия для внесения заведомо ложных сведений в соответствующие документы (например, должностные лица и государственные служащие подразделений ФМС России, дипломатических представительств и консульских учреждений России за ее пределами, налоговых инспекций ФНС России, государственных (муниципальных) образовательных учреждений и др.).

13. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства Российской Федерации.

14. Объективная сторона преступления характеризуется следующими признаками: 1) совершение деяния, которое может быть выражено либо в бездействии (неисполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей), либо в действии (ненадлежащее исполнение своих обязанностей); 2) наступление последствия в виде незаконной выдачи паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконного приобретения гражданства России; 3) причинно-следственная связь между деянием и последствием.

Данный состав преступления является специальным по отношению к составу халатности (ч. 1 ст. 293 УК).

О неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей см. комментарий к ст. 293.

15. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

16. Субъект преступления специальный — должностное лицо или государственный служащий.

stykrf.ru

Еще по теме:

  • Уголовный кодекс российской федерации часть 1 1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс. 2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права. 1. […]
  • Как получить приговор в суде 1. Обвиняемый, дело которого подсудно городскому, областному (краевому) суду, имеет право выбрать состав суда и соответствующую этому составу судебную процедуру рассмотрения дела. Если обвиняемый выберет суд присяжных, он должен заявить соответствующее ходатайство при объявлении ему об окончании предварительного […]
  • Алименты на совершеннолетнего ребенка ск рф 1. Родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. 2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов размер алиментов на нетрудоспособных совершеннолетних детей определяется судом в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно, исходя из материального и семейного […]
  • Область применения правил по охране труда 1 РАЗРАБОТАНЫ Федеральным государственным учреждением "Центр охраны труда в строительстве" Госстроя России (ФГУ ЦОТС), Аналитическим информационным центром "Стройтрудобезопасность" 2 ПОДГОТОВЛЕНЫ И ПРЕДСТАВЛЕНЫ Управлением экономики и международной деятельности Госстроя России 3 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 1 […]
  • Применяется ли закон о защите прав потребителей к страхованию 1. В связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК - величина расчетного пенсионного капитала […]
  • Ставка налога на прибыль в 2007 1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, […]
  • Прокурор в уголовном процессе рф 1. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. 2. В случае, когда законом […]
  • Подведомственность суду гражданских дел 1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее — суд). 2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных […]